Налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн

Важные аспекты на тему: "Налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

УСН: как учитывать субсидии, выделенные на возмещение расходов

Включать или нет в УСН-доходы субсидии на возмещение расходов, зависит от того, какие именно расходы будут покрыты за счет полученных средств.

По общему правилу, при УСН выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). При этом доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК (за исключением расходов, указанных в п.5 ст. 270 НК), в составе «упрощенных» доходов не учитываются.

Проще говоря, если расходы, на возмещение которых были направлены субсидии, в УСН-базу не включаются, то суммы полученных субсидий в составе доходов учитывать не нужно. Если же субсидии были израсходованы на возмещение затрат по приобретению и/или созданию амортизируемого имущества или же расходов, в ст. 270 НК вовсе не упомянутых, суммы таких субсидий упрощенец должен учесть при исчислении налога.

УСН: как учесть субсидию

В деле, рассмотренном в Определении от 23.08.2016 № 303-КГ16-9653, Верховный суд РФ поддержал позицию нижестоящих судов о том, что если субсидия на возмещение затрат получена после того, как эти затраты были произведены, она должна полностью включаться в состав доходов по УСН.

Суть спора

Предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», в конце 2012 г. получил три субсидии в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для возмещения его затрат 2012 г., связанных с уплатой процентов по кредитам, лизинговых платежей и проведением мероприятий по энергосбережению.

Для учета таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ установлены специальные правила. Согласно им субсидия отражается в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет нее, но не более двух налоговых периодов со дня ее получения. Если по окончании второго налогового периода сумма субсидии превысит величину расходов, произведенных за счет нее, разница в полном объеме включается в состав доходов этого налогового периода. Данный порядок признания доходов распространяется на всех лиц, применяющих УСН, независимо от выбранного ими объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).

Поскольку выделенные субсидии полностью покрыли понесенные предпринимателем за счет собственных средств расходы, на возмещение которых они выдавались, он не включил их в состав доходов при определении налоговой базы по УСН. Однако налоговики при проверке посчитали, что всю сумму субсидий нужно было учесть в доходах. Предприниматель обратился в суд.

Решение суда

Апелляция и кассация выводы суда первой инстанции поддержали. Согласился с ними и Верховный суд.

Иная точка зрения

Минфин России по-другому трактует положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ, касающиеся учета субсидий. Так, в письме от 24.02.2016 № 03-11-11/10008 он рассмотрел ситуацию, когда субсидия на возмещение затрат была выдана компании, применяющей УСН, в декабре 2015 г. Специалисты финансового ведомства указали, что при учете субсидии в составе доходов 2015 г. ее размер можно уменьшить на затраты, произведенные компанией до декабря 2015 г. То есть финансисты не привязываются к моменту несения расходов до или после получения субсидии. Главное их соответствие целям, на которые была выделена субсидия. И неважно, что изначально расходы были осуществлены за счет собственных средств.

Такую же позицию заняли и суды в деле, рассмотренном в постановлении АС Центрального округа от 07.09.2016 № Ф10-2798/2016. В этом судебном споре налоговики настаивали на включении предпринимателем, применяющим УСН, всей суммы субсидии на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей в состав доходов. Однако суды указали, что исходя из положений п. 1 ст. 346.17 НК РФ субсидии учитываются в доходах только в части, превышающей сумму расходов. При этом факт уплаты лизинговых платежей за счет собственных средств до получения указанной целевой субсидии не свидетельствует о возникновении у предпринимателя обязанности по ее включению в состав доходов.

А в постановлении от 24.09.2014 по делу № А57-25072/2012 АС Поволжского округа, анализируя положения п. 1 ст. 346.17 НК РФ, касающиеся учета субсидий, подчеркнул, что законодатель, предусматривая в определенных экономических условиях необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, не рассматривал выделяемые из бюджета денежные средства как объект налогообложения. При получении субсидий доходом являются не собственно бюджетные средства, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени.

Как видите, до выхода комментируемого Определения Верховного суда РФ у налогоплательщиков были хорошие шансы отстоять свое право на учет субсидий, выделенных на возмещение уже понесенных затрат, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.17 НК РФ. Теперь же эти шансы существенно снизились.

Учет бюджетных субсидий на УСН

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. О том, как учитываются такие средства компаниями и предпринимателями, применяющими УСН, мы и поговорим.

Порядок предоставления бюджетных субсидий коммерческим организациям регулируется положениями Бюджетного кодекса. В пункте 1 ст. 78 БК РФ сказано, что субсидии юридичес­ким лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны содержать:

— категории отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;

— цели, условия и порядок предоставления субсидий;

— порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

— порядок возврата неиспользованных остатков субсидий;

— положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Как видите, предоставление субсидий носит целевой характер.

Общие правила учета субсидий на УСН

Упрощенцы определяют доходы, подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Этой нормой предусмотрено, что при применении УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ. К таковым, в частности, относятся целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) и доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В связи с этим возникает вопрос: нужно ли упрощенцам включать в налогооблагаемый доход субсидии, полученные из бюджета, носящие целевой характер?

Читайте так же:  Как узаконить перепланировку в квартире

Минфин России считает, что нужно. В своих многочисленных разъяснениях специалисты финансового ведомства отмечают следующее. В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дан закрытый перечень того, что считается средствами целевого финансирования. В нем указаны только субсидии бюджетным и автономным учреждениям. А к целевым поступлениям согласно п. 2 ст. 251 НК РФ относятся средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуп­равления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. Поэтому финансисты считают, что бюджетные субсидии, предоставленные коммерческим организациям и предпринимателям, не удов­летворяют требованиям подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, и потому на основании ст. 346.15 НК РФ должны включаться в состав налогооблагаемых доходов.

Такие разъяснения, в частности, финансисты дали в отношении субсидий из бюджета, полученных компаниями и предпринимателями, применяющими УСН:

— на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для молодежи (письмо Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001);

— создание аудиовизуального произведения (письмо Минфина России от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266);

— на создание запаса твердого топлива (письмо Минфина России от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694).

Совсем недавно ФНС России письмом от 30.06.2014 № ГД-4-3/[email protected] довела до сведения нижестоящих налоговых органов согласованную с Минфином России позицию по вопросу налогообложения полученных коммерческой организацией субсидий из бюджета. В нем чиновники подтвердили, что такие субсидии не удовлетворяют требованиям ст. 251 НК РФ и потому должны учитываться в целях налогообложения. Данное письмо размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». И хотя речь в нем идет о налоге на прибыль, оно применимо и к УСН, поскольку упрощенцы учитывают доходы по правилам, установленным для налога на прибыль (ст. 346.15 НК РФ).

Отметим, что до 2010 г. позицию чиновников можно было оспорить. Дело в том, что действовавшая в тот период формулировка п. 2 ст. 251 НК РФ допускала возможность учета коммерческими организациями целевых поступлений из бюджета в составе необлагаемых доходов (постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2013 № 3290/13). Но с 1 января 2010 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ были внесены изменения, не позволяющие применить аргументы, изложенные ВАС РФ. Поэтому в настоящее время спорить с чиновниками не имеет смысла.

Итак, субсидии, полученные из бюджета коммерческими организациями и предпринимателями, применяющими УСН, нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов. Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ это должно происходить в день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу.

Но есть два исключения из этого правила.

Исключение первое: субсидии малым и средним предприятиям

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Для таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен специальный порядок их учета: суммы полученной субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, осуществленным за ее счет. Максимальный срок действия такого порядка — два налоговых периода с даты получения субсидии. Например, компания — субъект малого предпринимательства применяет УСН. Она получила 15 июля 2013 г. из регионального бюджета финансовую поддержку в виде субсидии в размере 100 000 руб. Включать сумму субсидии в состав доходов пропорционально произведенным за счет нее расходам компания сможет до конца 2014 г.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет нее, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Допустим, компания из полученной субсидии израсходовала до конца 2014 г. только 80 000 руб. Неизрасходованную часть в размере 20 000 руб. она должна включить в состав доходов 2014 г.

Данный порядок учета не зависит от выбранного компанией объекта налогообложения по УСН («доходы» или «доходы минус расходы»). Для того чтобы им воспользоваться, компания, применяющая УСН с объектом «доходы», должна вести учет сумм полученных средств и произведенных за их счет расходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В письме от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected] ФНС России разъяснила, что такой учет нужно осуществлять в Книге учета доходов и расходов, в порядке, предусмотренном для лиц, применяющих УСН с объектом «доходы минус расходы». В графе 4 раздела I Книги отражаются суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.

Расходы на УСН признаются в момент их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому суммы субсидии учитываются в доходах на дату оплаты расходов, произведенных за счет нее. Но для признания затрат на приобретение основных средств и товаров предусмотрен особый порядок. Так, затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А затраты на приобретение товаров включаются в расходы по мере их реализации (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, если субсидия была израсходована на приобретение основных средств, она учитывается в доходах с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (письмо Минфина России от 12.04.2012 № 03-11-11/121). А если субсидия израсходована на покупку товара, она включается в доходы в момент их реализации.

Подробный пример того, как отражать в Книге приобретение товаров за счет субсидии, приведен в письме ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected] (размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»). Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе 2011 г. получил субсидию в размере 300 000 руб., закупил на эту сумму товар, например, три шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 г. за 350 000 руб. В графе 4 раздела I Книги он на дату 05.03.2011 отражает доход 300 000 руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 000 руб. в графе 5 раздела I Книги. Таким образом, он отразит в Книге, что вся сумма полученной субсидии израсходована. Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 000 руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Читайте так же:  Модернизация основных средств в “1сбухгалтерии 8.0”

Исключение второе: субсидии на содействие занятости

Субсидии могут предоставляться на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти. В пунк­те 1 ст. 346.17 НК РФ сказано, что такие субсидии учитываются упрощенцами в составе доходов в течение трех налоговых периодов. Одновременно сумма субсидии отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных за счет нее затрат, предусмотренных условиями ее получения. То есть порядок учета субсидии практически такой же, как и при получении субсидий малыми и средними предприятиями, описанный в предыдущем разделе. Разница лишь в сроке действия порядка.

Если условия получения субсидии были нарушены (например, она выдана на создание рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, а фактически потрачена на покупку товаров), субсидия в полном объеме отражается в доходах того налогового периода, в котором было допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. Например, индивидуальный предприниматель — бывший безработный получил субсидию на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в сумме 100 000 руб. в 2012 г. За три года с момента получения субсидии он потратил на создание таких рабочих мест только 60 000 руб. Остаток субсидии в сумме 40 000 руб. он должен учесть в доходах 2014 г.

В письме от 13.07.2012 № ЕД-4-3/[email protected] ФНС России разъяснила, что из формулировки п. 1 ст. 346.17 НК РФ следует, что воспользоваться данным порядком вправе не все работодатели, а только граждане, зарегистрированные в установленном порядке безработными, открывшими собственное дело и создавшими дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан. На работодателей, не имевших статуса безработных, вышеуказанный порядок учета субсидий не распространяется. При этом налоговики напомнили, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Таким образом воспользоваться данным порядком могут лишь индивидуальные предприниматели, причем не все, а только бывшие безработные. На организации он не распространяется. Поэтому если организация, трудоустроившая безработных граждан в рамках целевой программы по снижению напряженности на рынке труда, получает от центра занятости субсидию на возмещение затрат на выплату им заработной платы, она должна учитывать поступившие суммы в составе доходов в общем порядке (письмо ФНС России от 30.09.2011 № ЕД-4-3/[email protected]).

Применять порядок могут не только предприниматели, находящиеся на доходно-расходной «упрощенке», но и выбравшие в качестве объекта налогообложения по УСН «доходы» при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). Такой учет нужно вести по правилам доходно-расходной «упрощенки» в Книге учета доходов и расходов (письмо Минфина России от 25.02.2011 № 03-11-11/44).

О налогообложении субсидий для субъектов МСП

Изложенный порядок налогообложения субсидий распространяется на все виды субсидий, предоставляемых в рамках Постановления № 254-ПП

НК РФ предусматривает особый порядок признания субсидий, полученных в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

  • Субсидии предоставляются:
    • На уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на развитие и модернизацию производства
    • На уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)
    • В целях возмещения части затрат, связанных с развитием хозяйственной деятельности, а именно в части:
      • Приобретения основных средств (за исключением легковых транспортных средств)
      • Организации и оснащения рабочих мест
      • Приобретения лицензионного программного обеспечения
      • Приобретения сырья и материалов
      • Аренды зданий и помещений
  • Полученные субъектами МСП субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с момента получения (абзац 1 п. 4.3 ст. 271 НК РФ, абзац 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 4 ст. 223 НК РФ)
    • Если субсидия получена в качестве планового (авансового) перечисления в декабре 2012 г., но расходы на приобретение, например, сырья и материалов осуществлены в феврале 2013 г. в составе доходов субсидия будет отражаться в феврале 2013г. в сумме фактических затрат (расходов) на приобретение сырья и материалов
    • Если субсидия получена на возмещение уже понесенных расходов, то она отражается в составе доходов на дату ее получения в сумме фактически понесенных расходов
    • Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит размер признанных расходов, фактически осуществленных за счет этой субсидии, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода (абзац 1 п. 4.3 ст. 271 НК РФ, абзац 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 4 ст. 223 НК РФ)
  • Следовательно, если субсидия получена в декабре 2012 г., но по окончании 2013 г. размер фактических затрат на уплату, например, лизинговых платежей, будет меньше, чем сумма полученной в декабре 2012 г. субсидии, положительная разница между этими суммами будет включаться в состав доходов в декабре 2013г

Приведенный выше порядок учета субсидий не распространяется на случаи приобретения за счет субсидии амортизируемого имущества.

  • В случае приобретения за счет субсидии амортизируемого имущества доход отражается по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества (абзац 2 п. 4.3 ст. 271 НК РФ)
    • Например, за счет субсидии, полученной в декабре 2012 г., в феврале 2013 г. приобретено ОС, относящееся к первой амортизационной группе со сроком полезного использования – 2 года
      • В состав доходов субсидия будет включаться с момента начисления амортизации по этому ОС (с марта 2013г.) по март 2015 г. в сумме, равной размеру амортизационных отчислений по приобретенному ОС
  • Субъекты МСП, применяющие ОСН, являются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). При этом денежные средства в виде субсидий, полученных на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются (письма МФ РФ от 06.03.2012г. № 03-07-11/64, от 03.02.2012г. № 03-03-05/7)
    • Субсидия, предоставленная, например, в целях возмещения части затрат на аренду зданий и помещений, не включается в налоговую базу по НДС
Читайте так же:  Защита прав потребителя срок устранения претензий

Приведенный выше порядок признания доходов относится как к субъектам МСП, применяющим в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так и к субъектам, которые применяют в качестве объекта налогообложения «доходы», при условии ведения ими учета сумм указанных выплат (средств) (абзац 6, абзац 7 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

  • Для налогоплательщиков, применяющих в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», расходами признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ)
    • Если субсидия получена в декабре 2012 г., но сырье и материалы оплачены и отпущены в производство, например, в январе 2013 г., в состав доходов субсидия будет включена в январе 2013г. в размере фактически оплаченных и отпущенных в производство сырья и материалов
  • При включении субсидий в состав доходов, субъекты МСП, применяющие УСН, могут потерять право на применение данного режима налогообложения в связи с превышением максимальной суммы дохода, определяемой п. 4 ст. 346.13 НК РФ
  • Приведенный выше порядок учета субсидий не распространяется на случаи приобретения за счет субсидии амортизируемого имущества. В случае приобретения за счет субсидии амортизируемого имущества доход отражается по мере признания расхода по приобретению этого имущества в порядке, установленном гл. 25 НК РФ
    • Субсидия включается в состав доходов при исчислении налоговой базы по НДФЛ по мере признания расходов в виде начисленной амортизации по приобретенному амортизируемому имуществу, например, ОС
  • ИП, учитывающие доходы и расходы в целях исчисления НДФЛ, учет расходов осуществляют на основании Приказа МФ РФ № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 «Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»

Об учете организацией, применяющей УСН (объект — «доходы»), субсидии, полученной на возмещение части затрат в рамках государственной программы Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012 — 2016 годы» можно прочесть здесь (Письмо Минфина РФ от 25.08.2014 N 03-11-06/2/42279)

ААА-Инвест поможет Вам в получении субсидий!

Учет ЮЛ на УСН (доходы) субсидии на возмещение затрат по программе поддержки МСП

Субсидии, полученные на развитие малого (среднего) бизнеса, учитываются при применении УСН в особом порядке

Об учете организацией, применяющей УСН (объект — «доходы»), субсидии, полученной на возмещение части затрат в рамках государственной программы Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012 — 2016 годы»

Письмо Минфина РФ от 25.08.2014 N 03-11-06/2/42279

П. 1 ст. 346.17 НК РФ установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии МСП в РФ» налогоплательщиками, применяющими УСН.

Так, указанные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Вышеуказанный порядок признания доходов применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм таких выплат (средств).

Учет полученных средств и сумм произведенных за их счет расходов следует осуществлять налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Исходя из этого средства на возмещение части затрат, полученные организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, в рамках государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012 — 2016 годы» (подпрограмма «Развитие МСП в городе Москве на 2012 — 2016 годы»), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП (программное мероприятие «Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам), должны отражаться в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.17 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Специалисты ААА-Инвест с удовольствием выполнят для Вас услуги регистрации компаний, бухгалтерского учета, в том числе дистанционно для клиентов из любого региона РФ.

Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг нашими экспертами!

Определение доходов для налогообложения в связи с получением субсидий при применении УСН

Определение доходов для налогообложения в связи с получением субсидий при применении УСН

Практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, подпадают под налогообложение.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом подход контролирующих органов основан на том, что многие субсидии либо не являются целевыми согласно ст. 251 НК РФ, либо прямо не поименованы в перечне, установленном ст. 251 НК РФ, который является закрытым.

Позиция Минфина России по данному вопросу отражена в целом ряде писем. В частности, в Письме Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156 отмечается следующее.

Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.

При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 БК РФ, необходимо учитывать следующее.

Читайте так же:  Образец характеристики для награждения

Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение условий:

1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;

2) полученные средства должны носить целевой характер;

3) налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ. Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не указаны, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, т.е. в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.

[3]

При этом, поскольку затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

В Письме Минфина России от 05.08.2010 № 03-11-06/2/123 в подтверждение изложенной точки зрения приводятся такие аргументы: «. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 БК РФ, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения. в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться».

Кроме того, на основании Письма Минфина России от 10.08.2009 N 03-11-06/2/150 «. денежные средства, полученные из бюджетов разных уровней в виде субсидий. должны учитываться при определении объекта налогообложения в связи с тем, что коммерческие организации не обладают статусом бюджетных учреждений. ».
Данные выводы применимы и к организациям, применяющим УСН.

Таким образом, согласно приведенному мнению финансового ведомства, практически все субсидии, получаемые из бюджета коммерческими организациями, применяющими УСН, будут подпадать под налогообложение как внереализационные доходы.

Однако для ряда субсидий предусмотрен особый порядок учета и налогообложения, например субсидий, полученных от центра занятости на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест (субсидии на самозанятость).

Особенно актуальным вопрос налогообложения этих субсидий стал с того момента, когда активно «заработала» государственная программа по их предоставлению.

Некоторое время данный вопрос был совершенно не урегулирован.

И вот Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ были внесены поправки в НК РФ.

Закон вступил в силу с 7 апреля 2010 г ., его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 2009 г .

Согласно внесенным изменениям субсидии на самозанятость учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения указанных выплат их суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии со ст. 346.17 НК РФ, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

Если расходы, предусмотренные условиями получения указанных сумм выплат, произведены полностью в течение первого (первых двух) налогового периода, то полученные выплаты и осуществленные за счет этих выплат расходы отражаются в налоговом учете в соответствующих налоговых периодах.

Казалось бы, проблема была решена.

Однако вопросы оставались.

Прежде всего у тех, кто применял УСН с объектом налогообложения «доходы».

Эти налогоплательщики не имеют права уменьшать свои доходы ни на какие расходы. Таким образом, они в данном случае оказывались в неравных условиях с теми, кто выбрал объект налогообложения «доходы минус расходы». У них возникали дополнительные налоговые обязательства — исчислить и уплатить налог с полученных субсидий.

Минфином России было разъяснено, что «. нормами п. 1 ст. 346.17 Кодекса должны руководствоваться как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, так и налогоплательщики, применяющие указанную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов.

. Учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. » (Письма от 23.04.2010 № 03-11-09/33, от 26.04.2010 № 03-11-11/116). Форма и Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Так, в графе 4 разд. I отражаются субсидии в размере фактически произведенных расходов, а в графе 5 этого же раздела — соответствующие суммы осуществленных расходов.
То есть в разъяснениях рекомендуется заполнять указанные графы налогоплательщикам как с объектом налогообложения «доходы минус расходы», так и «доходы». При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», при определении суммы дохода, подлежащей налогообложению за соответствующий период, данные суммы выплат не учитывают (Письмо Минфина России от 01.09.2010 N 03-11-11/230).

Налогоплательщик, применяющий УСН, получил в октябре 2009 г . субсидию на самозанятость в размере 58 800 руб. В ноябре и декабре 2009 г . на расходы, заявленные в бизнес-плане и утвержденные при получении субсидии, было направлено 20 000 руб. В мае 2010 г . условия получения субсидии были нарушены.

Порядок отражения субсидии будет следующим.

1. Для налогоплательщика, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», субсидия за 2009 г . в сумме 20000 руб. учитывается в составе доходов с одновременным отражением в расходах и в Книге учета доходов и расходов и в разд. 2 декларации по УСН (строки 210 и 220).

То есть в 2009 г . полученная сумма фактически налогом не облагается.

Читайте так же:  Подать заявление в прокуратуру через госуслуги

Субсидия за 2010 г . (при нарушении условий получения выплаты) в сумме 58800 руб. отражается в составе доходов и в декларации по УСН, и в Книге учета доходов и расходов, т.е. появляется налогооблагаемый доход. При этом обязанности подать уточненную декларацию за 2009 г . не возникает.

2. Для налогоплательщика, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», субсидия за 2009 г . в размере 20000 руб. отражается в составе доходов с одновременным отражением в расходах в Книге учета доходов и расходов. При этом в итоговую величину дохода (в Книге учета доходов и расходов) эта сумма не включается, соответственно, не отражается по строкам 210 и 220 разд. 2 декларации по УСН. Субсидия за 2010 г . в размере 58 800 руб. учитывается полностью в составе доходов и, соответственно, попадает в строку 210 декларации по УСН.

Что касается субсидий, предоставленных налогоплательщикам из областного бюджета в рамках оказания поддержки малому и среднему предпринимательству (их иногда путают с субсидиями на самозанятость), то согласно Письму Минфина России от 27.01.2010 N 03-11-11/18 они относятся к внереализационным доходам и подлежат включению в налоговую базу.

Аналогичные разъяснения даны и в отношении средств, получаемых из федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства» (Письмо Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/04).

Отдельно можно выделить субсидии, полученные из местных бюджетов на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ. Эти поступления не учитываются при исчислении налога по УСН на основании того, что данные расходы прямо поименованы в ст. 251 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.11.2009 N 03-11-06/2/241).

Таким образом, большинство субсидий, выделяемых коммерческим организациям, являются налогооблагаемыми.

Исключение составляют целевые средства, прямо поименованные в ст. 251 НК РФ, а также субсидии, по которым законодательство предусматривает «особый» порядок учета и налогообложения.

[1]

СУБСИДИИ ПРИ УСН

Учет субсидий у ИП на УСН

Учет субсидий при УСН

Включать или нет в УСН-доходы субсидии на возмещение расходов, зависит от того, какие именно расходы будут покрыты за счет полученных средств.

При УСН выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).

Доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК (за исключением расходов, указанных в п.5 ст. 270 НК), в составе «упрощенных» доходов не учитываются.

Если расходы, на возмещение которых были направлены субсидии, в УСН-базу не включаются, то суммы полученных субсидий в составе доходов учитывать не нужно.

Если субсидии были израсходованы на возмещение затрат по приобретению и/или созданию амортизируемого имущества или же расходов, в ст. 270 НК вовсе не упомянутых, суммы таких субсидий упрощенец должен учесть при исчислении налога.

Вопрос: Об учете денежных средств в виде субсидий на возмещение расходов в целях налога при УСН.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 октября 2019 г. N 03-11-11/80781

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 19.08.2019 по вопросу применения упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Вместе с тем при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).

Согласно положениям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 Кодекса (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 Кодекса).

Учитывая изложенное, денежные средства в виде субсидий, полученные из бюджета в целях возмещения расходов, учитываются при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в случае если такие расходы не предусмотрены в статье 270 Кодекса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Источники


  1. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.

  2. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  3. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
  4. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
  5. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
Налогообложение субсидий на возмещение затрат при усн
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here