Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях

Важные аспекты на тему: "Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1. В ч. 1 ст. 27.1 изложены цели и виды мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры обеспечения вправе применять лишь уполномоченные на то КоАП, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации об административном правонарушении лица. При этом к числу последних относятся не только должностные лица (см. о признаках последних коммент. к ст. 2.4, 2.5), но и иные сотрудники соответствующих органов (например, рядовые военнослужащие органов и войск пограничной службы, см. об этом коммент. к ст. 27.2, 27.7, 27.8). КС в постановлении от 16.06.09 N 9-П признал, что ч. 1 ст. 27.1 не противоречит Конституции РФ.

2. Целями мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются:

1) установление личности нарушителя (например, если при нем нет документов, удостоверяющих личность, либо он отказывается назвать свое имя, отчество, фамилию);

2) составление протокола об административном правонарушении (если, например, это невозможно сделать прямо на месте совершения административного правонарушения, см. коммент. к ст. 28.1);

3) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела (если, например, лицо уклоняется от явки к судье, органу, должностному лицу, которые рассматривают дело об административном правонарушении);

4) гарантии исполнения постановления по делу (для этого, например, может быть применен арест товаров, см. коммент. к ст. 27.14).

3. Виды мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) изложены в п. 1-9 ч. 1 ст. 27.1 исчерпывающим образом: расширять их перечень не вправе ни судья, ни орган, ни должностное лицо, ни законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом такая мера как временный запрет деятельности применяется с 18.08.05 (после вступления в силу Закона N 45). А освидетельствование на состояние алкогольного опьянения считается самостоятельной мерой с 01.07.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 27.1 Законом N 210 от 24.07.07);

2) подробно и развернуто регулируются в нормах ст. 27.2-27.17 (см. коммент. к ним);

3) могут сочетаться (например, лицо сначала подвергнуто доставлению, а затем административному задержанию);

4) подлежат (если они применены) отражению в протоколе об административном правонарушении (либо ином протоколе, например, об административном задержании, см. коммент. к ч. 3 ст. 27.2);

5) следует отличать от:

а) мер пресечения, применяемых в соответствии со ст. 97-118 УПК;

б) способов обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 72-77 НК, см. их анализ в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005);

в) способов обеспечения гражданско-правовых обязательств (ст. 329-381 ГК), см. их анализ в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006;

г) мер по обеспечению иска (ст. 90-100 АПК), ст. 139-153 ГПК, см. об этом в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Изд. 2-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во «Экзамен», 2007;

д) иных мер обеспечительного характера (например, мер, предусмотренных Законом об исполнительном производстве).

4. Применяя правила ч. 2 ст. 27.1, нужно обратить внимание на то, что:

1) меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении должны быть законными и обоснованными;

2) меры обеспечения нужно применять лишь постольку, поскольку это вызывается необходимостью;

3) вред (имущественный, моральный и т.п.), причиненный мерами обеспечения производства по административным правонарушениям, возмещаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (например, ст. 1064-1101 ГК).

5. О судебной практике по ст. 27.1 см. п. 8 Пост. от 21.11.05. О практике органов ФСКН по применению указанных мер обеспечения см. приказ ФСКН от 07.02.06 N 44.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

СТ 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Ст. 27.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся к мерам административного принуждения и применяются судьями, коллегиальными органами и должностными лицами в строго определенных целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. Применение одной конкретной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может иметь не одну, а сразу несколько общих целей.

Читайте так же:  Право донора на отгул

Цели мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть общими, свойственными всем мерам, а также частными, характерными для конкретных мер. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении законодатель относит:

1) пресечение административного правонарушения;

2) установление личности нарушителя;

3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) обеспечение исполнения принятого по делу постановления.

Перечень видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Перечисленные меры подробно регулируются в ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ. Указанные меры могут сочетаться. Например, сначала в отношении лица применяется доставление, а затем — административное задержание, или сначала проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, затем — медицинское освидетельствование на состояние опьянения, после чего производится задержание транспортного средства и т.д.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Таким образом, при незаконном применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении возмещение вреда, причиненного в рамках дела об административном правонарушении, производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц.

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

>
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Читайте так же:  Аннулировать отказ от наследства в пользу другого наследника
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

[3]

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, — к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие — имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.

Российское административное право

Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Эти меры применяются в целях:

  • пресечения административного правонарушения;
  • установления личности нарушителя;
  • составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Поскольку данные меры направлены в том числе и на установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение правильного рассмотрения дела, они фактически служат также обнаружению, закреплению и использованию доказательств по этому делу.

Учитывая, что доказательства представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда облечены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями. Процессуальный порядок осуществления каждой из этих мер определен соответствующими статьями гл. 27 КоАП РФ.

Естественно, что предусмотренные гл. 27 КоАП РФ протоколы о применении мер обеспечения производства являются источниками доказательств по делам об административных правонарушениях. Иными словами, этими протоколами, как и протоколом об административном правонарушении, объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, другими документами и материалами, устанавливаются доказательства по делу.

[2]

Безусловно, процессуальное закрепление порядка применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях важно и для соблюдения предусмотренных законом прав участников производства по таким делам, искоренения случаев нарушения законности, субъективизма со стороны должностных лиц, осуществляющих производство по делу.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях осуществляются либо в процессе совершения правонарушения (что позволяет, в частности, его пресечь), либо после совершения правонарушения. В обоих этих случаях уже имеются доказательства, которые посредством применения данных мер возможно обнаружить, закрепить и использовать для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Читайте так же:  Методические материалы по коллективному договору

Исходя из философских концепций об отражении объектов и явлений материальной действительности и их познаваемости, а также учитывая соответствующие положения теории судебных доказательств, следует признать, что любые облеченные в процессуальную форму действия, осуществляемые после совершения правонарушения или в процессе его совершения, не могут не способствовать обнаружению и закреплению уже имеющихся доказательств.

В этой связи развитие законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях, неизбежно будет идти по пути процессуальной регламентации все большего и большего количества действий, осуществляемых должностными лицами государственных органов при обнаружении правонарушений (в том числе, конечно, действий по пресечению этих правонарушений), и включения их в число мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Подтверждением сказанному является то обстоятельство, что в КоАП РФ законодатель существенно расширил перечень процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранее действовавшем КоАП РСФСР, и во многом усовершенствовал порядок их применения.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

  1. доставление;
  2. административное задержание;
  3. досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
  4. личный досмотр;
  5. досмотр транспортного средства;
  6. осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  7. изъятие вещей и документов;
  8. отстранение от управления транспортным средством;
  9. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  10. задержание транспортного средства;
  11. запрещение эксплуатации транспортного средства;
  12. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  13. привод;
  14. временный запрет деятельности.

Возможность применения в процессе производства по делу об административном правонарушении таких процессуальных мер обеспечения производства, как доставление; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; запрещение эксплуатации транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод, КоАП РФ установлена впервые.

Некоторые из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении внешне схожи и даже близки в названиях с отдельными административными наказаниями.

Это, с одной стороны, административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица), а с другой — административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества) или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (принудительное перемещение указанных лиц за пределы России).

Это изъятие вещей (явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), документов (имеющих значение доказательств по делу) или возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Однако, несмотря на внешнюю схожесть и близость в названиях, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административные наказания отличны и по своему назначению, и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям. Так, в частности, целями административного наказания, в отличие от указанных выше целей мер обеспечения производства по делу, являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следует также отметить внешнюю схожесть и близость в названиях некоторых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с административно-предупредительными мерами. Например, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О милиции» в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право, при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества, производить личный досмотр, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, а также производить личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте и др.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в предупредительных целях могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрен ряд мер и временных ограничений профилактического характера, применяемых в условиях чрезвычайного положения.

Уполномоченные на то органы исполнительной власти могут, в частности: осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств; временно изымать у граждан и у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества; временно изымать у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества и др.

Но несмотря на внешнюю схожесть, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административно-предупредительные меры отличны и по своему назначению (целью предупредительных мер является предупреждение возможных правонарушений), и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям.

Конституция РФ (ст. 98) устанавливает определенный иммунитет членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в отношении применения к ним мер принуждения, включая меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Они не могут быть задержаны (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Административная деятельность полиции

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ, — это принудительные меры административно-процессуального обеспечения, направленные на принудительное обеспечение данного вида производства, в рамках которого, прежде всего, происходит «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела».

К их числу относятся:

  1. доставление;
  2. административное задержание;
  3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  4. изъятие вещей и документов;
  5. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  7. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  9. арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  10. привод;
  11. временный запрет деятельности;
  12. залог за арестованное судно;
  13. помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Читайте так же:  Военкомат передает дело в следственный комитет — юридический статус

Для административно-процессуального принуждения характерны следующие специфические признаки, позволяющие отнести конкретную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях к числу принудительных мер административно-процессуального обеспечения.

1. Принудительные меры административно-процессуального обеспечения применяются в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (а в отдельных случаях и преступления).

2. Реализуются в рамках правоохранительной деятельности и обеспечивают исследование обстоятельств деяний, в которых имеются признаки административного правонарушения, разрешение дела о данном правонарушении по существу (юрисдикцию) и исполнение принятого по делу решения.

3. Применяются только в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого решается вопрос о возможности применения к виновному административного наказания. Это проявляется в следующем: (1) они могут осуществляться только в процессе производства по делу об административном правонарушении; (2) в отношении лица, к которому предполагается применение административного наказания; (3) сами эти меры должны быть менее суровыми, чем те, которые они призваны обеспечивать; (4) их содержание нередко предопределяется соответствующей санкцией (например, изъятие вещей для обеспечения возмездного изъятия или конфискации этих вещей, административное задержание для обеспечения административного ареста, временный запрет деятельности для обеспечения административного приостановления деятельности, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства для обеспечения принудительного выдворения за пределы Российской Федерации).

4. Их особая целенаправленность. Рассматриваемые меры применяются в целях обнаружения орудий совершения либо предметов правонарушения, установления личности нарушителя, закрепления доказательств административного правонарушения, создания иных условий, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения дела о нарушении, а также своевременного и полного исполнения назначенного наказания.

5. Назначение мер административно-процессуального принуждения состоит в том, чтобы обеспечить реализацию норм материального права, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, либо применение иных административно-правовых санкций. Их применение позволяет преодолеть различные препятствия, которые могут возникнуть в ходе производства по делу об административном правонарушении.

6. Специфичны и основания реализации принудительных мер административно-процессуального обеспечения. Фактическим основанием применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение административного правонарушения или наличие данных, влекущих обоснованное подозрение в его совершении. Главное основание — административное правонарушение, в связи с которым начато производство. Это лишь необходимая, но еще недостаточная предпосылка для осуществления процессуального принуждения. Кроме нее должно быть установлено наличие одного из дополнительных оснований: невыполнение виновным процессуальных обязанностей, невыполнение лицом, в отношении которого осуществляется производство по делу, законных требований уполномоченных должностных лиц, наличие иных препятствий для осуществления необходимых процессуальных действий (например, невозможность составить протокол на месте правонарушения, установить личность правонарушителя и др.).

7. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не являются санкциями. Это обеспечительные (вспомогательные) средства принудительного воздействия, с помощью которых решаются «тактические» задачи производства. Их осуществление не влечет иных правовых последствий, каких-либо дополнительных ограничений правового статуса личности. К примеру, решение о направлении лица на медицинское освидетельствование или об изъятии у него незаконно приобретенных наркотических средств в рамках производства по делам об административных правонарушениях приобретает принудительный характер в форме индивидуального правоохранительного акта управления (как одной из формы осуществления органами внутренних дел административной деятельности).

8. Установлен особый процессуальный порядок фиксации применения рассматриваемых мер принуждения. В частности, обязательно составление протоколов о доставлении, личном досмотре, досмотре вещей, протоколов об административном задержании, изъятии вещей и документов.


Перечисленные признаки являются общими для всех принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В рамках производства по делам об административных правонарушениях сотрудниками полиции осуществляется проверка у граждан документов, удостоверяющих личность, «если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».

Уяснению содержания отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, их назначения и оснований применения во многом способствует их научная классификация.

В научной и учебной литературе предлагаются следующие классификационные признаки (критерии), позволяющие разграничить указанные меры: (1) характер правоограничений, содержащихся в принудительных мерах; (2) функции мер процессуального принуждения; (3) по времени (стадиям) их применения в рамках производства по делу.

1. В зависимости от характера правоограничений, содержащихся в мерах административно-процессуального принуждения, их подразделяют на три группы, а именно меры, содержащие ограничения: (1) личных неимущественных прав (доставление, административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, медицинское освидетельствование); (2) имущественных прав личности (изъятие вещей и документов); (3) организационного характера (арест товаров, транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов).

2. В зависимости от стадии производства по делу принудительные меры административно-процессуального обеспечения можно объединить в три группы, а именно меры, применяемые на стадии: (1) возбуждения и расследования дела; (2) рассмотрения дела и принятия по нему решения; (3) исполнения вынесенного решения.

3. С учетом характера функций, выполняемых различными мерами административно-процессуального принуждения, все они могут быть разделены на четыре основные группы: (1) меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание, привод); (2) меры, направленные на пресечение выявленного алминистративного правонарушения; (3) меры, направленные на получение доказательств; (4) процессуальные меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения.

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

См. комментарии к статье 27.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 27.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.1 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

[1]

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

Читайте так же:  Какие секретки на колеса лучше выбрать

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

М.о. применяет уполномоченное лицо как непосредственно в процессе и после совершения административных правонарушений, так и в ходе различных стадий производства по делам об административной ответственности. Статьей 27.1. КоАП РФ закреплены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временный запрет деятельности.

Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание (см. «Административное задержание»).

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице — обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

Досмотр транспортного средства — обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Осмотр — мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая производится в отношении принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, — мера обеспечения производства по делам об административной ответственности. Она применяется в отношении вещей и документов, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства.

Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения — применяется как мера процессуального обеспечения к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации — мера обеспечения производства, которая применяется при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида. В определенных случаях государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей — мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Привод — мера процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях, которая применяется в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. О временном запрете деятельности составляется протокол. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток.

Видео (кликните для воспроизведения).

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Источники


  1. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  2. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  3. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
  4. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here