Незаконный оборот специальных технических средств предназначенных для негласного получения информаци

Важные аспекты на тему: "Незаконный оборот специальных технических средств предназначенных для негласного получения информаци" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 138.1 УК РФ

1. Комментируемой статьей установлена ответственность за незаконное производство, приобретение, сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

2. Объект данного преступного посягательства, как и иных преступлений, предусмотренных нормами гл. 19 УК, составляют общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.

Непосредственным же его объектом выступает установленный законом и иными нормативными правовыми актами порядок производства, приобретения, сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

К таким средствам относятся, например, специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации, для негласного визуального наблюдения и документирования, для негласного прослушивания телефонных переговоров, для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений, для негласного исследования предметов и документов, для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов и иные.

4. Незаконность совершения действий, указанных в диспозиции комментируемой статьи, означает их совершение в нарушение установленного порядка.

Так, например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) лицензированию подлежат разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В развитие положений данного Федерального закона принято Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 526 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность» (в ред. от 24.09.2010) . Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 214 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (в ред. от 08.12.2010) .
———————————
СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4590; N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 2965; 2005. N 25. Ст. 2511; 2007. N 6. Ст. 760; 2008. N 17. Ст. 1889; 2010. N 19. Ст. 2316; N 40. Ст. 5076.

СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1292; N 43. Ст. 4250; 2006. N 50. Ст. 5341; 2009. N 9. Ст. 1101; 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7080.

5. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, образует совершение указанных в законе действий в нарушение приведенных и иных нормативных правовых актов.

6. Под производством технических средств следует понимать их промышленное или кустарное изготовление, приспособление бытовой аппаратуры под специальные цели, ее модернизацию для негласного получения информации и др. Сбыт предусматривает передачу предмета другому лицу (хотя бы одному), обмен, дарение и т.п. В качестве приобретения может рассматриваться любая форма завладения ими. Если способ завладения предметом содержит признаки самостоятельного состава преступления (например, кража), деяние следует квалифицировать по совокупности составов преступлений.

7. Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление окончено с момента выполнения действий по производству, сбыту или приобретению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

[2]

8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что оно незаконно производит, сбывает или приобретает специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и желает выполнить эти действия.

9. Субъект преступления общий. Им является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Незаконный оборот специальных технических средств предназначенных для негласного получения информации

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта

Комментарии ():

2015 ITnan.ru Design by Styleshout.

Права на текст статей, расположенные на сайте, принадлежат их авторам. Источники статей: Хабрахабр и Гиктаймс.

Приговоры судов по ст. 138.1 УК РФ Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

# Название Cуд Решение
547952 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ
Видео (кликните для воспроизведения).

Ильясов В.П. совершил незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, инезаконный сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.Преступления .

Ленинский Вынесен приговор 547542 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Лавенецкий А.В. в период до дд.мм.гггг в неустановленном месте приобрел специальные технические средства, заведомо зная, что данные технические средства предназначены для негласного получения информации, а именно: 10 видеокамер, являющихся техниче.

Железнодор. Вынесен приговор 545972 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Сниткин В.А. незаконно приобрел и сбыл специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации при следующих обстоятельствах.09.06.2017 г. Сниткин В.А., не имея лицензии на разработку, производство, приобретение и реа.

Читайте так же:  Судебная практика по программе молодая семья
Железнодор. Вынесен приговор 545725 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Сурин С.А. совершил незаконный сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при следующих обстоятельствах.Так, в 13 час. 28 мин. Сурин С.А., достоверно зная об отсутствии у него лицензии на ре.

[3]

Советский Уголовное дело прекращено 545402 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Матрос С. А. в период времени с 01.03.2011 года до 21.03.2011 года, находясь в неустановленном следствием месте, приобрел у Свидетель №3 специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации, представляющее собой по.

Октябрьский Вынесен приговор 544836 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Павлов А.С. органами предварительного расследования обвиняется в том, что он дд.мм.гггг года, находясь по адресу: г.Казань РТ, , незаконно разместил в сети «Интернет» на электронном ресурсе ***, с использованием учетной записи с абонентск.

Кировский Уголовное дело прекращено 544726 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

И.Е. Хрипунков совершил преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина в связи с приобретением в целях дальнейшего сбыта и сбытом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.Статьям.

Вахитовский Вынесен приговор 544629 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Кузин Сергей Валерьевич совершил незаконный сбыт специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, при следующих обстоятельствах.(дата) в 13 час. 51 мин. Кузин С.В. с целью незаконного сбыта специального тех.

[1]

Советский Вынесен приговор 469896 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Тувышкина Н.А. незаконно сбыла специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации при следующих обстоятельствах.Тувышкина Н.А. . в период времени с 17 часов 00 минут до 17часов 55 минут, находясь возле . рас.

Ленинский Вынесен приговор 468775 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Антал И.И. совершил незаконное приобретение специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации.Преступление им совершено в городе Тюмени при следующих обстоятельствах.Так, согласно ст. 23 Конституции Российско.

Центральный Вынесен приговор 468633 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Кольчукова Е.А. незаконно приобрела и сбыла специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации, при следующих обстоятельствах:Весной 2014 года у Кольчуковой Е.А., находившейся в квартире по адресу: , возник прест.

Кировский Вынесен приговор 468505 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Подсудимый Батаронов Л.И. совершил умышленное преступление при следующих обстоятельствах:Не позднее 07 часов 11 минут 28.01.2017 г., точное время в ходе предварительного следствия не установлено, у Батаронова Л.И. возник преступный умысел, направл.

Коминтерновский Вынесен приговор 467730 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Муфлихунов В.Д.. совершил незаконный оборот специальных технических средств при следующих обстоятельствах.23.05.2014 г. Муфлихунов В.Д., не имея лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации на осуществление деятельности, связанной.

Кировский Вынесен приговор 466844 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Дементьев Н.А. совершил незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, то есть незаконный сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а именно.

Октябрьский Вынесен приговор 466718 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Годунов А.В. совершил незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, то есть незаконное приобретение и сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информац.

Красносельский Вынесен приговор 458149 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Аношин А.А. в период времени с 01.03.2017 по 17.05.2017 совершил умышленное преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина при следующих обстоятельствах. В указанный период времени Аношин А. А., не являясь лицом, уполномоч.

Железнодор. Уголовное дело прекращено 458147 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Егоров А.А. совершил незаконное приобретение и сбыт специального технического средства – «», для негласного получения информации, в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, преступление окончено в районе .Уголовное дело в отношении Егорова А.А. поступил.

Железнодор. Уголовное дело прекращено 456322 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Исаков О.В. совершил незаконные приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при следующих обстоятельствах.Согласно Перечню видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых .

Калининский Вынесен приговор 440386 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Афанасьев В.П. в один из дней в период времени с 01.01.2017 nq; 26.03.2017, находясь в , посредством сети «Интернет», через веб-сайт ***, действуя умышленно, в нарушение порядка реализации специальных технических средств, предназнач.

Ленинский Вынесен приговор 440298 Приговор суда по ст. 138.1 УК РФ

Качалов Е.В. обвиняется в покушении на незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.Согласно обвинению, дд.мм.гггг около 21 час. 57 мин., находясь в , Качалов Е.В. приобрела на сайте .

Ст. 138.1 УК РФ с комментариями

Статья 138.1 УК РФ. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации — размещена в Особенной части Седьмого раздела Девятнадцатой Главы Уголовного Кодекса РФ. Небольшая статья состоящая из одной части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 138.1 УК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 138.1 УК РФ. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации,
— наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырёх лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Читайте так же:  Как часто отпускают солдат в увольнение

Комментарии к статье 138.1 УК РФ

В комментируемой статье речь идёт об ответственности за неправомерные действия со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. Данная норма направлена на пресечение незаконного оборота специальных технических средств, которые вправе изготавливать и использовать только уполномоченные на то предприятия и организации, а также для наказания тех, кто незаконно приобретает или сбывает подобные предметы.

Объектом преступления следует признать установленный законом порядок оборота данной продукции. Важное значение для квалификации по данной статье имеет предмет преступления — специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. В этой части диспозиция носит бланкетный характер. Необходимо опираться на нормы Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 28.07.2012), Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 10.07.2012) и на статьи Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 287.

В утверждённом Положении определён порядок лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и, как представляется, исчерпывающий перечень подобных предметов. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Объективная сторона преступления заключается в совершении любого из указанных в диспозиции статьи действий. Преступление имеет формальный состав, т.е. оно считается оконченным с момента производства или приобретения или сбыта. При этом важно установить, были ли на самом деле производимые (сбываемые, приобретаемые) технические средства предназначены для негласного получения информации. Для ответа на данный вопрос необходимо проведение специальной технической экспертизы. Производство предполагает изготовление любым способом указанных специальных технических средств. Сбыт подразумевает их продажу, дарение или иные способы реализации. Приобретение означает их возмездное или безвозмездное получение.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом, а при приобретении специальных технических средств ещё и целью их дальнейшего сбыта.

Субъектом преступления является лицо вменяемое, достигшее возраста 16 лет.

Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Непосредственный объект преступления аналогичен объекту нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

До 7 декабря 2011 года привлечение к ответственности за рассматриваемое преступление осуществлялось по ч. 3 ст. 138 УК РФ 1 .

Предмет преступления — специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации о человеке, которыми в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] [2] (Закон об ОРД) признаются любые технические средства и приспособления, с помощью которых добывается информация, например: видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка и др. [3]

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации [4] . К ним относятся специальные технические средства для негласного проведения следующих мероприятий: 1) получения и регистрации акустической информации; 2) визуального наблюдения и документирования; 3) прослушивания телефонных переговоров; 4) перехвата и регистрации информации с технических каналов связи; 5) контроля почтовых сообщений и отправлений; 6) исследования предметов и документов;

Видео (кликните для воспроизведения).

7) проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов; 8) контроля за перемещением транспортных средств и других объектов; 9) получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи; 10) идентификации личности 1 .

Из анализа материалов уголовных дел следует, что основаниями специальных технических средств становятся закамуфлированные предметы другого функционального назначения (например, авторучки, пульт управления автомобильной сигнализацией со встроенной фотовидеокамерой и регистрацией акустической информации; видеокамера, встроенная в звуковую колонку, и др.

Объективная сторона преступления носит формальный характер и может выражаться в совершении любого из указанных в ст. 138.1 УК РФ действий в нарушение законодательно установленного порядка и условий.

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5] [6] разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации [7] .

Под незаконным производством следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на серийное изготовление специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (например, производство таких средств без регистрации или лицензии).

Единичный случай создания специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации, не образует состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 138 УК РФ по признаку незаконное производство специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации.

Поскольку действия Г. заключались лишь в том, что он для получения информации с использованием компьютера установил в помещении ООО « » и соединил в единую систему различные компоненты (специальная программа аудиовидеонаблюдения, видеокамера, микрофон, специальный ключ и т.д.), создав одно специальное техническое средство, предназначенное для негласного получения информации, состав преступления в его действиях отсутствует 1 .

Если незаконное производство указанной продукции сопряжено с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо с извлечением дохода в крупном (свыше 1 500 000 руб.) или в особо крупном (свыше 6 000 000 руб.) размере, действия лица следует квалифицировать также по соответствующей части ст. 171 УК РФ [8] .

Незаконное приобретение специальных технических средств состоит в их получении лицом, не имеющим на это специального разрешения, в результате любой сделки по передаче таких предметов (например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств).

Незаконный сбыт предметов ст. 138.1 УК РФ состоит в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, в том числе

через Интернет, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения) без лицензии.

Поскольку ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами, также подлежит лицензированию 1 , совершение таких действий в целях сбыта указанной продукции должно квалифицироваться как приготовление к ее сбыту, т.е. по ч. 1 ст. 30, ст. 138.1 УК РФ.

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей возват автомобиля

Хранение и перевозка указанных специальных технических средств состава рассматриваемого преступления не образуют.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными физическими и юридическими лицами, запрещается (ст. 6 Закона об ОРД). Поскольку ответственность за незаконное использование названных технических средств статьей 138.1 УК РФ не предусмотрена, совершение указанных незаконных действий в зависимости от целей виновного лица при наличии к тому оснований может быть квалифицировано по статьям УК РФ об ответственности за нарушение охраняемой законом тайны (например, как нарушение тайны телефонных переговоров).

Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности влечет за собой административную ответственность по ст. 20.24 КоАП РФ.

Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), представляет собой административный деликт, ответственность за который установлена ст. 20.23 КоАП РФ.

Субъективная сторона — прямой умысел. Мотивы лица на квалификацию содеянного не влияют.

Субъект — общий: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

korsikanec13 › Блог › УК РФ за покупки на Али/eBay и пр.

Так же существует вероятность возбуждения уголовных дел по статье 222 УК РФ (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) за приобретение ножей, сувенирного и коллекционного оружия, электрошокеров, газовых балончиков и пистолетов и по статье 229.1 УК РФ (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ) за приобретение растрорителей и др. химических средств. Один из примеров — статья в «Московском комсомольце».

Статьи вменяют при покупке товаров в зарубежных интернет магазинах, у которых нет сертификации. Т.е. если аналогичный товар продаётся на территории России в специализированных магазинах, в большинстве случаев его можно покупать. Т.к. все необходимые документы, разрешающие продажу этих товаров, у продавца должны быть в наличии.

Статья 138.1 Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

п. 2. Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 314
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
«электронное устройство, предназначенное для негласного получения информации» — специально изготовленное изделие, содержащее электронные компоненты, скрытно внедряемое (закладываемое или вносимое) в места возможного съема защищаемой акустической речевой, визуальной или обрабатываемой информации (в том числе в ограждения помещений, их конструкции, оборудование, предметы интерьера, а также в салоны транспортных средств, в технические средства и системы обработки информации);
«средства выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации» — технологическое, испытательное, контрольно-измерительное оборудование, а также средства вычислительной техники и программное обеспечение, позволяющие осуществлять поиск электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации.

Уголовная ответственность по статье 138.1 УК РФ. Понятие СТС НПИ

Нижеприведенная публикации подготовлена по состоянию норм закона на 01.08.2019. Федеральным законом N 308-ФЗ от 02.08.2019 в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены поправки, изменившие уголовно-правовое понятия специального технического средства негласного получения информации:

Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

Тенденция последних лет – это резкий рост числа уголовных дел по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных статьей 138.1 УК РФ. Подавляющее большинство дел рассматривается в порядке особо производства, когда «виновник» признает свою вину, смиренно рассчитывая на назначение судом гуманного наказания. Появление новых обвинительных приговоров формирует у представителей правоохранительных органов ошибочное (по мнению автора) представление об отсутствии особых процессуальных сложностей в применении указанного уголовного закона, а пассивная позиция привлекаемых к ответственности лиц лишь способствует этому.

Читайте так же:  Как вернуть деньги за ноутбук если он медленно работает

В редких случаях несогласия с предъявленным обвинением процессуальная позиция стороны защиты сводится к тому, что из содержания статьи 138.1 УК РФ не усматривается четкого определения о том, что является специальным техническим средством, предназначенным для негласного получения информации, а действующая нормативная база не содержит конкретного перечня специальных технических средств, ограниченных к обороту. Более того, признаки и критерии, по которым можно отнести технические средства к специальным, очевидным образом на уровне закона не закреплены.

Учитывая подобную неопределенность, органы предварительного следствия в рамках расследования уголовных дел, возбужденных по статье 138.1 УК РФ, предпочитают устранять «пробелы закона» с помощью экспертных заключений. Производство экспертизы поручается специалисту, обладающему специальными познаниями (как правило, в виде диплома о высшем техническом образовании), который при исследовании «подозрительного» устройства выявляет незадокументированные возможности, которые и служат основанием для принятия решения об отнесении устройства к числу специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее – «СТС НПИ»). В подавляющем большинстве случаев причисление изделия к СТС НПИ осуществляется на основании выявления, так называемого признака закамуфлированности скрытых возможностей, например, когда классическая шариковая ручка обладает технической возможностью аудиозаписи.

Российское правосудие безоговорочно и всецело доверяют подобным экспертным мнениям, постановляя на их основе обвинительные приговоры в отношении лиц, имевших неосторожность приобрести или осуществить иные действия с указанными техническим средствами.

Безусловно, согласно Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной и личной жизни. Законом не допускается несанкционированный сбор информации о гражданине без получения от него соответствующего согласия или минуя установленный порядок её негласного получения. В тоже время, почему закон делает такое резкое разграничение по правовым последствиям между фактами, когда разговор был записан с помощью правомерно приобретенного миниатюрного диктофона, который в силу своего размера просто не может быть заметен оппоненту, и ручкой с функцией диктофона, приобретение которой в соответствии со сложившейся судебной практикой влечет для покупателя наступление уголовной ответственности? И действительно ли такая ручка-диктофон вне закона? Учитывая отсутствие единообразного подхода к вопросу отнесения технических средств к числу СТС НПИ, искать ответы на подобные вопрос следует в первоисточнике, детально разбирая и толкуя действующий закон.

Как отмечалось ранее, правоохранительные органы самоустраняются в правовом разрешении вопроса о принадлежности технического средства к СТС НПИ, отдавая его на откуп экспертам, которые в подавляющем большинстве случаев не имеют никаких профессиональных полномочий в разрешении данного вопроса. (Сертификации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — прямая и исключительная прерогатива ЦЛСЗ ФСБ России.) Законодательная неопределенность понятия СТС НПИ позволяют привлекаемым специалистам «штамповать» заключения об отнесении технических средств к числу ограниченных в гражданском обороте, не заботясь об обосновании законом своих выводов. Попробуем внести ясность относительно наличия в законодательной базе РФ правовых критериев, которыми обязан руководствоваться эксперт при подготовке соответствующего экспертного заключения.

Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ неоднократно разъясняли правоприменителям, что степень определенности понятий, содержащихся в уголовном законе, исходит не только из содержания формулировок самого закона, но из их места в системе нормативных предписаний.

Из совокупности положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» следует, что органами государственной власти, осуществляющими ОРД, допускается использование специальных и иных технических средств, которые предназначены (разработаны, приспособлены, запрограммированы) для негласного (тайного) получения информации, т.е. специально рассчитаны на сокрытие самого факта контроля (наблюдения) за лицом, прослушивания телефонных и иных переговоров, обследования жилища, контроля и перлюстрации корреспонденции. Перечень СТС НПИ утвержден Постановлением Правительства от 1 июля 1996 года N770, в котором отдельно подчеркивается, что специальные технические средства имеют четкое целевое предназначение, а именно – негласное получение информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. При этом Федеральная служба безопасности Российской Федерации устанавливает порядок регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, разрабатываемых, производимых, реализуемых, приобретаемых в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы.

Таким образом, из содержания вышеуказанных норм закона следует, что правовыми критериями признания технического средства СТС НПИ являются:

  • прямое предназначение технического средства для использования в оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то правоохранительными органами;
  • регистрация и учет технического средства в качестве СТС НПИ Федеральной службой безопасности РФ.

Сложившаяся на настоящий момент судебная практика свидетельствует, что осуществляющие экспертизы неуполномоченные (по мнению автора) специалисты делают вывод о принадлежности технического устройства к СТС НПИ на основании выявления признака «закамуфлированности» скрытых возможностей. В обоснование своих выводов специалисты зачастую ссылаются на Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 №214, утвердившего Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию.

Согласно данному Списку к видам СТС НПИ причислены, например:

  • фотоаппаратура с вынесенными органами управления камерой;
  • комплекс аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиями связи;
  • видеоаппаратура, закамуфлированная под бытовые предметы и т.д.

Если руководствоваться исключительно перечисленными техническими критериями, что зачатую и делают «горе-эксперты», то в качестве СТС НПИ можно смело признавать: -любую бытовую фотокамеру, оснащенную пультом дистанционного управления; -любую web-камеру, прямое предназначение которой осуществлять трансляцию видеоизображения по кабельным или радиоканалам связи; -спрятанную папой в детскую игрушку видеокамеру в целях последить за поведением ребенка в отсутствии родителей и т.д. Очевидно, что указанная экспертная логика является не столько ошибочной, сколько незаконной.

Технические критерии, перечисленные в упомянутом Постановлении Правительства РФ (Списке) и применяемые экспертами, находят в своё применение при разрешении вопросов ввоза и вызова с территории РФ специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Деятельность по ввозу и вывозу технических средств осуществляется на основании лицензии. Процесс лицензирования предполагает обязательность получения Решения ЦЛСЗ ФСБ России. Во исполнение своих полномочий ЦЛСЗ ФСБ России осуществляет экспертизу документации на специальное техническое средство и проводит его лабораторное испытание, осуществляя таким образом его сертификацию и учет в качестве СТС НПИ.

Читайте так же:  Договор ссуды безвозмездного пользования – преимущества и описание!

Таким образом, действующая нормативная база определяет, что для признания технического средства СТС НПИ необходимо, чтобы оно не только отвечало специальным технических критериям, но и было специально предназначено для негласного получения информации оперативно-розыскными органами. Функциональное предназначение устройства определяется единственным уполномоченным на то государственным органом в лице ЦЛСЗ ФСБ России.

Суммируя вышеизложенное, следует обратить еще обратить внимание, что диспозиция статьи 138.1 УК РФ не случайно содержит указание на то, что уголовному преследованию подлежат действия, связанные с незаконным оборотом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Термин «предназначенных» подлежит юридическому обоснованию и доказыванию органами следствия без попыток вольного толкования и отрыва от совокупности норм действующего законодательства.

Разработчики ПО не согласны с определением «специальных технических средств» от ФСБ

3 июля 2018 года ФСБ опубликовала для общественного обсуждения проект поправок к Уголовному кодексу (УК) РФ, который вводит определение технических средств для негласного получения информации. Авторы проекта поясняют, что в настоящее время значение термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации» в федеральном законодательстве не раскрыто. Соответственно, требуется конкретно сформулировать, какие устройства считаются шпионскими и подпадают под формулировку «незаконного оборота» из Уголовного кодекса.

Согласно документу, под специальными техническими средствами (СТС), предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома её обладателя)».

ФСБ разработала данный законопроект во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 12 марта 2018 г. № РД-П4-1313 после известной истории с курганским фермером, которого купил китайский GPS-трекер, чтобы следить за коровой. Сотрудники ФСБ задержали его около почты с посылкой в руках. Фермера привлекли к уголовной ответственности, а в 2017 году к Владимиру Путину обратились односельчане с просьбой разобраться. После того случая Генпрокуратура РФ начала проверку. Сейчас подготовлены поправки в Уголовный кодекс, чтобы подобные истории больше не повторялись.

По идее, поправки должны способствовать гуманизации законодательства и уменьшению количества случаев уголовного преследования по статье 138.1 («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). С 2014 года по этой статье число осуждённых превышает 200 человек в год: в 2014 году — 212 человек, в 2015 году — 259 человек, в 2016 году — 228, в 2017 году — 254.

Приведённую выше уточнённую формулировку предлагает закрепить в качестве примечания к статье 138.1. В пояснительной записке сказано, что предлагаемое значение термина СТС «соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 3-П, является исчерпывающим и позволяет дифференцировать СТС от технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения».

Однако уточнённая формулировка от ФСБ не устроила российских разработчиков программного обеспечения. Претензии от лица ряда компаний высказал Николай Комлев, председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики. В частности, наибольшие сомнения вызывает упоминание программного обеспечения, которому «намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного получения информации».

По мнению Комлева, большинство отечественных и международных софтверных вендоров используют для защиты своих прав на интеллектуальную собственность различные системы мониторинга взлома программ. Кроме того, разработчики собирают информацию, чтобы оказывать пользователям техническую поддержку.

Другими словами, под такое определение подпадает банальные функции вроде сбора данных веб-сёрфинга в браузере Firefox. Хотя в браузере информация отправляется в обезличенном (анонимном) виде, но другие программы не так тщательно оберегают приватность пользователей, а иногда даже не предупреждают их о сборе информации. Согласно новой формулировке ФСБ, такие действия теоретически можно квалифицировать как тайную слежку за пользователями — и судить разработчиков по статье 138.1, которая предусматривает ответственность за незаконный оборот средств для негласного получения информации в виде ограничения свободы на срок до четырёх лет, штрафа или принудительных работ.

Совет ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики не позднее сентября направит в ФСБ свои предложения к законопроекту.

Общественное обсуждение законопроекта завершилось 17 июля 2018 года. Планируемый срок вступления в силу — декабрь 2019 года.

Предупреждение по просьбе администрации сайта: «При комментировании этого материала просим соблюдать правила. Пожалуйста, воздержитесь от оскорблений и токсичного поведения. В комментариях работает постмодерация».

Источники


  1. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

  2. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  4. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.
  5. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
Незаконный оборот специальных технических средств предназначенных для негласного получения информаци
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here