Допрос несовершеннолетнего

Важные аспекты на тему: "Допрос несовершеннолетнего" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Новая редакция Ст. 425 УПК РФ

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Статье 425 УПК РФ

1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в ч. ч. 1 — 5 к.с., — это прежде всего допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования к.с. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в к.с., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК РФ позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель — оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный, бесспорно, не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч. 2 ст. 189 УПК РФ, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

———————————
Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК РФ. М., 2004.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч. 3 к.с. следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста, страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами .

———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 4. 2011.

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарий к ст. 191 УПК РФ. Осталось выяснить, кто такой психолог? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога — психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях — на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно независимо от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч. 4 к.с. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты . Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе», прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

———————————
См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в к.с. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду: какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав ни имела места, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 к.с.

Читайте так же:  Срок рассмотрения претензии по гк рф между юридическими лицами

13. Исходя из содержания закрепленных в ч. 5 и ч. 6 к.с. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с протоколом. Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. 5 и ч. 6 к.с., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий к ст. ст. 9, 16, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187 — 191 УПК РФ .

———————————
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к Статье 425 УПК РФ УПК РФ. М., 2005; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен, 2007.

Другой комментарий к Ст. 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В ч. 1 ст. 425 указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва. Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

2. При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

3. В ст. 425 (ч. 3) включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

4. Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов. Закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.

Особенности допроса несовершеннолетних.

-школьники старшего возраста (с 14—15 до 17—18 лет) характеризуются стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.
Следователь должен хорошо знать не только особенности той возрастной группы, к которой относится допрашиваемый, но и его личные качества, так как психические особенности допрашиваемого могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание им обстоятельств, интересующих следствие, а также на последующее их воспроизведение при допросе.
Основными тактическими приемами допроса несовершеннолетних (обвиняемых) являются: а) демонстрация следователем своей осведомленности по делу и о личности допрашиваемого; б) предъявление допрашиваемому доказательств; в) детализация показаний и постановка контрольных вопросов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10648 —

| 7344 — или читать все.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля

Допрос несовершеннолетнего свидетеля имеет свои особенности. Следователю приходится обладать знаниями не только в области криминалистики, но и разбираться в психологии. Чтобы получить необходимые сведения, следует правильно построить алгоритм разговора, узнать привычки ребенка, условия жизни. Законодательство содержит ограничения по проведению допроса, чтобы не нанести допрашиваемому психологическую травму.

Кто вправе присутствовать?

Допрос производится следственными органами с целью получения устной информации о совершенном правонарушении. Правильно построить разговор со свидетелем — дело непростое. Ситуация осложняется, если допрашивается несовершеннолетний гражданин. Дети хорошо запоминают яркие детали и моменты, но не всегда способны озвучить информацию.

Основные правила проведения допроса на разных этапах следствия разъяснены в Уголовно-процессуальном кодексе России:

  • ст. 191 УПК РФ — предварительное расследование;
  • ст. 280 УПК РФ — в ходе судебного заседания;
  • ст. 425 УПК РФ — допрос обвиняемого, подозреваемого.

Важное условие — вызов несовершеннолетнего к следователю производится через законных представителей ребенка, перечень которых содержится в ст.5 УПК РФ: родители; опекуны (попечители); усыновители; администрация детского дома. Представители самостоятельно принимают решение о том, будут ли они присутствовать на процедуре дознания.

Выписывая повестку о явке, следователю необходимо проанализировать целесообразность приглашения конкретного законного представителя. Если существует вероятность, что действия взрослого посягают на права подростка, то принимается решение о замене представителя. Какие факторы рассматриваются:

  • подозрение, что родители будут склонять ребенка к даче ложных показаний;
  • потерпевшие в половом преступлении стыдятся при родственниках описывать детали происшедшего;
  • присутствие близкого человека стесняет ребенка, он отвлекается, постоянно ждет реакцию взрослого на свои слова;
  • родители подозреваются в жестоком обращении с несовершеннолетним или в совершении полового растления.

На допросе ребенка до 14 лет обязательно присутствует педагог или психолог. Если возраст подростка от 14 до 18 лет, то специалист приглашается по усмотрению следователя или судьи. Исключением служит психологическое состояние допрашиваемого: если ребенок страдает психическим расстройством или отстает в развитии, то присутствие психолога обязательно для любого возраста.

Чем поможет специалист на допросе? В первую очередь, он призван наладить контакт с подростком, а также пресечь возможное психологическое давление со стороны следователя или родственников. Кроме того, педагоги оказывают консультационные услуги относительно общения с несовершеннолетними в делах о половом растлении.

Следствие может столкнуться с тем, что ребенок живет самостоятельно, а его родители лишены родительских прав. В таком случае на допрос обязательно приглашается представитель местного опекунского совета. Инспектор обязан проследить, чтобы права подростка строго соблюдались.

Получение вызова

Повестку о явке на допрос запрещено вручать подростку лично в руки. Получить вызов имеют право его законные представители либо администрация учреждения, где ребенок воспитывается.

Читайте так же:  Штраф за пешехода на переходе

Повестку адресуют законному представителю, одновременно указывая имя несовершеннолетнего. В исключительных ситуациях, когда открыто дело о жестоком обращении с ребенком, и оповещать родителя нежелательно, повестка вручается другому лицу. Например, бабушке или учителю.

Если подросток подозревается в совершении преступления и взят под стражу, то вызов на допрос направляется начальнику СИЗО. Родители получают отдельную повестку с указанием места и времени дознания. Они имеют право явиться в кабинет следователя, чтобы присутствовать на процедуре.

Место проведения

В кабинет следователя вызывают несовершеннолетних 14-18 лет, потому что таким образом подчеркивается важность проведения процедуры. Официальная обстановка настраивает подростка на дачу правдивой информации.

Продолжительность допроса

Законом не оговорен вопрос о том, с какого возраста разрешено привлекать детей к следствию. Конечно, если свидетелем или потерпевшим стал малыш, еще не научившийся говорить, то речи о допросе быть не может. Относительно детей 3-4 лет следователь принимает решение индивидуально. В основном, уполномоченные органы стараются находить свидетелей преступления более старшего возраста.

Проведение следственных действий не может превышать:

  • если ребенку меньше 7 лет — полчаса без перерыва;
  • от 7 до 14 лет — 1 час без перерыва, общее время проведения — 2 часа в день;
  • от 14 до 16 лет —2 часа без перерыва, общее время проведения — 4 часа в день.

Допрос необходимо проводить «по горячим следам», потому что дети очень впечатлительны. Новые события быстро затмевают все пережитое ранее. Особенно, если происшествие не вызвало у ребенка резкого всплеска эмоций. Следователь, иногда с помощью психолога, составляет план беседы и формулирует недвусмысленные, понятные вопросы.

Проведение допроса

Следственные действия начинаются с оформления следователем постановления, где указаны обстоятельства преступления и статус ребенка. Например, потерпевший по уголовному делу. Одновременно выносится постановление о назначении законного представителя, который будет сопровождать несовершеннолетнего на всех следственных мероприятиях.

Проведение допроса подростка ничем не отличается от подобной процедуры у взрослых. Единственная особенность — дети до 16 лет не предупреждаются об ответственности за дачу ложных сведений, а также за отказ от показаний (ч.2 ст.191 УПК РФ). Следователь просто указывает на необходимость говорить правду.

[3]

Порядок проведения дознания:

  • разъяснение прав допрашиваемого;
  • занесение в протокол данных присутствующих лиц;
  • несовершеннолетний рассказывает свое видение событий;
  • следователь задает вопросы;
  • участники допроса подписывают протокол (если ребенок совсем мал, то достаточно подписи его законного представителя).

Законодательство обязывает следствие проводить видеозапись допроса. Впоследствии видеоматериалы приобщаются к материалам дела. Прибегнуть к ним можно будет при дальнейшем разбирательстве в суде. Однако сам ребенок или его законный представитель вправе отказаться от видео фиксации дознания. Отметку об этом обязательно проставляют в протоколе.

Конфиденциальность информации

Несоблюдение запрета влечет за собой серьезные последствия: от штрафа (150-350 тыс. рублей) до лишения свободы сроком на 5 лет. Согласно ч.3 ст.137 УК РФ незаконным распространением информации может служить публичное выступление или обнародование фактов в средствах массовой информации.

Допрос по уголовному делу

Законодательство разрешает не допрашивать повторно несовершеннолетнего свидетеля. В основном, судьи проводят разбирательство на основе материалов, собранных следователем. Подобные нормы совершенно оправданы: в зале суда, кроме множества посторонних людей, находится подсудимый.

Если суд принимает решение о повторном допросе, то явка законного представителя ребенка на заседание обязательна. Взрослые участники процесса должны создать спокойную обстановку. Длительность процесса не превышает время, установленное ст. 191 УПК РФ. Обычно судья отводит не больше часа на допрос, чтобы не наносить ребенку психологическую травму.

  • на заседание приглашают психолога, если допрашиваемому меньше 14 лет или он страдает психологическим расстройством;
  • психолог вправе задавать вопросы, адаптированные к возрасту и состоянию ребенка;
  • подростку старше 16 лет объясняют его ответственность за дачу ложных сведений или сокрытие фактов.

Допрос по гражданскому делу

Беседа проводится с ребенком не только по уголовным преступлениям. Часто мнение ребенка важно в гражданском процессе. Законодательство не ограничивает возраст допрашиваемых детей. Но судьи привлекают малолетних свидетелей, в основном, в делах семейного характера: лишение родительских прав, усыновление, проживание с одним из родителей после развода. Но и в подобных ситуациях стараются использовать другие доказательства.

  • Беседу с несовершеннолетним до 14 лет обязательно проводят в присутствии педагога или воспитателя (ст. 25.6 КоАП РФ). Специалист должен иметь педагогический опыт и образование. Педагог следит за состоянием ребенка во время допроса, адаптирует вопросы для его восприятия, объясняет особенности его поведения.
  • Вопросы и ответы обязательно вносятся в протокол.
  • Любой из участников может быть удален судом на время проведения допроса.

Дети, которым не исполнилось 16 лет, имеют право покинуть судебное заседание после окончания допроса. Конечно, в сопровождении законного представителя. В редких случаях может потребоваться уточнение некоторых деталей, тогда несовершеннолетний остается в зале суда до окончания процесса.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

Из смысла ст. 280 УПК РФ во всех случаях допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет должен проводиться с участием педагога. Участие педагога, с одной стороны, помогает несовершеннолетнему преодолеть стресс и переживания в сложной для его восприятия ситуации судебного заседания.

С точки зрения УПК РФ, педагог имеет статус специалиста. Понятие специалиста, его права и обязанности определены в ст. 58 УПК. Лицо, привлеченное в качестве педагога, должно обладать специальными знаниями в области педагогики, желательно в сфере обучения или образования подростков той же возрастной группы, что и допрашиваемое лицо. Педагог, связанный с одной из сторон разбирательства служебными или иными отношениями (например, сотрудник органа дознания с педагогическим или психологическим образованием), к участию в допросе несовершеннолетнего в суде привлечен быть не может.

[1]

По своему усмотрению суд вправе привлечь педагога к участию в допросе потерпевшего или свидетеля и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Такое возможно, когда из материалов дела или заявлений (ходатайств) сторон появляются сведения об отсутствии у подростка семейных и иных позитивных связей в обществе, его безнадзорности, психологической неустойчивости и проблемах в обучении и т.п.

Допрос потерпевших и свидетелей в возрасте до восемнадцати лет, имеющих физические или психические недостатки, проводится с участием педагога во всех случаях. Понятие физических недостатков шире понятия инвалидности и включает все доступные врачам или видимые окружающим лицам существенные недостатки в строении тела несовершеннолетнего (отсутствие или существенный дефект в развитии органа, части тела), его движениях (например, хромота, нервный тик), разговоре (например, заикание). Наличие психических недостатков может быть подтверждено справкой медицинского учреждения, явной неадекватностью поведения или реакций со стороны потерпевшего или свидетеля. При необходимости привлечения педагога допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, должен быть отложен.

Видео (кликните для воспроизведения).

До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, ответственность и берет подписку в порядке ст. 270 и 58 УПК РФ.

Читайте так же:  Все о жалобах на мфц

Председательствующий имеет право разрешить педагогу задавать вопросы в течение всего допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Эти вопросы должны быть связаны с ролью и задачами педагога как специалиста, привлеченного для участия в судебном следствии.

Суд самостоятельно и без вынесения определения (постановления) решает вопрос о необходимости вызова законных представителей несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Понятие законного представителя содержится в п. 12 ст. 5 УПК РФ. Если потерпевший или свидетель еще не достиг возраста четырнадцати лет, участие законного представителя является во всех случаях обязательным.

Перед допросом председательствующий разъясняет потерпевшим и свидетелям, не достигшим шестнадцати лет, значение для уголовного дела их полных и правдивых показаний. Поскольку допрашиваемые не достигли возраста, начиная с которого они могут быть привлечены к ответственности за данное правонарушение, они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, соответствующая подписка у них не берется.

Суд по своей инициативе или по ходатайству сторон вправе вынести определение или постановление о допросе потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, в отсутствие подсудимого. Закон указывает единственное основание для такой исключительной меры: необходимость охраны прав несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. После возвращения удаленного на период допроса подсудимого в зал председательствующий оглашает ему содержание всех показаний, данных в отсутствие этого подсудимого. После такого ознакомления все вопросы несовершеннолетнему, допрошенному в отсутствие подсудимого, задаются подсудимым в обычном порядке, с соблюдением всех принципов и правил судебного разбирательства, а также положений статьи 280 УПК РФ.

Потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, а равно и законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал заседания с разрешения председательствующего сразу же после допроса. В данном случае, в отличие от ситуации с совершеннолетними свидетелями и потерпевшими, суд не обязан спрашивать мнение сторон.

Допрос несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого характерен своими особенностями. По большей части это объясняется состоянием неокрепшей психики молодых граждан: оно часто бывает неустойчивым, импульсивным, резким, чересчур эмоциональным. Не очень богатый жизненный опыт и личное мнение, которое меняется из крайности в крайность.

Необходимость допроса несовершеннолетних участников процесса

Следователь, осуществляющий допрос, должен провести подготовку, организуя комплексное изучение психологических характеристик человека, находящегося под допросом. Необходимо верно определить, как тактику, так и место дознания. Далее описываются все данные, которые необходимо иметь ввиду.

В некоторых ситуациях явно прослеживается необходимость осуществления дознания несовершеннолетних участников процесса. В первую очередь, дознание, конечно же, реализуется по отношению к несовершеннолетнему потерпевшему, а также обвиняемому.

Расследование возможно и в ситуациях, когда ребёнок являлся единственным свидетелем совершения какого-либо преступления. При этом в разбирательстве каких-то дел дети нередко имеют большое доказательное значение, а их показания часто могут открыть какую-то новую сторону процесса и дать старт новому повороту в рассматриваемом деле. Хотя дети, не достигшие совершеннолетия, и не обладают полной процессуальной дееспособностью, но принимать участие в предварительном рассмотрении дела они могут вполне основательно.

Важно! Законодательством предусматриваются особенные методы дознания малолетних, которые должны увеличить возможность раскрываемости дела, а также сохранить на должном уровне психическое здоровье ребёнка.

Нормативная база, УПК РФ

Основная нормативная база, в соответствии с которой могут быть допрошены несовершеннолетние — УПК. Законом прописываются все правила, нормы и основания для осуществления дознания. Специальные характеристики есть не только в самом расспросе, но и в очной ставке с малолетними преступниками, свидетелями, потерпевшими и подозреваемыми.

В первую очередь, следователь должен защищать интересы ребёнка, даже если он является подозреваемым. На детей нельзя давить, уж тем более угрожать, а также утверждать, что от их решения может зависеть конечный исход дела или судьба другого человека. Такое давление может негативно отразиться на состоянии ребёнка, а в конечном итоге повлиять на следствие, так как показания подростка могут сыграть принципиально важную роль.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля УПК РФ регулирует двумя статьями: 425 и 191. В них прописаны основные принципы поведения дознавателя в отношении допрашиваемого. Различные правила применяются в отношении свидетелей, не достигших 14 и 16 лет. Там же прописываются другие участники, которые могут находиться на дознании.

Нюансы проведения процедуры

Психологическая помощь при допросе обязателен

При организации законного процесса дознания малолетних детей, которые потерпели какое-то серьёзное происшествие, должны соблюдаться все правила, установленные Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Если уполномоченный орган решил допрашивать ребёнка до 14 лет (в некоторых случаях по решению суда до 18 лет), вместе с допрашиваемым обязан находиться представитель. При условии, что ребёнок является инвалидом или у него есть какие-то другие ограничения по физическому или психическому здоровью, допросить ребёнка и заполнить протокол уполномоченные лица могут только в присутствии педагога.

  • По порядку, прописанному законах Российской Федерации, в самом начале заседания по даче показаний несовершеннолетнего обязаны проинформировать о том, насколько важными являются те данные, которые он сейчас предоставит.
  • В целях защиты прав ребенка в обоих случаях (если он является подсудимым, и если обвиняемым), присутствие второй стороны на судебном рассмотрении дела запрещается.
  • Следовать имеет полное право отказать несовершеннолетнему свидетелю или потерпевшему в присутствии на дознании, если это противоречит правам последнего.

Обратите внимание! Во время процедуры допроса лиц, не достигших шестнадцати лет, их не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний, чтобы никак не повлиять на ход дела.

Правила и порядок допроса

Существуют некоторые правила допроса несовершеннолетних, прописанные в Гражданском и Гражданско-процессуальных Кодексах. Основные принципы:

  • Место опроса: детей младше 14 лет, которых подозревают в совершении преступления, необходимо допрашивать в знакомой обстановке, например, дома или в школе. Это делается во избежание ещё большего стрессового воздействия на ребёнка. Детей старше 15 лет, наоборот, рекомендуется допрашивать в официальной обстановке, это поможет им собраться с мыслями.
  • Уверенность следователя. Он должен показать себя спокойным и уравновешенным человеком, подчеркнуть свою заинтересованность.
  • Во внимание необходимо принимать все изменения в жизни ребёнка, которые происходят во время следствия, так как они также могут иметь значение для конечного результата.

Все правила допроса обязательны к исполнению.

Правила допроса несовершеннолетних

Права законного представителя

Представитель ребёнка на опросе или в суде в России имеет полное право:

  • Знать причину присутствия ребёнка на разбирательстве.
  • Участвовать в действии.
  • Знакомиться с бланками протоколов, просить осуществить их редакцию.
  • Жаловаться на действия/бездействия судей, следователей и так далее в указанные законом сроки (сутки, неделя и так далее).
  • Предоставлять доказательства на протяжении всего времени, пока продолжается следствие.
  • Выписывать из дела любые сведения в любом объёме.
  • Запрашивать перерыв, необходимый ребёнку.

Участие педагога при допросе даёт ему право:

  • Задавать вопросы обвиняемому.
  • Делать письменные замечания в протоколе.
  • Проверять правильность записей.

Основные особенности допроса лиц, не до достигших совершеннолетия

Педагог на допросе

Читайте так же:  По договору поручения поручитель

В целом, основными являются следующие правила:

  • Дознаватель не должен допрашивать лицо свыше двух часов подряд, не предоставляя возможность отдохнуть (перерывы) и больше четырёх часов в день.
  • Обязательно присутствие защитника.
  • На процессе должен присутствовать психолог либо педагог (если ребенок младше 16 лет).
  • Присутствие вышеупомянутого лица обеспечивается по ходатайству стороны защиты.

Допрос в суде

В целом, для подозреваемых лиц, не достигших совершеннолетия, используются те же правила, что и с потерпевшим. На него нельзя оказывать давление, а также проводить опрос более двух часов подряд. Присутствие педагога/психолога также обязательно.

Протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Протокол дознания должен содержать следующую информацию:

  • Личные данные допрашиваемого.
  • Время начала и время окончания допроса.
  • Предъявленное обвинение.
  • Права сторон.
  • Взаимные обвинения сторон.
  • Описание хода допроса.
  • Личные подписи сторон.
  • Ссылка на закон.

Несовершеннолетние — это особая категория граждан. При рассмотрении дел с их участием, требуется особый подход, принимающий во внимание особенности психического и физического развития.

Допрос несовершеннолетнего

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

[2]

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» [7].

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» [1, с. 570].

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц. Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу. Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» [2, с. 263].

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова. В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса. В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Читайте так же:  Какие сроки и размер выплат по осаго

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» [2, с. 263]. Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). «Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» [2, с. 263].

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» [3, с. 276 — 277].

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» [1, с. 543].

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений. Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления. Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» [5, с. 48].

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» [5, с. 48].

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания. Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний. Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» [6, с. 433].

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Источники


  1. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  2. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.

  3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  4. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
  5. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
Допрос несовершеннолетнего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here