Кто защищает работников и их права

Важные аспекты на тему: "Кто защищает работников и их права" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Пластыри

-лекарственная форма в виде пластичной массы, обладающая способностью размягчаться при температуре тела и прилипать к коже, или в виде той же массы на плоском носителе. Пластыри используют для наружного применения.

По агрегатному состоянию различают твердые и жидкие пластыри.

Твердые пластыри при комнатной температуре имеют плотную консистенцию и размягчаются при температуре тела.

Жидкие пластыри (кожные клеи) представляют собой летучие жидкости, оставляющие на коже после испарения растворителя пленку.

Применение пластырей:

-для предохранения пораженных участков кожи от внешних воздействий;

-сближения краев раны;

-для оказания местного лечебного эффекта (кератолитического, антисептического).

Защита трудовых прав — это мероприятия по восстанов­лению нарушенного права, обеспечению исполнения юридической обязанности. Конституция РФ устанавли­вает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.

ТК РФ устанавливает способы защиты трудовых прав работников:

1. Самозащита работниками трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работни­ков профессиональными союзами;

3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

Государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением тре­бований охраны труда и устанавливает ответственность ра­ботодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательства в целях предупреждения и устранения на­рушений законодательства об охране труда. Государствен­ный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда служит одним из основных направлений государствен­ной политики в этой области.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы Федераль­ной инспекции труда, а контроль за соблюдением законода­тельства по безопасному ведению работ в отдельных отрас­лях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также федеральные надзоры. Внутриведомственный госу­дарственный контроль в подведомственных организациях — федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и орга­ны местного самоуправления.

Защита трудовых прав работников профессиональными со­юзами осуществляется на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности». Профсоюзы представляют и за­щищают права и интересы членов профсоюза по вопросам ин­дивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах.

В целях самозащиты своих трудовых прав работ­ник может отказываться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отка­заться от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством.

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в целях осуществления защиты своих трудовых прав.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, работник вправе обратиться в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека.

63. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права на территории Российской Федерации.

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспек­тор труда РФ. Он назначается на должность и осво­бождается от занимаемой должности Правительством РФ.

Деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на ос­нове принципов уважения, соблюдения и защиты прав и сво­бод человека и гражданина, законности, объективности, не­зависимости и гласности.

Основные задачи органов Федеральной инспекции труда:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные усло­вия труда;

-обеспечение соблюдения работодателями положений трудового законодательства и иных нормативных пра­вовых актов, содержащих нормы трудового права;

-обеспечение работодателей и работников информа­цией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-доведение до сведения соответствующих органов го­сударственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не под­падают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Полномочия:осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследова­ний, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответствен­ности; анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстанов­лению; осуществляют рассмотрение дел об административ­ных правонарушениях; реализуют мероприятия по коорди­нации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Также Федеральная инспекция труда осу­ществляет и другие полномочия.

Проверка служит одной из форм контроля и назначается либо проводится Федеральной инспекцией труда в отношении организаций, обязанных соблюдать трудовое законодательство.

Обследование — действия со стороны должностных лиц Федеральной инспекции труда по выявлению нарушений тру­дового законодательства и прав работника.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Защита трудовых прав работников

Защита прав (включая трудовые права работников), свобод и законных интересов включает в себя много аспектов. Рассмотрим в данном материале, как регулируется этот вопрос трудовым законодательством.

Какими законами регулируется защита трудовых прав

Защита прав рассматривается как целая система средств:

  • устраняющих препятствия к их осуществлению;
  • пресекающих их нарушение;
  • восстанавливающих нарушенные права;
  • компенсирующих вред от правонарушения.

Защита прав может иметь место лишь в случае правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанности, злоупотреблении правом либо учинении препятствий для осуществления прав.

Статья 2 Конституции гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Для этого в ст. ст. 45 – 46 Конституции гарантируются как защита прав и свобод человека и гражданина, так и право граждан на защиту своих субъективных прав и свобод.

В развитие перечисленных конституционных норм ТК РФ посвятил защите прав работников раздел 13.

Читайте так же:  Северный стаж для пенсии для женщин

Туда включены нормы:

  • о способах защиты трудовых прав и свобод;
  • о государственном и ведомственном контроле и надзоре за их соблюдением;
  • об их защите профессиональными союзами;
  • о самозащите трудовых прав;
  • о рассмотрении и разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • об ответственности работодателей за нарушение трудовых прав работников.

Такое подробное регулирование необходимо, поскольку работник является менее защищенной стороной трудовых отношений по сравнению с работодателем.

Формы, порядок и способы защиты прав работников

Защита прав работников возможна лишь в предусмотренных законом формах и порядке.

Согласно ст. 352 ТК РФ способы ее осуществления – это, во-первых, самостоятельная реализация работником своего права на защиту (путем правомерного поведения с использованием не запрещенных законом средств без злоупотребления своим правом), а во-вторых, обращение к органам, в компетенцию которых входит защита трудовых прав и свобод граждан:

  • к профессиональным союзам работников;
  • к государственным органам, в чьи обязанности входят соответствующие надзор и контроль;
  • в судебные органы.

Самозащита

Этот способ защиты заключается в отказе от выполнения работы, если она:

  • не предусмотрена трудовым договором;
  • непосредственно угрожает его жизни и здоровью (за некоторыми исключениями);
  • в других случаях, предусмотренных законом.

О своем отказе работник должен сообщить работодателю либо своему непосредственному руководителю в письменном виде. Работодатель не должен препятствовать этим правомерным действиям работника (ст. ст. 379 и 380 ТК РФ).

Защита работников профсоюзами

Такая защита осуществляется несколькими способами:

  • предоставлением профсоюзам права осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства, выполнением условий колдоговоров и соглашений (посредством создаваемых ими правовых и технических инспекций труда профсоюзов);
  • учетом работодателем мнения профсоюзного органа при принятии решений в случаях, предусмотренных ТК (от утверждения штатного расписания организации до увольнения работников по сокращению численности/штата).

Защита работников контрольными (надзорными) государственными органами

Работнику, чьи трудовые права нарушены, предоставлена возможность обратиться за их защитой в компетентные госорганы.

Среди таких органов выделяются органы прокуратуры и Федеральной службы по труду и занятости (Государственные инспекции труда — ГИТ).

Полномочия прокуратуры установлены Федеральным законом о прокуратуре, полномочия ГИТ – ст. ст. 354 — 365 ТК РФ.

Цели и задачи этих органов различаются: если прокуратура осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства (в том числе и контрольными органами), то ГИТ функционирует непосредственно для выявления и устранения нарушений трудового законодательства. Соответственно, и полномочия у этих органов неодинаковые.

Государственные надзор и контроль упомянутые органы осуществляют посредством проведения проверок и обследований, порядок проведения которых установлен законодательством.

Судебная защита

За судебной защитой работник может обратиться в случае возникновения трудового спора с работодателем.

Установлен общий срок такого обращения для работника — три месяца со дня, когда он узнал (должен был узнать) о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ).

Однако для некоторых случаев предусмотрены иные сроки:

  • один месяц по спорам об увольнении (срок отсчитывается со дня вручения копии приказа об увольнении/выдачи трудовой книжки);
  • один год по спорам о невыплате (недоплате) зарплаты и прочих причитающихся выплат (срок отсчитывается от дня установленного в организации срока выплаты).

При подаче в суд иска или заявления о выдаче судебного приказа работник освобожден от уплаты госпошлины и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).

Защита трудовых прав работников

Многие работники, чьи права были ущемлены работодателем вследствие незаконного увольнения либо по другим причинам, не знают, как и где защитить свои нарушенные права. Следствием этого является как моральный, так и материальный вред, причиненный самому работнику.

Защитить свои права и интересы может каждый гражданин, чье право нарушено.

Согласно действующему законодательству нарушенные права и интересы можно защитить путем обращения в комиссию по трудовым спорам. Такая комиссия создается на самом предприятии, где трудится работник. Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие в письменной форме предложение о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей (ст. 384 ТК РФ).

Однако не на всех организациях такие комиссии могут быть созданы. В такой ситуации работнику, чьи права и интересы нарушены, нужно обращаться в суд. Многие граждане по разным причинам боятся это делать, отмахиваются от суда, предпочитая все оставить так, как есть. Тем самым они оставляют действия работодателя безнаказанными, что соответственно порождает дальнейшие правонарушения со стороны последнего.

Однако судебное производство, которого так боятся лица, чьи права нарушены, по сути дела тяжбой не является, если к вопросу о нем подойти правильно.

В первую очередь при возникновении необходимости обращения в суд о восстановлении нарушенного права необходимо проконсультироваться по этому вопросу у юриста или же нанять его для разбирательства в суде. Многие могут сказать, что юридическая помощь по данным вопросам является платной. Да, это так. Однако, нанимая адвоката, при заключении соглашения можно договориться об оплате предоставляемой юридической помощи по окончании разбирательства дела в суде либо об оплате услуг по частям. Деньги, уплаченные адвокату за его представительство в суде, в дальнейшем при благоприятном исходе дела взимаются с ответчика-работодателя в пользу лица, заявившего иск, — работника. Помимо денег на адвоката, с работодателя взыскивается также и оплаченная при подаче иска государственная пошлина.

При обращении в суд работнику необходимо подать исковое заявление.

В соответствии со ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Читайте так же:  Гостехнадзор усть илимск режим работы документы для замены удостоверения тракториста

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца (п. 2 ст. 131 ГПК РФ).

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Профессиональный союз — добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного’требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

-беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

-проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

-защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

-осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

-принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

-принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

66. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ

Видео (кликните для воспроизведения).

Трудовое законодательство предусматривает несколько форм самозащиты трудовых прав работников.

Работник имеет право на отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.В этомслучае работник вправе выходить на работу, не выполняя своих трудовых обязанностей, либо прекратить выходить на работу, предварительно известив об этом работодателя в письменной форме. На время самозащиты за работником сохраняется средняя заработная плата на все время самоза­щиты.

Работник имеет право на отказ от выполнения рабо­ты, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. В данном случае работодатель обязан предоставить работ­нику другую работу на время устранения опасности. Если предоставление другой работы по объективным причинам не­возможно, работодателем оплачивается время простоя до ус­транения опасности для его жизни и здоровья. Отказ работ­ника от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых ра­бот и работ с вредными и опасными условиями труда, кото­рые не предусмотрены трудовым договором, не влечет за со­бой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

На время отказа от указанной работы за работником со­храняются все права, предусмотренные действующим тру­довым законодательством.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществ­лении ими самозащиты трудовых прав. Преследова­ние работников за использование ими допустимых законо­дательством способов самозащиты трудовых прав запре­щено.

Работник обязан письменно предупредить представителей работодателя о самозащите трудовых прав, указав в заявлении о правонарушении, допущенном представителями работодате­ля. Получив заявление, представители работодателя вправе пре­кратить действия или бездействие работника либо обжаловать в суде «или государственной инспекции труда. Признание дей­ствий или бездействий работника по самозащите трудовых прав незаконными соответствующими органами обязывает работни­ка прекратить используемые им способы самозащиты трудовых прав. В противном случае работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В случае, если судом или инспекцией труда самозащита работника признается законной, названные органы могут обязать представителей работодателя устранить допущенные нарушения прав работников.

В ином случае представители работодателя могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответ­ственности.

67. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Трудовой спор — поступившие на разрешение юрисдикци- онного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или ус­тановлении в партнерском порядке новых условий труда.

Среди форм разрешения противоречий выделяют:

-выступления на собраниях коллектива;

-проведение де­монстраций; обращение в прессу;

-обращение к выше­стоящему руководству организации; предъявление требова­ний через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов;

Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.Закрепление этого права служит важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также ст. 46 Конституции РФ гаран­тирует каждому гражданину судебную защиту его прав и сво­бод, закрепляет положение, гласящее, что решения и дей­ствия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Эти положения Конституции лежат в основе разрешения всех трудовых споров.

Критерии классификации трудовых споров:

-по характеру спора:

1.на споры работников с работодателями или их пред­ставителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллектив­ных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;

2.споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушен­ное право работника или коллектива работников

-по правоотношениям, из которых возникают трудовые споры, они подразделяются на:

1.возникающие из трудовых правоотношений;

2.из правоотношений по трудоустройству;

Читайте так же:  Как выписать бывшую жену

3.из правоотношений по надзору и контролю за соблюде­нием трудового законодательства и правил охраны труда;

4.из правоотношений по подготовке кадров и повыше­нию квалификации работников;

5.из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;

6.из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здо­ровья на работе или нарушением его права на труд;

7.из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;

8.из правоотношений коллектива работников с работо­дателем;

9.из социально-партнерских правоотношений.

Правильная классификация трудовых споров по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным правоотношени­ям имеет очень большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности, т.е. органа, правомочного рассматривать и разрешать данный трудовой спор.

68. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ. ОРГАНЫ ПО ИХ РАССМОТРЕНИЮ.

Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по во­просам применения законов и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, коллек­тивного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмот­рению индивидуальных трудовых споров.

Стороны индивидуального трудового спора — работник и работодатель.

Действующее законодательство предусматривает не­сколько способов разрешения индивидуальных трудовых споров. Это рассмотрение и разрешение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС); в судебном порядке, минуя КТС, и в специальном порядке, когда спор разрешает­ся в вышестоящем органе.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами в случае, если работник самостоятельно или с уча­стием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Норматив­ной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивиду­альных трудовых споров, является трудовое законодатель­ство, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодатель­ством Российской Федерации.

КТС рассматривают споры о переводах на другую работу, применении других условий договора, об ин­дивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полага­ющегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.

КТС образуютсяпо инициативе работников и (или) ра­ботодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по тру­довым спорам избираются общим собранием (конференци­ей) работников организации или делегируются представи­тельным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руко­водителем организации.

Организационно-техническое обеспечение деятельно­сти КТСосуществляется работодателем.КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разре­шить спор по существу.

69.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Коллективный трудовой спор — неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и рабо­тодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), за­ключения, изменения и выполнения коллективных догово­ров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работ­ников при принятии локальных нормативных актов.

Этапы порядка разрешения коллективного трудо­вого спора: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посред­ника; в трудовом арбитраже. Каждая из сторон в любой мо­мент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации.

[1]

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудо­вого спора. Решение о создании комиссии оформля­ется соответствующим приказом (распоряжением) работо­дателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента из­дания приказа (распоряжения) о ее создании. Решение при­мирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполня­ется в порядке и сроки, которые установлены решением при­мирительной комиссии. При недостижении согласия в при­мирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж— временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, ко­торый создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора при­мирительной комиссией или посредником. Спор рассматрива­ется в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию кол­лективного спора передаются сторонам в письменной форме. Результатом рассмотрения коллективных трудовых споров ста­новится соглашение. Оно оформляется письменно и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9413 —

| 7314 — или читать все.

2.2. Защита прав работников профессиональными союзами

Правовой основой защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами являются ТК РФ и Федеральный закон № 10-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 22.12.2014) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Стоит отметить, что согласно ст. 352 ТК РФ одним из способов защиты прав и свобод работников является защита профессиональными союзами 31 .

Федеральным законом от 12.01.1996. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Из рассмотренного определения профессионального союза следует, что он вправе защищать социально-трудовые права и интересы своих членов.

Можно выделить следующие основные направления деятельности профсоюзов 32 :

— повышение условий труда работников;

— представление интересов работников в сфере труда, ведение переговоров с работодателями;

— осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями;

— участие в урегулировании возникающих между работниками и работодателями трудовых споров в целях защиты прав и интересов работника, как менее слабой стороны.

Читайте так же:  Заявление о выдаче судебного приказа

Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде 33 . Стоит отметить, что профсоюзы, с позиции работников, защищая их трудовые права, имеют своего рода преимущества перед государственной инспекцией и органами прокуратуры. Это выражается в следующих аспектах. Во-первых, профсоюзы имеют возможность ежедневно представлять интересы работников при взаимодействии с работодателями, во-вторых, имеют возможность оперативно провести беседы с работодателями, разъяснить работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя. Государственная инспекция труда и органы прокуратуры в свою очередь, имея помимо защиты трудовых прав работников, другие полномочия, не способны настолько оперативно реагировать на нарушения трудовых прав.

Подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, а равно и работника, Конституция РФ указала, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, можно констатировать тот факт, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, поскольку последние ограничивают их власть над работниками; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профессиональных союзов или в комиссии по трудовым спорам. А в условиях экономического кризиса в государстве и безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений, в том числе по вопросам:

— законности условий трудового договора;

— рабочего времени и времени отдыха;

— гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ;

— по другим социально-трудовым вопросам 34 .

Реализуя и осуществляя свои полномочия, профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

В случае, если профсоюзными организациями были выявлены нарушения трудового законодательства, члены этой организации имеют право (а в основном должны, так как целью их является защита прав и законных интересов работников) выйти с требованием к работодателю с целью устранения этих нарушений. Работодатель, в свою очередь, обязан в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений 35 .

[2]

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

Анализируя совокупность прав, предоставленных профсоюзным организациям, следует сделать вывод о том, что профсоюзные организации обладают обширными правами в области защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с работодателем в интересах работника. Вместе с тем следует отметить, что их деятельность в реальной практике распространяется преимущественно на лиц, являющихся членами профсоюзов, или на тех работников, кто, не будучи членом профсоюза, уполномочил профсоюз представлять его интересы. Если говорить о правоприменительной деятельности профсоюзов в целом по Российской Федерации, то они сейчас практически не создаются и, к сожалению, слабо функционируют, несмотря на законодательное урегулирование вопроса о широких возможностях их деятельности. Следовательно, защита профсоюзами трудовых прав работников находит свое применение в частных случаях, и не имеет широкого применения.

ТРУДОВОЙ КОНСУЛЬТАНТ

Кто защищает работников

Труд каждого человека должен быть защищён. Для этого используются разные законодательные нормы, например, трудовой кодекс РФ. Но всё-таки самое главное – это то, что говорится в международном праве. Международное право функционирует при помощи различных соглашений. Иными словами, оно может осуществляться посредством именно подписания различных договоров.

Данные договора могут быть:

Что может международное право?

Международное право, действуя через договора, решает любые вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Важной функцией данного права является улучшение условий для рабочих. Для этого создаются соответствующие организации, например, профсоюзы. Международное право призвано защищать не только рабочих в целом, но каждого работника индивидуально.

Благодаря международному праву устанавливаются трудовые стандартны, равные для всех. Все они перечислены в определённых законодательных актах или в соглашениях, заключённых между некоторыми странами или даже континентами.

Откуда берёт своё начало международное право

Первоисточник международного права – законодательные акты разных уровней, которые принимаются признанными международными организациями (например, ООН). Каждый акт, о котором мы говорим, распространяет своё действие только на те страны, которые его приняли. Иными словами, которые подписали данное соглашение.

Как выше мы отметили, именно ООН издаёт самые важные для трудовой деятельности акты. Самые главные из них, признанные временем и людьми – Декларация Прав Человека и Пакт о правах экономического, культурного, социального характера. Оба эти документа одинаковы по своей важности, но разные по своей силе как юридического документа.

Читайте так же:  Договор платежного агента образец

Декларация Прав Человека

Впервые об этом документе заговорили в далёком 1948 году. Первый вид документа – резолюция, которая являлась необязательной к исполнению. Иными словами, следовать ей или нет, каждая страна решала самостоятельно.

Основные правила, которые содержал тот документ:

  • человек имеет право самостоятельно выбирать профессию;
  • рабочий должен осуществлять свою деятельность в благоприятной обстановке;
  • в трудовой сфере не должно быть дискриминации;
  • каждый человек имеет право на достойную оплату своего труда;
  • человек имеет право на отдых.

Сегодня данный документ включает в себя гораздо больше правил, направленных на защиту трудовой деятельности людей.

Пакт, о котором выше шла речь, увидел свет в 1966 году. По своей сути это – многосторонняя конвенция.

МОТ: причины его создания

ООН регулярно создаёт учреждения, позволяющие организации расширить сферу своего влияния. Так, в 1919 году был создан известный МОТ. Причины, по которым это учреждение появилось, стали:

  • ликвидация противоречий в ряде стран, улучшение социального прогресса;
  • социальное развитие и улучшение условий трудовой деятельности для рабочих;
  • решение социальных проблем, уменьшение себестоимости продукции.

МОТ и ООН – субъекты МПРТ.

МПРТ и его субъекты

У МПРТ всего лишь два субъекта, но они имеют общемировое значение. Это ООН, организация о которой мы уже говорили выше, и МОТ, также нами обсуждаемая. МОТ, по своей сути, является подразделением ООН. Это достаточно большая организация с широким спектром влияния. Она охватывает 175 государство по всему миру. Главная отличительная черта организации – многосторонность (трёхсторонность).

Один раз в год организация проводит конференции, на которых обсуждаются, а также принимаются различные конвенции. От каждого государства, включенного в состав МОТ, на данных конференциях обязано присутствовать не менее четырёх представителей.

Исполнительная власть МОТ

Как у международной организации, созданной во благо человечества, у МОТ имеется своя исполнительная власть. Главным образом, она осуществляется благодаря органу Совета по труду.

Его конференции проводятся 4 раза за год. Существует установленная численность тех членов организации, которые обязаны присутствовать на советах. Это:

  • 12 человек, представляющих рабочих;
  • 12 человек, представляющих предпринимателей;
  • 26 человек, представляющих правительство.

Как видите, именно благодаря такому составу на конференции реализуется отличительная черта организации – трёхсторонность. Из всех вышеперечисленных только 10 человек входят в состав совета на постоянной основе. Остальные – меняются. Штаб квартира организации находится в Швейцарии.

Составные органы

МОТ имеет собственные подразделения (составные органы). Это:

  • региональные органы;
  • орган, основной задачей которого является подбор лиц, имеющих значения для организации;
  • иные.

Основной задачей организации является создание стандартов международного характера, направленные на улучшение условий работы людей во всём мире.

В частности, МОТ старается улучшить следующее:

  • понизить уровень безработицы в странах;
  • защитить интересы подростков в трудовой сфере;
  • защитить права женщин в трудовой сфере;
  • следить за тем, чтобы исполнялось право каждого работника на отдых (в том числе и контролируется ситуация с отпусками);
  • другое.

Сфера деятельности ООН

ООН, также как и МОТ, является важным подразделением МРТ. Данная организация также несёт в себе основную задачу улучшения жизни людей во всём мире. Для её выполнения делается следующее:

  • разрешаются экономические и социальные вопросы, несогласия;
  • проводится политика по сохранению жизни и здоровья населения;
  • разрешаются иные важные вопросы во благо человечества.

Основные принципы

Основные принципы деятельности МРОТ были сформированы в 1998 году. Среди них особенно хочется выделить следующие:

  • свободное создание необходимых объединений;
  • решение всех вопросов путём совещаний в любом коллективе;
  • невозможность использования труда по принуждению, ни в каком виде;
  • невозможность использования труда детей;
  • упразднение дискриминации по любому из признаков.

Первой реально решённой проблемой стал вопрос о принудительном труде. Это изменило жизнь многих рабочих. На сегодняшний день принуждение к труду является уголовным преступлением и карается соответствующим образом. Это отмечено и в Трудовом кодексе РФ, в ст. 4.

Также в этом документе можно найти и иные статьи, подтверждающие согласие с принятыми нормами ООН. Например, упразднение детского труда. В России на производственных объектах людям официально разрешается работать только с совершеннолетия.

Последние изменения

МОТ никогда не останавливает свою деятельность. Поэтому всегда появляются новые документы, соглашения и решения. Так, не столь давно, были приняты 8 конвенций, 4 из которых уже приняты в РФ. Россия вообще во многом придерживается тех принципов, которые пропагандируют такие международные организации, как ООН. Именно поэтому в нашей стране использование детского труда – преступление, карается любая дискриминация, ликвидирован труд по принуждению. Также мы поддерживаем важнейший международный принцип – свободный выбор профессиональной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы защищать рабочий класс не всех уровнях, в том числе и от неправомерных действия руководителей, постоянно созываются новые конференции в международных организациях и постоянно принимаются новые конвенции. Принятые на сегодняшний день законы созданы с целью защиты людей. Самый доступный способ ознакомиться с ними для россиян – изучить Трудовой кодекс РФ.

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!

[3]

Источники


  1. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  2. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
  4. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
  5. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Кто защищает работников и их права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here