Миноритарных акционеров ограничат в правах

Важные аспекты на тему: "Миноритарных акционеров ограничат в правах" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Путин подписал закон о защите прав миноритарных акционеров

Президент Владимир Путин подписал закон, который наделит миноритариев-владельцев обыкновенных акций преимущественным правом приобретения привилегированных акций, которые размещаются впервые. Документ решает вопрос, связанный с закреплением в акционерном законодательстве нового типа привилегированных акций с преимуществом в очерёдности получения дивидендов. По мнению авторов законодательной инициативы, документ «защит права миноритарных акционеров-владельцев обыкновенных акций от размытия их дивидендных прав и доли в уставном капитале акционерного общества путём размещения привилегированных акций».

Партнёр ЕМПП ЕМПП Федеральный рейтинг II группа Рынки капиталов II группа Семейное/Наследственное право IV группа Арбитражное судопроизводство × Олег Бычков говорит, что поправки можно воспринять как положительные и направленные на защиту миноритарных акционеров, но вопросы к нему всё же есть. В части преимущественного права приобретения для владельцев обыкновенных акций в отношении привилегированных акций закон оперирует понятием «впервые размещаемые». «Что произойдёт, если акции размещаются не впервые, но ранее обращавшиеся привилегированные акции были погашены? То есть общество размещает их вновь, но не впервые? Возможно, было бы более правильным отталкиваться от того, находятся ли акции такого же типа в обращении?» – рассуждает Бычков.

Также, по его словам, закон вводит положения об определении цены выкупа акций исходя из их средневзвешенной стоимости (если они обращаются более шести месяцев). Возможно, было бы более правильным применить порядок определения цены, предусмотренный гл. XI.1 ФЗ «Об акционерных обществах», где он прописан более ёмко (возможность определения средневзвешенной цены, если ценные бумаги обращаются на двух и более биржах; возможность использования оценки независимого оценщика, если акции обращаются менее шести месяцев), считает Бычков.

По словам адвоката Ивана Бабина из Адвокатского бюро S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг II группа Арбитражное судопроизводство II группа Банкротство III группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 25-26 место По количеству юристов × , закон устанавливает преимущественное право на приобретение привилегированных акций для владельцев обыкновенных акций, что служит защитой прав акционеров от размытия их доли в дивидендах. Одновременно с этим закон прямо указывает, что обладатели привилегированных акций преимущественным правом не обладают. «В случае реализации преимущественных прав акционерами, обладающими обыкновенными акциями, может сложиться обратная ситуация, что «размоются» права привилегированных акционеров, которые при приобретении указанных акций рассчитывали на определённую часть дохода от деятельности общества», – говорил ранее Бабин. «Насколько подобное решение окажется сбалансированным и какие злоупотребления повлечёт, покажет практика применения указанных изменений», – заключил адвокат.

Комитет Думы одобрил законопроект об ограничении прав миноритариев

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы рекомендует принять закон о правах миноритарных акционеров, пишет «Интерфакс». Депутаты хотят ограничить круг информации, которую миноритарии могут запросить.

По сообщению источников издания, законопроект устанавливает, что для акционеров компаний, которые владеют больше чем 1% акций, нужно ограничить объем информации, которую они смогут узнать, обратившись к эмитенту. Пока неизвестно, в чем именно ограничат миноритариев, но, по словам источников, если закон примут, они смогут пользоваться только публичной информацией или запрашивать документы через суд.

Известно также, что Ассоциация профессиональных инвесторов сегодня попросила спикера Думы Володина не принимать этот закон, потому что, когда его готовили и вносили, текст инвесторам не показали и их интересов, вероятно, не учли.

На странице законопроекта указано, что он уже прошел первое чтение в 2011 году, а потом по какой-то причине его продвижение остановилось. Видимо, он дорабатывается для рассмотрения во втором чтении. Сегодня он получил также одобрение правового управления Думы. Однако текста инициативы на сайте сейчас нет, в этом можно убедиться на странице законопроекта № 558976-5.

Сейчас любой акционер компании имеет право знать всю информацию о предприятии, кроме данных бухучета. Зачем понадобилось ограничивать их в этом, не сообщается.

Миноритарий

Миноритарий (англ. Minority shareholder) – акционер компании (физическое или юридическое лицо), размер пакета акций которого не позволяет ему принимать единоличные решения при управлении компанией (например, путем формирования совета директоров). Такой пакет акций называется «неконтролирующим».

Содержание:

Миноритарные и мажоритарный акционеры

Миноритарный акционер – это акционер, который не имеет полного контроля над компанией (менее 50% акций). Миноритарный акционер может обладать некоторой властью, но он не обладает полным мажоритарным контролем, поскольку все миноритарные акционеры, по отдельности, владеют менее чем половиной компании.

Мажоритарный акционер — это акционер, который полностью контролирует компанию, владея большинством акций компании. Поскольку мажоритарному акционеру принадлежит более 50% компании, это дает ему возможность единолично принимать решения при управлении компанией и ограничивает полномочия миноритарных акционеров. Когда акционеры должны проголосовать за решение компании, мажоритарным акционером будет тот, кто может единолично принять или отклонить решение, поскольку имеет полный контроль над компанией. Миноритарные акционеры имеют право голоса, но обычно их голосов не достаточно, чтобы повлиять на решение компании.

Права миноритарных акционеров

Миноритарий не участвует в прямом управлении компанией и поэтому ему не так легко бороться с мнением акционеров, у которых есть контрольный пакет акций. Практически миноритарии имеют следующие права:

  • Получение дивидендов;
  • Получения части средств после ликвидации компании;
  • Получение полной информации о деятельности компании;
  • Право на приобретение акций дополнительной эмиссии для защиты от размытия пакета;
  • Право требовать у мажоритариев выкупить свои активы по рыночной цене, если миноритарный акционер голосовал против основных решений акционеров.

Законами многих стран предусмотрено, что после того, как у главного акционера окажутся 95% всех активов компании, он имеет право принудительно выкупить у миноритариев оставшиеся акции.

Защита прав миноритариев

Часто мнение миноритарных акционеров игнорируется в пользу мажоритариев. Из-за этого они не всегда могут управлять компанией и принимать решения. Любое принятое решение будет зависеть от решения мажоритарного акционера.

Однако миноритарные акционеры защищены законодательством своей страны. Одной из возможностей защиты миноритарных акционеров является предъявление судебного иска к директору или должностному лицу компании, которые, по мнению миноритарных акционеров, не действуют в рамках их фидуциарной ответственности (использование средств компании для личных целей или введение в заблуждение инвесторов компании).

Читайте так же:  Исковое заявление о невыплате заработной платы при увольнении, образец

Другой мерой защиты миноритарных акционеров является защита от злоупотреблений со стороны мажоритарных акционеров или руководства компании. Часто руководители компании являются основными акционерами. Злоупотреблениями считаются действия руководства, которые нарушают соглашение, заключенное между акционерами и компанией, и негативно влияют на права акционеров.

Если миноритарный акционер полагает, что он сталкивается со злоупотреблениями, он может подать в суд на компанию. В суде миноритарий должен доказать, что руководство компании нарушило свои фидуциарные обязанности и ущемила права акционеров. Если это подтвердится, компания может столкнуться с серьезными финансовыми исками в пользу акционеров.

Законодательство предоставляет миноритариям достаточный объем прав для того, чтобы иметь возможность влиять на деятельность компании. Владельцы крупных компаний часто опасаются так называемого «корпоративного шантажа» (англ. Greenmail), когда миноритарий, имеющий более 1% акций, может парализовать деятельность компании с помощью суда, требуя выкупа своих акций по завышенной цене.

Принудительный выкуп акций у миноритариев: какие нюансы необходимо учесть

Материал для подписчиков издания «Корпоративные стратегии». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Госдума приняла закон об ограничении прав миноритарных акционеров

Доступ к бухгалтерским документам, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более 25% голосующих акций.

Госдума на заседании в среду приняла в третьем чтении закон об информационных правах миноритарных акционеров российских компаний.

Закон устанавливает, что для акционеров публичных обществ с долей владения более 1% акций компании определен ограниченный перечень информации, которую они смогут запрашивать у эмитента. Это информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

При этом при рассмотрении документа в первом чтении для таких акционеров с долей более 1% акций была предусмотрена возможность запрашивать «иные документы», то есть все те, к которым сейчас есть доступ у любого акционера. В принятой редакции закона возможности запрашивать «иные документы» для этих миноритариев нет.

В законе также определен перечень документов, которые эмитент обязан предоставить по требованию всех акционеров. К ним в том числе относятся договор о создании общества, документы о регистрации общества, решения о выпуске ценных бумаг и проспекты ценных бумаг, годовой отчет и финансовая отчетность, аудиторские заключения к ней, протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц общества, заключения ревизора общества.

Доступ к протоколам заседания правления и документам бухгалтерского учета, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более чем 25% голосующих акций общества. При этом уставом общества может быть предусмотрено меньшее количество акций, необходимых для доступа к этим документам.

Акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций общества, в требовании о предоставлении документов и информации должны указывать деловую цель, с которой запрашиваются документы. Под деловой целью предлагается понимать законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера. При этом деловая цель не будет считаться разумной, если общество обладает сведениями о недобросовестности акционера, если имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации, если акционер является конкурентом общества или аффилированным лицом конкурента.

Документ также предусматривает право общества на сохранение конфиденциальности коммерчески значимой информации. Такое право предлагается обеспечить посредством подписания между обществом и его участником соглашения о конфиденциальности.

В документе также определены случаи, когда общество вправе отказать в доступе к запрашиваемым документам. К ним относятся случаи, когда запрашиваемая информация размещена в Интернете, когда документ запрашивается повторно, когда документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием) или периодам, когда запрашивающее документы лицо еще не было акционером общества. При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа.

Как сообщалось ранее, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) направила письма спикеру Госдумы Вячеславу Володину и министру экономического развития РФ Максиму Орешкину с просьбой не допустить принятия этого закона, поскольку при его подготовке текст не был доступен заинтересованной стороне — инвесторам, и их интересы не были учтены.

В настоящее время любой акционер публичной компании имеет право запрашивать у эмитента любую информацию, кроме документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления, общество при этом обязано предоставить ее.

В 2015 году ЦБ РФ обнародовал идею о том, чтобы расширить перечень информации, которую должны публично раскрывать эмитенты, при этом ввести порог владения акциями, который дает право запрашивать у общества дополнительную информацию. Целью этой инициативы было защитить российских эмитентов от необоснованных запросов информации со стороны миноритариев.

В 2017 году в дискуссию об информационных правах миноритарных акционеров вступили крупные российские компании. Так, «Роснефть» в феврале предложила предоставлять полноценный доступ к документам публичной компании, который сейчас есть у любого акционера, только владельцам 25%-ного пакета акций, остальным акционерам компания предлагала давать доступ только к раскрываемым документам, а акционерам с пакетом более 1% — еще и информацию о крупных сделках.

«Транснефть», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», а также госкорпорация «Ростех» подготовили свою версию законопроекта об информационных правах акционеров и в мае направили ее президенту РФ. Компании предложили ввести обязательное раскрытие закрытого перечня разумно детализированной отчетной информации; доступ к документам бухгалтерского учета общества для акционеров с пакетом более 25% акций; наличие разумной деловой цели использования запрашиваемой информации, а также право компаний отказывать в предоставлении сведений, если они не связаны с реализацией акционерных прав. При этом в законопроекте в редакции нефтяников предлагается полностью лишить акционеров права доступа к «иным документам» компании.

Читайте так же:  Заявление о наложении ареста на счет должника

Крупные компании мотивировали свои предложения защитой интересов обществ от злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров. Миноритарные акционеры считают, что предложения нефтяных компаний направлены на полное лишение акционеров права доступа к документам компании и, как следствие, лишение акционеров прав защищать свои интересы и интересы самого эмитента, в том числе права предъявлять претензии к менеджменту за убытки, причиненные компании.

В начале июля Николай Подгузов, занимавший тогда пост замминистра экономического развития, сообщил журналистам, что ведомство изучило эти предложения крупных компаний и учло их.

«Мы проанализировали то, что сказали компании, выработали с участием Банка России, Минюста согласованную позицию, в том числе и с участием этих компаний. Я считаю, что сейчас законопроект сбалансирован, в том числе и с точки интересов этих крупных компаний», — сказал тогда Подгузов.

Как изменения в законе об акционерных обществах ущемили права миноритариев

— разбирается Владислав Цепков

1 августа 2017 года вступил в силу федеральный закон №233-ФЗ, внёсший изменения в закон об акционерных обществах и закон об обществах с ограниченной ответственностью.

Новый закон ограничил доступ акционеров к документам публичных компаний, затруднил оспаривание нелегитимных решений и сделок, снизил прозрачность и привлекательность рынка акций публичных обществ.

Споры вокруг этих изменений будут продолжатся ещё долго.

На что теперь могут рассчитывать акционеры

Раньше миноритарии обладали правом на получение всей информации (за исключением документов бухгалтерского учёта и протоколов правления). Сейчас всё гораздо сложнее.

Владельцы менее 1% акций больше не могут получить:

документы, подтверждающие права общества на имущество, которое находится на его балансе;

протоколы заседаний совета директоров;

внутренние документы (за исключением документов, утверждённых общим собранием, регулирующих деятельность его органов);

отчёты оценщиков (за исключением случаев выкупа акций обществом по требованию акционера).

Есть и другие ограничения.

[2]

Владельцы более 1% акций имеют право на получение информации о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколов заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и отчётов оценщиков об имуществе, которое участвовало в крупных сделках и сделках с заинтересованностью.

Деловая цель

Появилась ещё одна проблема: в законодательство ввели понятие «деловая цель». Она должна быть у любого миноритарного акционера, который запрашивает информацию.

Под деловой целью понимается законный интерес акционера в получении сведений. Они должны быть объективно необходимы ему для надлежащей реализации своих прав.

При этом закон устанавливает, что деловая цель не считается разумной, в частности, в следующих трёх случаях.

Если общество обладает сведениями о фактах недобросовестности акционера. Например, если миноритарий хочет использовать полученные документы во вред компании или фактически не заинтересован в них.

Если в получении совладельцем документов или информации есть необоснованный интерес. Пример обоснованного интереса — намерение продать акции компании.

Если акционер является конкурентом (либо его аффилированным лицом) и запрашиваемый им документ содержит конфиденциальную информацию, распространение которой может причинить вред коммерческим интересам общества. Например, акционеру-конкуренту могут отказать в предоставлении протоколов совета директоров, содержащих конфиденциальные планы компании. Это может быть, например, изменение технологии производства товара или смена поставщика.

Как и ранее, владельцы минимум 25% акций имеют привилегированное право на получение протоколов заседаний правления (дирекции) и бухгалтерских документов.

Уставом общества этот порог можно снизить. Но очевидно, что из публичных акционерных обществ на это вряд ли кто-либо решится. Миноритариев у нас не любят, а экономического смысла в раскрытии лишней информации лицам, от решения которых ничего не зависит, нет. Разве что компания захочет разместиться на одной из иностранных бирж (у них более жёсткие, чем у российских площадок, требования к раскрытию информации) или продать большой пакет акций (от 10% до 25%) стратегическому инвестору.

Шесть оснований отказать в раскрытии информации

Теперь законом определено шесть условий, при которых компания вправе отказать акционеру в доступе к корпоративной информации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Запрашиваемый документ уже раскрыт в интернете.

Информация запрашивается повторно в течение трёх лет.

Документ относится к прошлым периодам деятельности общества (три года до момента обращения и ранее). Исключение — информация о сделках, которые продолжают исполняться на дату обращения акционера.

Не указана деловая цель, либо она не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели. Например, если акционер обосновал деловую цель подготовкой к годовому собранию акционеров, а запросил документы позапрошлого года, компания вправе отказать в их предоставлении.

Обратившееся лицо не обладает правом доступа к соответствующей категории документов.

Запрашиваемые данные относятся к периоду, когда у акционера не было акций компании. Исключение — информация о сделках, которые исполнялись в период, когда у обратившегося ещё были акции.

Кому это выгодно

Новый закон защищает прежде всего интересы акционерных обществ. В большей мере — публичных. В 2011 году его внесли в Государственную думу на волне громких судебных процессов, вызванных рейдерскими конфликтами и корпоративным шантажом (гринмейлом).

В 2000-х требования предоставить массу документов и обжалование всех возможных решений были стандартными инструментами миноритариев-шантажистов, желавших заработать сверхприбыль на продаже своих пакетов.

Но новый закон ударил и по добросовестным миноритариям. Фактически он лишил их гарантий на получение корпоративной информации, установив понятие «деловая цель» и запретив требовать документы, относящиеся к периодам, когда у них не было акций. Последнее противоречит духу статьи 65.2 Гражданского кодекса. Она устанавливает, что любой акционер, обжалующий сделки или решения компании, действует от её имени, что даёт ему возможность обжаловать её действия за любой период.

Последствия

Из положительного — усиливается защита компаний от гринмейлеров и рейдеров. Кроме того, компания теперь может отказать акционеру-конкуренту в предоставлении информации, что затруднит недобросовестную конкуренцию и использование коммерческой тайны или инсайдерской информации. Обойти это ограничение можно продажей акций формально не аффилированным лицам, но это не всегда возможно.

С другой стороны, принятый закон не соответствует принципам гражданского права, обычно защищающего слабую сторону правоотношений. В данном случае защищается явно не слабая сторона. Есть ощущение, что закон принят в угоду ограниченной группы госкомпаний, желающих скрыть от миноритариев информацию о своей реальной деятельности. Однако публичные АО потому и называют публичными, что их акционерами может стать кто угодно. Правила просты: хочешь привлекать деньги с рынка неквалифицированных инвесторов — раскрывай информацию.

[1]

Одним из возможных последствий принятия этого закона я вижу объединение миноритариев для получения документации. Возможно появление более или менее устойчивых групп акционеров, владеющих более чем 1% акций. Однако это не избавит их от указания правильной деловой цели, которую им надо будет сообщить в запросе.

Читайте так же:  Оформление наследства у нотариуса после смерти

Нормальная деловая цель в получении информации и документов — намерение акционера продать пакет акций либо подготовиться к собранию акционеров. Правомерным интересом также можно признать и намерение проверить законность и экономическую целесообразность принятых компанией решений для выявления потенциальных рисков, которые могут снизить стоимость акций.

Фотография на обложке: Alan Travers / Flickr

Госдума приняла закон об ограничении прав миноритарных акционеров

Доступ к бухгалтерским документам, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более 25% голосующих акций.

Госдума на заседании в среду приняла в третьем чтении закон об информационных правах миноритарных акционеров российских компаний.

Закон устанавливает, что для акционеров публичных обществ с долей владения более 1% акций компании определен ограниченный перечень информации, которую они смогут запрашивать у эмитента. Это информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

При этом при рассмотрении документа в первом чтении для таких акционеров с долей более 1% акций была предусмотрена возможность запрашивать «иные документы», то есть все те, к которым сейчас есть доступ у любого акционера. В принятой редакции закона возможности запрашивать «иные документы» для этих миноритариев нет.

В законе также определен перечень документов, которые эмитент обязан предоставить по требованию всех акционеров. К ним в том числе относятся договор о создании общества, документы о регистрации общества, решения о выпуске ценных бумаг и проспекты ценных бумаг, годовой отчет и финансовая отчетность, аудиторские заключения к ней, протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц общества, заключения ревизора общества.

Доступ к протоколам заседания правления и документам бухгалтерского учета, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более чем 25% голосующих акций общества. При этом уставом общества может быть предусмотрено меньшее количество акций, необходимых для доступа к этим документам.

Акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций общества, в требовании о предоставлении документов и информации должны указывать деловую цель, с которой запрашиваются документы. Под деловой целью предлагается понимать законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера. При этом деловая цель не будет считаться разумной, если общество обладает сведениями о недобросовестности акционера, если имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации, если акционер является конкурентом общества или аффилированным лицом конкурента.

Документ также предусматривает право общества на сохранение конфиденциальности коммерчески значимой информации. Такое право предлагается обеспечить посредством подписания между обществом и его участником соглашения о конфиденциальности.

В документе также определены случаи, когда общество вправе отказать в доступе к запрашиваемым документам. К ним относятся случаи, когда запрашиваемая информация размещена в Интернете, когда документ запрашивается повторно, когда документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием) или периодам, когда запрашивающее документы лицо еще не было акционером общества. При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа.

Как сообщалось ранее, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) направила письма спикеру Госдумы Вячеславу Володину и министру экономического развития РФ Максиму Орешкину с просьбой не допустить принятия этого закона, поскольку при его подготовке текст не был доступен заинтересованной стороне — инвесторам, и их интересы не были учтены.

В настоящее время любой акционер публичной компании имеет право запрашивать у эмитента любую информацию, кроме документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления, общество при этом обязано предоставить ее.

В 2015 году ЦБ РФ обнародовал идею о том, чтобы расширить перечень информации, которую должны публично раскрывать эмитенты, при этом ввести порог владения акциями, который дает право запрашивать у общества дополнительную информацию. Целью этой инициативы было защитить российских эмитентов от необоснованных запросов информации со стороны миноритариев.

В 2017 году в дискуссию об информационных правах миноритарных акционеров вступили крупные российские компании. Так, «Роснефть» в феврале предложила предоставлять полноценный доступ к документам публичной компании, который сейчас есть у любого акционера, только владельцам 25%-ного пакета акций, остальным акционерам компания предлагала давать доступ только к раскрываемым документам, а акционерам с пакетом более 1% — еще и информацию о крупных сделках.

«Транснефть», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», а также госкорпорация «Ростех» подготовили свою версию законопроекта об информационных правах акционеров и в мае направили ее президенту РФ. Компании предложили ввести обязательное раскрытие закрытого перечня разумно детализированной отчетной информации; доступ к документам бухгалтерского учета общества для акционеров с пакетом более 25% акций; наличие разумной деловой цели использования запрашиваемой информации, а также право компаний отказывать в предоставлении сведений, если они не связаны с реализацией акционерных прав. При этом в законопроекте в редакции нефтяников предлагается полностью лишить акционеров права доступа к «иным документам» компании.

Крупные компании мотивировали свои предложения защитой интересов обществ от злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров. Миноритарные акционеры считают, что предложения нефтяных компаний направлены на полное лишение акционеров права доступа к документам компании и, как следствие, лишение акционеров прав защищать свои интересы и интересы самого эмитента, в том числе права предъявлять претензии к менеджменту за убытки, причиненные компании.

В начале июля Николай Подгузов, занимавший тогда пост замминистра экономического развития, сообщил журналистам, что ведомство изучило эти предложения крупных компаний и учло их.

«Мы проанализировали то, что сказали компании, выработали с участием Банка России, Минюста согласованную позицию, в том числе и с участием этих компаний. Я считаю, что сейчас законопроект сбалансирован, в том числе и с точки интересов этих крупных компаний», — сказал тогда Подгузов.

Читайте так же:  Льготная очередь в детский сад

Миноритарных акционеров ограничат в правах

Миноритарных акционеров ограничили в доступе к корпоративной информации. Соответствующий законопроект был сегодня принят Госдумой в третьем чтении, передает корреспондент РБК.​

Документ вводит градацию доступа акционеров к документам компаний в зависимости от доли владения акциями. Если акционер владеет менее 1% компании, он может получить доступ «по требованию» только к самым базовым документам — договор о создании общества, документ о государственной регистрации и собрании учредителей, решения о выпуске ценных бумаг, протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц общества, заключения ревизора общества, судебные решения по спорам, касающимся общества.

Если акционеру принадлежит более 1%, но менее 25%, он может дополнительно претендовать на информацию по крупным сделкам или сделкам с заинтересованностью, отчетам оценщиков имущества, в отношении которого совершались аналогичные сделки, а также протоколам заседаний совета директоров. Но при этом таким акционерам придется указать «деловую цель» — свой законный интерес в получении сведений.

Доступ к протоколам заседаний правления и документам бухгалтерского учета, как и сейчас, смогут получить только акционеры, владеющие более чем 25% акций. Данный порог может быть снижен в соответствии с уставом общества, отмечается в документе.

Компания может отказать акционерам «второй категории» (1–25%) в предоставлении документов, если сочтет интерес необоснованным, а самого акционера недобросовестным. Также причиной отказа может послужить его причастность к конкуренту компании. В случае же согласия компании на предоставление информации акционеру придется подписать соглашение о конфиденциальности.

Законопроект, меняющий правила получения информации миноритарными акционерами, был внесен в Госдуму еще в 2011 году. В первой версии речь шла о том, что запрашивать документы о компании могут лишь акционеры, владеющие не менее 1% акций. При этом разграничения по самим документам не было. Однако тогда принятие закона застопорилось.

Ко второму чтению законопроект сильно изменился, оно состоялось в начале июля 2017 года, спустя месяц после письма глав крупнейших госкорпораций (ЛУКОЙЛа, «Транснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Ростеха») президенту Владимиру Путину. В нем говорилось, что равный доступ к информации миноритарных акционеров и стратегических инвесторов несправедлив и порождает конфликты и судебные споры. Аналогичные предложения в феврале представила «Роснефть», сообщал «Интерфакс».

Бедная акционерная культура

По мнению заместителя исполнительного директора Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ) Ивана Максимова, ключевым является исключение из текста закона понятия «иные документы», которое фигурировало в перечне документов, доступных всем акционерам, в первоначальной редакции законопроекта. Упоминание «иных документов» давало возможность акционерам требовать не только прямо установленные законом, но и другие документы, необходимые для защиты интересов акционеров и самого общества. В том числе это касается права предъявления исков к членам советов директоров и менеджменту о возмещении ущерба, причиненного обществу, об оспаривании убыточных для общества сделок и других. Именно эта возможность была вычеркнута из проекта, который в спешке прошел второе и третье чтения, говорит Максимов. «Юридически эти права у акционеров остаются, однако практически реализовать их уже не выйдет, поскольку для подготовки исков нужны доказательства, которые нельзя будет потребовать и получить», — заключает эксперт.

«Согласно тексту законопроекта, акционеры — независимо от того, сколько у них акций, — могут требовать только ту информацию и документы, которые прямо включены в текст закона. Это относится и к государству, которое является контролирующим акционером многих публичных компаний и формально не сможет запросить другие документы, прямо не названные в тексте, в случае вступления законопроекта в силу» — сказал Максимов РБК.

Понятие «иные документы» сохранилось в законопроекте только в отношении информации, которую могут требовать акционеры непубличных обществ, владеющие более 1% акций.

«Данный законопроект, безусловно, принимается скорее в интересах эмитентов, чем в интересах акционеров», — говорит генеральный директор ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов. При этом он признает, что в силу достаточно бедной акционерной культуры в России в раскрытии дополнительной информации больше заинтересованы конкуренты, чем основные инвесторы. Турлов рассчитывает, что данная норма, с одной стороны, позволит публичным компаниям закрыть источник для утечки информации, составляющей коммерческую тайну, а с другой — менеджмент не станет необоснованно отказывать в реализации законных прав добросовестных акционеров. Но «риски злоупотреблений со стороны квазигосударственного и государственного бизнеса гораздо выше», считает он.

Ответственность за миноритариев

Параллельно с работой над этим проектом Дума ранее в июле рекомендовала к принятию второй документ, также касающийся деятельности акционерных обществ. Одна из поправок к нему предусматривает, что полномочия по избранию исполнительных органов компании могут быть переданы от общего собрания акционеров к совету директоров без возникновения у акционеров права требовать выкупить их акции. «Освобождая мажоритарного акционера от обязанности делать оферту миноритариям при передаче полномочий от собрания акционеров совету директоров, законодатель фактически развязывает ему руки для захвата компании, находящейся в коллективной собственности», — считает Борис Хорев, представитель компании «Мириад Рус» (защищает интересы миноритариев нескольких газораспределительных «дочек» «Газпрома»).

Хотя закон предписывает мажоритариям компенсировать миноритариям убытки от потери контроля над обществами путем оферты на выкуп акций по справедливой цене, «крупный бизнес пытается изменить правила игры в свою пользу», говорит представитель «Мириад Рус». Он считает, что в случае принятия этих поправок Россия «значительно откатится» в рейтинге Doing Business Всемирного банка, на который ориентируются российские власти.

Максимов из АПИ не согласен с этими опасениями. «В случае передачи полномочий по назначению генерального директора от собрания акционеров совету директоров миноритарные акционеры, наоборот, получают возможность участвовать в назначении, пусть и косвенно (через избрание своими кумулятивными голосами назначающих гендиректора членов совета). На собрании акционеров они заведомо лишены такой возможности, поскольку формирование исполнительных органов осуществляется простым большинством голосов», — отмечает он.

Госдума приняла закон об ограничении прав миноритарных акционеров

Доступ к бухгалтерским документам, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более 25% голосующих акций

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU — Госдума на заседании в среду приняла в третьем чтении закон об информационных правах миноритарных акционеров российских компаний.

Закон устанавливает, что для акционеров публичных обществ с долей владения более 1% акций компании определен ограниченный перечень информации, которую они смогут запрашивать у эмитента. Это информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

Читайте так же:  Договор на уборку придомовой территории мкд образец

При этом при рассмотрении документа в первом чтении для таких акционеров с долей более 1% акций была предусмотрена возможность запрашивать «иные документы», то есть все те, к которым сейчас есть доступ у любого акционера. В принятой редакции закона возможности запрашивать «иные документы» для этих миноритариев нет.

В законе также определен перечень документов, которые эмитент обязан предоставить по требованию всех акционеров. К ним в том числе относятся договор о создании общества, документы о регистрации общества, решения о выпуске ценных бумаг и проспекты ценных бумаг, годовой отчет и финансовая отчетность, аудиторские заключения к ней, протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц общества, заключения ревизора общества.

Доступ к протоколам заседания правления и документам бухгалтерского учета, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более чем 25% голосующих акций общества. При этом уставом общества может быть предусмотрено меньшее количество акций, необходимых для доступа к этим документам.

Акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций общества, в требовании о предоставлении документов и информации должны указывать деловую цель, с которой запрашиваются документы. Под деловой целью предлагается понимать законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации прав акционера. При этом деловая цель не будет считаться разумной, если общество обладает сведениями о недобросовестности акционера, если имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации, если акционер является конкурентом общества или аффилированным лицом конкурента.

Документ также предусматривает право общества на сохранение конфиденциальности коммерчески значимой информации. Такое право предлагается обеспечить посредством подписания между обществом и его участником соглашения о конфиденциальности.

В документе также определены случаи, когда общество вправе отказать в доступе к запрашиваемым документам. К ним относятся случаи, когда запрашиваемая информация размещена в Интернете, когда документ запрашивается повторно, когда документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием) или периодам, когда запрашивающее документы лицо еще не было акционером общества. При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа.

Как сообщалось ранее, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) направила письма спикеру Госдумы Вячеславу Володину и министру экономического развития РФ Максиму Орешкину с просьбой не допустить принятия этого закона, поскольку при его подготовке текст не был доступен заинтересованной стороне — инвесторам, и их интересы не были учтены.

В настоящее время любой акционер публичной компании имеет право запрашивать у эмитента любую информацию, кроме документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления, общество при этом обязано предоставить ее.

В 2015 году ЦБ РФ обнародовал идею о том, чтобы расширить перечень информации, которую должны публично раскрывать эмитенты, при этом ввести порог владения акциями, который дает право запрашивать у общества дополнительную информацию. Целью этой инициативы было защитить российских эмитентов от необоснованных запросов информации со стороны миноритариев.

В 2017 году в дискуссию об информационных правах миноритарных акционеров вступили крупные российские компании. Так, «Роснефть» в феврале предложила предоставлять полноценный доступ к документам публичной компании, который сейчас есть у любого акционера, только владельцам 25%-ного пакета акций, остальным акционерам компания предлагала давать доступ только к раскрываемым документам, а акционерам с пакетом более 1% — еще и информацию о крупных сделках.

«Транснефть», «Татнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», а также госкорпорация «Ростех» подготовили свою версию законопроекта об информационных правах акционеров и в мае направили ее президенту РФ. Компании предложили ввести обязательное раскрытие закрытого перечня разумно детализированной отчетной информации; доступ к документам бухгалтерского учета общества для акционеров с пакетом более 25% акций; наличие разумной деловой цели использования запрашиваемой информации, а также право компаний отказывать в предоставлении сведений, если они не связаны с реализацией акционерных прав. При этом в законопроекте в редакции нефтяников предлагается полностью лишить акционеров права доступа к «иным документам» компании.

Крупные компании мотивировали свои предложения защитой интересов обществ от злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров. Миноритарные акционеры считают, что предложения нефтяных компаний направлены на полное лишение акционеров права доступа к документам компании и, как следствие, лишение акционеров прав защищать свои интересы и интересы самого эмитента, в том числе права предъявлять претензии к менеджменту за убытки, причиненные компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

В начале июля Николай Подгузов, занимавший тогда пост замминистра экономического развития, сообщил журналистам, что ведомство изучило эти предложения крупных компаний и учло их.

«Мы проанализировали то, что сказали компании, выработали с участием Банка России, Минюста согласованную позицию, в том числе и с участием этих компаний. Я считаю, что сейчас законопроект сбалансирован, в том числе и с точки интересов этих крупных компаний», — сказал тогда Подгузов.

[3]

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  3. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  4. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
  5. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.
Миноритарных акционеров ограничат в правах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here