Чем отличаются нормативные акты от правовых

Важные аспекты на тему: "Чем отличаются нормативные акты от правовых" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

27 июня 2012 года в Высшем Арбитражном Суде РФ будут обсуждаться спорные вопросы, касающиеся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта

Сообщается, в частности, что арбитражные суды определяют нормативный характер правового акта исходя из его содержания и направленности, полномочий принявшего его органа. Признаки, характеризующие содержание акта, являются приоритетными по отношению к тем, которые определяют его форму. Как отмечается в ряде постановлений Президиума ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение, затрагивает ли права и законные интересы, соответствует ли закону; при этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.

По мнению ВАС РФ, наиболее существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:

— устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;

— адресован неопределенному кругу лиц;

— рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).

В представленной справке дается характеристика правового акта на примере лесохозяйственного регламента, а также рассматриваются вопросы, касающиеся полномочий суда вносить изменения в нормативный или ненормативный правовой акт.

Понятие нормативного правового акта и его отличие от правового акта

Нормативно правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом в пределах его компетенции. Нормативный правовой акт не должен противоречить тем законодательным актом, которые обладают большей юридической силой.

Обязательным условием такого документа является неоднократность применения, неопределенный круг лиц, установление, изменение или прекращение определенных правоотношений. Другими словами, нормативный правовый акт всегда порождает норму права.

Понятие правового акта более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. Это индивидуальное решение государственного органа, адресованное конкретным субьектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Например, документы для служебного пользования – они не создают никаких правовых норм, а только направлены на индивидуальное применение. Если сравнить правовые и нормативные правовые акты, то надо сказать, что нормативный правовой акт должен находиться в открытом доступе и все субьекты права должны быть информированы о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. Правовые акты носят разовый характер, они не установливают новых правил и норм.

Таким образом, если нормативный правовой акт является всеобщим то правовой акт – индивидуальным. Правовые акты адресован ограниченному кругу лиц, в то время как нормативный правовой акт неограниченному кругу субьектов.

Время применения нормативного правового акта используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. Правовой акт ориентирован для однократного применения в конкретной ситуации.

Последующее официальное опубликование текстов нормативных правовых актов – опубликование в печатном издании нормативных правовых актов, прошедших экспертизу на соответствие эталонному контрольному банку нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Правовой мониторинг нормативных правовых актов – деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации.

Уровень нормативного правового акта — место нормативного правового акта в зависимости от его юридической силы в иерархии нормативных правовых актов.

Официальное опубликование нормативного правового акта – публикация для всеобщего сведения полного текста нормативного правового акта в официальных и периодических печатных изданиях, а также на интернет-ресурсе, определяемом Правительством Республики Казахстан, в графическом формате в полном соответствии с подписанными подлинниками.

Обязательным условием применения нормативных правовых актов касающихся прав, свобод и обязанностей граждан является его государственная регистрация. В этой связи, одним их важнейших факторов формирования правого государства является нормативный правовый акт.

А. Кульдикова

Главный спецалист отдела РНПА

Член Астанинского филиала Союза юристов Казахстана

Нормативно-правовой акт как источник права. Отличие нормативного акта от иных правовых актов

Нормативный правовой акт как результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, имеет двойственную юридическую природу. Во-первых, он является разновидностью правовых актов; во-вторых, для статутной правовой системы это основной источник права, внешняя форма выражения и закрепления юридических норм.

Основу правового регулирования статутной правовой системы составляют нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и др. Все иные правовые акты носят поднормативный характер, должны соответствовать нормативным актам, им не противоречить. Содержанием нормативных актов являются юридические нормы, общеобязательные правила должного, дозволенного, запрещенного поведения, которые лежат в основе принимаемых правовых решений. Два главных признака отличают нормативные акты от других правовых актов:

§ общий характер, неконкретность адресата — нормативные акты распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия;

Читайте так же:  Проблемы экологии современной городской среды

§ непрерывность действия — они действуют непрерывно, постоянно, вплоть до их отмены или замены другими нормативными актами.

Интерпретационные акты (акты толкования права) — результат официального нормативного толкования правовых норм, содержащий разъяснения норм права и имеющий определенную степень обязательности.

Акты толкования права, как правило, не содержат новых правовых норм, они направлены на разъяснение и в определенных пределах конкретизацию правовых норм, носят в этой области обязательный характер и действуют вместе с разъясняемыми нормативными актами. Это, например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, инструктивные письма Центробанка, Таможенного комитета и др.

[3]

Индивидуальные правовые акты адресованы конкретным лицам, содержат индивидуально-конкретные предписания, действуют в ограниченных во времени пределах до момента выполнения принятого решения. К индивидуальным актам относятся:

§ акты применения права — государственно-властные акты-документы, выражающие индивидуально-правовую деятельность государственных органов, направленную на решение (разрешение) конкретного юридического дела, установление либо конкретизацию юридических прав и обязанностей, определение их меры и объема;

§ акты реализации прав обязанностей — договоры, дополнительные соглашения по их исполнению, иные акты-документы, фиксирующие автономные решения отдельных лиц в процессе их правовой активности и правореализующей деятельности.

Ведущее положение нормативных актов как источников права в статутных правовых системах, все большее их распространение в правовых системах общего права и традиционных правовых системах объясняется их достоинствами, соответствием объективным свойствам права современной цивилизации по сравнению с правовыми обычаями и судебными прецедентами.

§ Нормы права формируются в нормативных актах как общие модели, масштаб поведения, применимый к многократно повторяющимся, типичным общественным отношениям, тем самым обеспечивается ведущее свойство права — общеобязательная нормативность.

§ Нормативные акты отличаются оперативностью: они при необходимости могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены, то есть способны оперативно реагировать на изменяющиеся общественные отношения.

§ Они исходят из единого центра — правотворческих органов, что дает возможность установить единую, цельную, в определенных пределах внутренне непротиворечивую систему законодательства и обеспечить системность права.

[1]

§ В нормативных актах точно и определенно фиксируется содержание юридических норм, устанавливаются права и обязанности субъектов, санкции за их нарушение, формируются исходные начала (принципы) права, юридические понятия и конструкции, что отвечает формальной определенности права. Кроме того, нормативные акты выражаются в письменных документах, публикуемых в официальных изданиях, что позволяет оперативно довести содержание нормативных предписаний до адресатов, всего населения, обеспечить воспитательное воздействие права на волю и сознание субъектов.

Нормативные акты подразделяются на виды прежде всего по их юридической силе, которая определяет место нормативного акта в системе законодательства, соподчиненность и субординацию между нормативными актами. По этому основанию, а также учитывая субъектов правотворческой деятельности, их властные полномочия и компетенцию все нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 844 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и отличие от индивидуально-правового акта

Нормативно-правовой акт – это официальный, властный документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

Нормативно-правовой акт – одна их основных внешних форм права. Это государственный документ нормативного характера.

Основные признаки нормативно-правовых актов: государственный характер – государство наделяет органы, должностных лиц правотворческой компетенцией; оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, в т.ч. и через принуждение; принимаются с соблюдением определенной процедуры и требований к содержанию и форме нормативно-правового акта; имеют временные, пространственные и субъективные пределы действия; всегда содержат правовые нормы. Наличие норм и делает их нормативными, общеобязательными; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания.

Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Существенное отличие индивидуального правоприменительного акта от нормативно-правового акта состоит в том, что никаких изменении в действующее законодательство не вносит и вносить не может. Он выносится во исполнение и в точном соответствии с нормативно-правовым актом, устанавливающим или изменяющим субъективные юридические права и обязанности. Он всегда обращен к конкретным, индивидуально-определенным субъектам нрава, в то время как нормативно-правовой акт затрагивает неопределенно большой круг лиц. Индивидуальный правоприменительный акт потому и называется индивидуальным, что он исчерпывает свою силу после однократного применения. В плане теории и практики правоприменения значительный интерес представляет в связи с этим установление соотношения нормативно-правовых и правоприменительных актов. Позиции большинства авторов по этому вопросу близки или совпадают. Очень часто эта проблема формулируется как выяснение взаимосвязей и соотношений правоприменительного акта и нормы права.5

В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Читайте так же:  Срок хранения договоров в организации

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный aocoдарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8865 —

| 7559 — или читать все.

ОТЛИЧИЯ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА ОТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И АКТОВ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

Прежде чем перейти непосредственно к отличиям актов применения права (правоприменительные акты) от нормативно­правовых актов (нормативные акты) и актов толкования права (в юридической литературе также именуются интерпретационными актами), необходимо отметить, что все названные акты относятся к так называемым актам-документам (в последствии в вопросах классификации будет выделен данный вид).

Нормативно-правовые акты содержат нормы права. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответст­вующих норм права, содержащихся в нормативно-правовых ак­тах, т. е. в них растолковывается (объясняется), как надо пра­вильно понимать смысл тех или иных норм права. Акт примене­ния содержит индивидуальное (персонифицированное) властное предписание, вынесенное уполномоченным на то субъектом (ор­ганом или должностным лицом) в результате решения им кон­кретного юридического дела.

Напомним, что под нормативно-правовым актом понимают принятый в установленном порядке уполномоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обла­дает юридической силой и содержит нормы права 5 ®.

В отличие от нормативных актов акты применения права не имеют цели установления правовых норм или преобразования правового регулирования. Сферой их действия и распростране­ния является подзаконная (ненормотворческая) сфера, именно та, в которой объективное право реализуется [50] [51] . Правоприменительные акты призваны сыграть роль дополнительного юридического фак­та, в связи с которым приходят в движение правовые отношения.

Необходимо отметить, что акты применения права обладают свойством властности и беспрекословности, которая охраняется государством. Данные акты имеют значение не только для самого правоприменителя, но и для других лиц.

Каждый акт применения права имеет своей целью разреше­ние конкретных обстоятельств, воздействие на определенных лиц [52] . Акты применения права входят составной частью в судеб­ную практику и оказывают на нее определенное воздействие, вместе с тем косвенным образом влияя на поведение субъектов правоприменения и иных участников общественных отношений.

Акты применения права, как и нормативные правовые акты, относятся к правовым актам. Как правовые акты, акты примене­ния права обладают определенными общими с нормативными
правовыми актами чертами. Считаем необходимым присоеди­ниться к мнению большинства ученых, которые к числу таких общих черт относят:

1) акты применения права и нормативные правовые акты яв­ляются официальными документами, имеющими установленную законом форму;

2) акты применения права и нормативные правовые акты принимаются, как правило, уполномоченными на то субъектами, компетентными органами.

3) акты применения права и нормативные правовые акты со­держат государственно-властные предписания (однако акты применения права в отличие от нормативных правовых актов со­держат индивидуально-конкретные предписания, в то время как нормативные правовые акты содержат нормативные (неперсони- фицированные) предписания);

4) акты применения права и нормативные правовые акты принимаются в установленном законом порядке’,

5) акты применения права и нормативные правовые акты обеспечиваются государством, его принудительной силой’,

6) акты применения права и нормативные правовые акты об­ладают юридической силой [53] .

Несмотря на сходство нормативных правовых актов и актов применения права, их все же необходимо отличать друг от друга. Это отличие состоит главным образом в следующем:

1) акты применения права — это документы, которые выно­сятся в процессе применения права, в то время как нормативные правовые акты выносятся в процессе правотворчества;

2) акты применения права — это документы, которые содер­жат индивидуально-конкретные правовые предписания, тогда как нормативные правовые акты содержат нормативные право­вые предписания, т. е. нормы права;

3) акты применения права, в отличие от нормативных право­вых актов, не устанавливают, не изменяют и не отменяют нор­мы права. Нормативный правовой акт является общей норматив­ной основой правового регулирования. Акт применения права, в
свою очередь, претворяет, реализует общие предписания норма­тивного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям;

4) акты применения права — это документы, которые адре­суются конкретным лицам, а нормативные правовые акты, по­скольку они содержат нормы права, адресуются неопределенно­му кругу лиц;

5) акты применения права — это документы, которые всегда рассчитаны на конкретный случай, нормативные же правовые акты всегда рассчитаны на неопределенное число типичных, по­вторяющихся случаев.

Н. А. Пьянов считает, что из названных отличительных признаков наиболее значимыми являются адресность актов при­менения права конкретным лицам и их вынесение к конкретно­му случаю, поскольку именно эти признаки позволяют доста­точно четко разграничить акты применения права и норматив­ные правовые акты [54] .

Далее, по нашему мнению, представляется необходимым обозначить общие черты и отличия актов применения права от актов толкования права (в данном случае будем иметь в виду ак­ты официального толкования права, исключив неофициальные источники толкования права). Напомним, что акт официального толкования права — это вынесенные в процессе толкования права официальный документ, содержащий предписания, разъясняю­щие действующие правовые нормы [55] . Акты официального толко­вания права являются разновидностью правовых актов.

Акты применения права и акты толкования права имеют об­щие черты:

1) являются официальными документами, которые имеют определенную форму и реквизиты;

2) выносятся (принимаются) уполномоченными на то субъ­ектами. Однако круг субъектов здесь все же разнится. В то время как акты применения права могут выносить (издавать) государст­венные органы, негосударственные организации и их должност­ные лица, то что касается актов толкования права, то их выносить
(издавать) вправе только уполномоченные на то субъекты, и, прежде всего, правотворческие органы, которые могут давать толкование принимаемым ими нормативным правовым актам — аутентическое толкование. В качестве других субъектов, управо­моченных давать официальное толкование, можно назвать другие государственные органы (например, суды), которым делегирова­но право толкования нормативно-правовых актов- легальное толкование;

Читайте так же:  Узнать готов инн или нет

3) носят государственно-властный характер’,

4) обладают определенной юридической силой. Однако она разнится между названными актами: акты толкования права по своей юридической силе приравниваются к тем нормативно­правовым актам, которые они разъясняют, а акты применения пра­ва подзаконны по отношению к нормативным правовым актам.

Акты применения права и акты толкования права различа­ются между собой тем, что акты толкования права могут быть как нормативными, так и индивидуальными, т. е. они могут быть обращены как к неопределенному кругу лиц, так и к конкретным субъектам, а также рассчитаны как на неопределенное число по­хожих ситуаций, так и на конкретный случай, а акты применения права адресованы конкретным субъектам и рассчитаны на кон­кретную ситуацию.

Чем отличаются нормативные акты от правовых

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Нормативный правовой акт» в других словарях:

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ установленной формы, предназначенный для установления, изменения или отмены правовых норм; это акт правотворческого органа государства, содержащий правовые нормы. Нормативный правовой акт является одним из основных … Элементарные начала общей теории права

Нормативный правовой акт — акт правотворческого органа государства, содержащий правовые нормы. Как источник права нормативный акт возникает на ранних этапах государственности и по мере ее развития, вытесняя правовые обычаи и правовую доктрину, занимает в системе… … Элементарные начала общей теории права

Нормативный правовой акт — (англ normative act) вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий… … Энциклопедия права

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято… … Официальная терминология

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ — письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов,… … Юридический словарь

нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов,… … Большой юридический словарь

Нормативный правовой акт — 1. Нормативный правовой акт Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм Постановление… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Нормативный правовой акт — официальный акт документ, содержащий и принятый компетентным нормотворческим органом либо на референдуме. В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты подразделяются в две группы: законы и подзаконные акты. К законам относятся:… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Нормативный правовой акт — официальный документ, который издается компетентными органами государства или принимается всенародным волеизъявлением (референдумом) и содержит нормы права. Виды А.н.: акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти: общие –… … Пограничный словарь

Нормативный правовой акт — изданный в установленном порядке документ управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц,… … Большой юридический словарь

Акты толкования отличаются от нормативно-правовых актов и от актов применения права.

По степени самостоятельности. Нормативные правовые акты издаются с целью правового урегулирования общественных отношений по усмотрению правотворческих органов и представляют собой самостоятельные акты. Акты применения права издаются на основании нормативных правовых актов с целью их применения в отношении конкретных граждан, должностных лиц, органов и организаций и действуют независимо от нормативных правовых актов.

Акты толкования права не имеют самостоятельного значения. Они действуют только совместно с толкуемым нормативным правовым актом и являются как бы дополнением к нему.

По сроку действия. Нормативные правовые акты действуют либо в течение определенного времени, указанного в самом акте, либо до его отмены или замены другим актом. Акт применения права действует до момента его исполнения либо до его отмены. Акт толкования права не имеет самостоятельного срока действия. Он действует в течение времени действия толкуемого им нормативного правового акта.

По характеру.Нормативные правовые акты являются общими актами. Они распространяются на неопределенное количество лиц, которых они касаются. Акты применения права являются индивидуальными. Они действуют в отношении одного или несколько конкретных лиц.

Акты толкования права могут иметь общий и индивидуальный характер, т.е. распространяться на всех субъектов права, поведение и деятельность которых регулируется толкуемым нормативным правовым актом, либо иметь казуальное значение — относиться к конкретному факту и индивидуальному лицу.

Акты толкования можно классифицировать по различным основаниям:

По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Обычно они имеют ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

По форме внешнего выражения акты официального толкования, классифицируют на устные и письменные. Устное толкование норм права, осуществляемое уполномоченными органами и должностными лицами выражается в форме ответов на вопросы, задаваемые гражданами на личных приемах, проводимых представителями органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры. Оно обладает признаками оперативности доведения до сведения заинтересованного лица и свободной формой изложения. Устное толкование норм права, совершаемое уполномоченными на это должностными лицами, имеет большое воспитательное значение, ибо способствует формированию у граждан четкого представления о смысле и целях права.

Читайте так же:  Преступления с двойной превенцией понятие

По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального.

Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются государственным органом, его издавшим. Это акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.

В зависимости от субъекта издания акты толкования могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

При формулировании и написании текста актов толкования права, в первую очередь имеющих общий характер, используются правила юридической техники, а именно: конкретность акта, логическая последовательность изложения материала, отсутствие противоречий, ясность, простота и доступность текста, единство терминологии и др. Соблюдение данных требований позволит создать качественные акты толкования права, что способствует точному и полному пониманию толкуемых нормативных правовых актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РФ. ОТЛИЧИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ОТ АКТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА

Система нормативных актов– это совокупность правовых актов, которые характеризуются согласованностью, иерархичностью и дифференциацией по отраслям и институтам права.

Система нормативных актов в РФ включает в себя:

1) правовые акты общефедеральных органов;

2) акты субъектов РФ;

3) акты местного самоуправления;

4) акты прямого народного волеизъявления.

Классификация в системе нормативных актов:

1) в зависимости от субъекта правотворчества:

а) нормативные акты законодательных (представительных) органов;

б) нормативные акты исполнительных органов;

в) нормативные акты правоохранительных органов;

г) нормативные акты контрольно–надзорных органов и т. д.;

2) в зависимости от сферы действия:

б) акты субъектов РФ;

в) акты органов местного самоуправления;

3) в зависимости от срока действия:

а) акты неопределенно длительного действия;

б) временные акты;

4) в зависимости от способов установления государством:

5) по юридической силе:

б) подзаконные нормативные акты.

Отличия нормативного правового акта от акта применения права:

1) нормативный правовой акт носит общий характер, а акт применения права – индивидуальный;

2) нормативный правовой акт регулирует определенный вид общественных отношений, а акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;

3) нормативный правовой акт применяется неоднократно, а акт применения права – однократно, так как носит разовый характер;

4) нормативный правовой акт не персонифицирован, он ориентирован на неопределенное количество лиц, которые оказались в типичных жизненных ситуациях, а акт применения права ориентирован на конкретных лиц, так как направлен на разрешение конкретной ситуации;

5) нормативный правовой акт является нормативной основой правового регулирования и устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права, а акт применения права реализует эти нормы, проводя общеобязательные нормативные предписания в сферу конкретных жизненных ситуаций;

6) нормативный правовой акт действует до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права прекращает свое действие после непосредственной реализации;

7) нормативный правовой акт устанавливает правовые предписания, а акт применения права только применяет содержащуюся в нем норму права.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ В РФ

Закон– это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.

Основные признаки закона:

1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;

2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;

3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;

4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;

5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.

Виды законов:1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:а) конституционные законы– законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:

– Конституция РФ – Основной Закон государства;

– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;

– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;

Читайте так же:  Статус индивидуального предпринимателя возможно станет доступен несовершеннолетним

б) основы законодательства– кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;

в) текущие (обычные) законы– законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:

– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;

– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;

г) в зависимости от сферы действия:

– законы субъектов Федерации;

д) по отраслям права:

– гражданско–правовые и т. д.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

на временные акты;

акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

[2]

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  3. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.
  4. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
  5. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
Чем отличаются нормативные акты от правовых
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here