Обжалование решения государственного органа в суде

Важные аспекты на тему: "Обжалование решения государственного органа в суде" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Перед тем как составить административный иск об оспаривании решения органа власти, как правило, граждане обращаются в этот орган и ждут получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.

К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.

Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.

[1]

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Пример административного искового заявления об оспаривании решения органа власти

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.

25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Астраханской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Астраханской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.

Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Астраханской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Астраханской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.

Руководствуясь статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ,

  1. Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Астраханской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.
  2. Обязать УФМС России по Астраханской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.
  1. Копия административного искового заявления
  2. Квитанция об уплате госпошлины в суд
  3. Копия решения о неразрешении въезда
  4. Копия решения об аннулировании вида на жительство
  5. Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Астраханской области от 10.04.2015 г.

Сильненко В.В., 05.05.2015 г.

Подача административного иска об оспаривании решения органа власти

Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.

При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:

Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу.

Следует учитывать, что по некоторым категориям административных дел установлены сокращенные сроки подачи исков. Например:

  1. административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Рассмотрение административного иска об оспаривании решения

Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.

О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.

Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.

После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.

После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.

Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.

Уточняющие вопросы по теме

Мне надо подать заявление о моем несогласии с решением строительного государственного надзора. Меня не включили в реестр обманутых дольщиков. Ранее я обращалась с вопросом: почему мне не выплатили денежную сумму, что была внесена полностью за квартиру? Мне сказали, что меня нет в реестре почему-то. Обратилась в реестр – получила отказ. Подробности, наверное, мне надо писать в исковом заявлении?

Читайте так же:  Договор пожертвования денежных средств образец

Вы вправе оспорить решение об отказе оформив административный иск по данному образцу. такое заявление подается в суд по вашему месту жительства или по месту нахождения органа власти, принявшего оспариваемое решение.

Подал 11.04.2019 г. в администрацию В,О, района Санкт-Петербурга заявление о предоставлении освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору социального найма, состою в очереди с 13.07.1989г., пенсионер с доходом ниже прожиточного уровня. Зам. главы администрации в обыкновенном письме, основываясь на незаконное решение. отказал в предоставлении государственной услуге, при этом в нарушении Административного регламента глава администрации до сих пор официально не предъявил мне подписанное уведомление об отказе в предоставлении комнаты по договору социального найма. Подаю на него в суд, обязательно при этом досудебное обжалование его действий (бездействия)?

в этом случае правильным будет обжаловать бездействие органа власти, а не должностного лица.

Хочу оформить гараж на придомовой территории. обратился в поселковый совет с просьбой согласовать переход гаража в личную собственность. Есть только копия выписки из приказа о выделении земли под гаражи 1976г Афипским лесокомбинатом и технический паспорт на гараж. Администрация отказала,в связи стем, что не является органом регистрации.Готовлю исковое заявление в суд.Кто будет ответчиком и должна ли администрация поссовета, в случае одобрения суда,выдать мне документ о новом решении и какой ?

Перед обращением в суд с требованиями о признани права собственности на гараж, вам нужно решить о правах на земельный участок под этим гаражом.

Мне надо подать заявление о моем несогласии с отказом органов соцзащиты населения в компенсации летнего отдыха детей из многодетной семьи

Обжалуйте действия сотрудников в суд.

Администрация города отказала в перераспределении земель . Как написать исковое заявление, чтобы оспорить это решение.

Вы можете оспорить решение администрации написав заявление по этому образцу.

а если суд не принимает заявление по КАС судить тебя могут, а ты не вправе обращаться, а вы говорите равноправие.

Любой незаконный отказ в принятии заявления можно обжаловать в вышестоящий суд.

ДГИ г.Москвы при рассмотрении жил.вопроса учитывает площадь 1/2 доли деревенского дома в Нижегородской области. На личном приёме мне сообщили, что бы я подал на них в суд, и если суд скажет, что мы не вправе учитывать эту площадь ,- мы её исключим . Вопрос : какой Иск надо подавать в суд : по ГПК или административный ? и на всю организацию или на определённых исполнителей по их ответам , хотя ответы за подписью разных руководителей ДГИ. Дом , который включают- числится по Росреестру жилым, а на самом деле не является таковым по ст. 15 ЖК РФ, но им нужна бумажка

Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц государственных органов в порядке гражданского судопроизводства

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентирован гл. 25 ГПК РФ.

Субъектами обжалования являются согласно п.1 ст.254 ГПК РФ граждане и организации, если только возникший спор не относится к компетенции арбитражного суда или не рассматривается в ином судебном порядке.

Предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, являются оперативные решения, действия (бездействия) многочисленных органов и лиц, осуществляющих, в частности, контролирующие, регистрационные, разрешительные функции от имени государства (муниципальных образований) практически во всех областях деятельности граждан и организаций, в том числе и оспаривание ненормативных правовых актов.

В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, оспариваются решения (за исключением нормативных актов) и действия: органов государственной власти; органов местного самоуправления; должностных лиц; государственных и муниципальных служащих; органов военного управления или командира воинской части.

Государственным органам, действия и решения которых могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства, относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации и другими законодательными актами; к органам местного самоуправления относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

[3]

К органам государственной власти относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К государственным служащим относятся граждане, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта.

К муниципальным служащим относятся граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, которые, которые определены статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ.

Такая ответственность наступает и подлежит возмещению в случаи:

1) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления;

2) причинение вреда гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, относительно юридических лиц — незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

Читайте так же:  Проверить штраф по номеру постановления на сайте гибдд с фото

3) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекших незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также касательно юридических лиц -незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

4) причинение вреда гражданину при осуществлении правосудия.

Заявление об обжаловании незаконных действий (бездействий) подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 ГПК РФ, по месту жительства гражданина или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие), которых оспариваются. Относительно содержания, формы заявления, необходимо иметь ввиду, что оно должно удовлетворять общим требованиям, предусмотренным ст. 131, 132 ГПК РФ, а при его принятии подлежат применению ст. 133 — 136 ГПК РФ, содержащие условия принятия, отказа в принятии, возвращения и оставления без движения заявления.

Согласно ст. 256 ГПК РФ установлен единый срок для подачи заявления, который равен трем месяцам. Трехмесячный срок начинает течь со следующего после дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или свобод. Этот момент может быть определен датой получения письменного документа, которым нарушаются права и свободы гражданина, устного отказа в приеме документов, письменного отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы и т.д.

Согласно ст. 257 ГПК РФ заявления по делам данной категории должны быть рассмотрены в течение десяти дней с участием гражданина и органов, лиц, принявших решения, совершивших действия. Неявка надлежаще извещенных указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об

удовлетворении его требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ может быть обращено к немедленному исполнению.

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.

Копия решения направляется соответствующему органу или должностному лицу не позднее трех дней после вступления решения в законную силу (а в случае обращения решения к немедленному исполнению — после принятия решения) для устранения допущенного нарушения.

Обжалование решений
государственных органов

Реализуя свое право на обжалование решений государственных органов либо действия (бездействия) должностных лиц, мы пытаемся восстановить свои либо чужие, но нарушенные права. Так, кому, как и когда обжаловать решение, с которым не согласны?
Жалоба по определению закона — это просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Обжалование — один из инструментов гарантии соблюдения законности. Кроме того институт обжалования решений госорганов является одним из способов контроля за законностью в сфере государственного управления.

Существующее правовое регулирование обжалования действий и решений госорганов дает гражданам возможность обжаловать любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера, а также любые действия (бездействие) должностных лиц.

В настоящее время существуют различные пути и формы обжалования решений государственных органов, например, обращения к вышестоящим руководителям, обращения в различные инспекции, в прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека, к депутатам, наконец, обращения в суд. Таким образом, процесс обжалования рассеян по различным ведомствам и инстанциям — жалобы посылаем по ведомственной вертикали госоргана либо контролирующей диагонали, а потом опять по вертикали, но уже контрольных госорганов, если получаем отписки вместо вразумительных ответов (можно еще ходить на личные приемы граждан:).
Организация процесса обжалования вне какой-либо общей системы, бесспорно, затрудняет процесс исправления ошибочных административных решений, являющийся одновременно и процессом восстановления нарушенных прав.

Законодательством предусмотрена возможность обжалования решений государственных органов в административном (внесудебном) порядке и/или в судебном порядке.

Можно выделить три основных способа обжалования действий госорганов:

  1. — внутриведомственное обжалование;
  2. — вневедомственное обжалование;
  3. — судебное обжалование.

Внутриведомственное обжалование решений госорганов

Данный способ обжалования предусматривает пересмотр принятого решения самим же должностным лицом, его принявшим, либо его руководителем. Внутриведомственное обжалование «неправильного» решения можно осуществить путем повторного визита к должностному лицу либо к его руководству через процедуру приема граждан (устно). Также обращение (жалобу) можно направить в письменном виде.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все федеральные ведомства имеют иерархическую систему управления (департамент — управление — отдел). Процедура рассмотрения вышестоящим органом жалоб занимает на практике около 1 месяца. Как минус, внутриведомственного обжалования решений государственных органов необходимо отметить низкую мотивацию к пересмотру уже принятых ими или их подчиненными решений. Как плюс — компетентность и профильность ведомства по рассматриваемому вопросу, а главное — обязательность для исполнения подчиненными нового принятого решения по жалобе.

Вневедомственное обжалование решений государственных органов

Обжалование неправомерных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов возможно прокурору, депутату и Уполномоченному по правам человека.

Прокурор, наделенный полномочиями общего надзора за законностью, по результатам рассмотрения обращения либо жалобы вправе вносить представления в любой государственный орган о необходимости отмены незаконного решения и применении дисциплинарных мер к нарушителям закона. Но прокуратура — сторона обвинения, и при рассмотрении жалоб ее сотрудники в максимальной степени а стороне государства, а не гражданина.

Обращения к депутатам также являются одной из распространенных форм обжалования тех или иных действий должностных лиц. Но не надо забывать, что у депутатов нет реальных возможностей для расследования полученных ими обращений (их проверке), поэтому на практике депутат пересылает жалобу в профильное ведомство, решение которого и обжалуется.

Предметом деятельности института омбудсмена, или Уполномоченного по правам человека, являются случаи именно принятия государственными органами и их должностными лицами ненадлежащих решений, когда человек уходит от чиновника с ощущением, что с ним обошлись несправедливо. Омбудсмен не входит ни в какую властную вертикаль, и не обязан никому подчиняться. Но и его решения никому не обязательны, а носят рекомендательный характер.

Ни один из способов вневедомственного обжалования решений государственных органов не может оцениваться как эффективный.

Читайте так же:  Как начисляется долг по алиментам

Судебное обжалование решений госорганов

Если Вы дочитали до данного места, то Вам уже понятно, почему подавляющее большинство пострадавших от незаконных решений госорганов предпочитают обращаться в суд с обжалованием этих решений, несмотря на существенные временные затраты рассмотрения дел судами.

Суд — орган государственной власти, принимающий решения, обязательные для исполнения всеми (кому они предназначены). Конечно, наиболее эффективными способом обжалования неправомерных действий и решений государственных органов является подача жалобы в суд, с целью получения положительного решения суда.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которого:
— нарушены права и свободы гражданина и/или
— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и/или
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пример решения суда на жалобу по административному делу
В результате обжалования постановления Комиссии по делам несовершеннолетних по ст.5.35 КоАП РФ суд отменил решение о лишении родительских прав

Хотите выиграть дело? — звоните +7 964 500 00 11,

опыт и знания лучших адвокатов всегда для Вас

Оспаривание действий государственных органов

Стоимость услуги: Устная консультация 1000р. — 30 мин.

Юридическая помощь

Согласно нормам Конституции РФ любые действия (бездействие) или решения должностных лиц, общественных объединений, органов местного самоуправления и государственной власти могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства. Но для быстрого и эффективного решения любого правового конфликта необходимо владеть профессиональными знаниями и опытом судебной практики. Юридическая фирма «ЮрПрофБюро», специалисты которой являются самыми квалифицированными и опытными адвокатами Москвы, оказывают гражданам и организациям самую профессиональную помощь и всестороннюю поддержку своим клиентам. При оспаривании действий государственных органов в число наших услуг входит:

  • оценка риска и выработка правовой позиции;
  • составление заявлений, ходатайств, ответов, запросов, возражений и жалоб;
  • представление интересов клиента, оспаривание постановлений;
  • юридическая помощь при оспаривании в арбитражном суде или в судебном порядке предписаний, решений, постановлений государственных органов и так далее.

Права граждан и организаций

Организация, гражданин имеют право на то, чтобы оспорить в суде действие (бездействие), решение органа государственного самоуправления, органа государственной власти, муниципального или государственного служащего, должностного лица, в том случае, если считают, что нарушены их права и свободы (ч.1 ст.254 ГПК РФ). Юридические лица также могут обратиться в суд для обжалования действий или решений органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и государственных органов власти. Любые юридические факторы, которые возникли в результате деятельности органов власти, затрагивающие права и свободы заявителя и не оформленные в виде правовых актов, могут быть оспорены.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ для того чтобы оспорить действие (бездействие) или решение государственных органов можно обратиться в суд или непосредственно в вышестоящий орган государственной власти в порядке подчиненности, к должностному лицу, органу местного самоуправления, государственному или муниципальному служащему.

[2]

Круг лиц, чьи действия или акты могут рассматриваться и оспариваться в судебном решении, по сравнению с ГПК РФСР 1964 г. расширен: в соответствии с абз.3 ст. 245 ГПК судом могут оспариваться и рассматриваться действия муниципальных и государственных служащих, которые не обладают статусом должностного лица.

Категории действий (бездействий) госорганов подлежащих обжалованию

В порядке гражданского судопроизводства могут быть обжалованы некоторые категории действий (бездействий), решений органов государственной власти, государственных или муниципальных служащих и органов местного самоуправления. К таким действиям и решениям относятся единоличные и коллегиальные решения и действия, в результате которых:

  • Гражданин незаконно привлечен к ответственности, например, орган военного управления или командир войсковой части создал на военнослужащего приказ о наложении дисциплинарного взыскания
  • Возложена незаконно на гражданина обязанность
  • Нарушены права и свободы
  • Нарушены законные интересы и права гражданина, например его не зарегистрировали по месту жительства — отказали
  • К осуществлению гражданином его прав и свобод созданы препятствия, например, отказ в выдаче заграничного паспорта

Кроме этого, в суде могут быть обжалованы другие действия и решения:

  • Отказ гражданину в выезде за границу
  • Решения общественных объединений и организаций, акционерных обществ и кооперативов
  • Решения органов местного самоуправления и государственных органов об ограничениях на вывоз за пределы единицы товаров
  • Об установлении дополнительных сборов и пошлин

Дела о защите избирательных прав и об оспаривании актов составляют исключения (гл. 24 и гл. 26). Приказ об увольнении с места работы также разрешается и рассматривается в ином порядке (гл. 12 ГПК). Жалобы на действия органа, совершающего нотариальное действие или нотариуса (гл. 37), действия следователя, прокурора, органа дознания во время проведения дознания или следствия (ст.19 УК) в суде рассматриваются также в ином порядке.

Порядок обжалования

Заявление в суд подает сам истец, сделать это можно по своему месту нахождения или месту жительства, можно обратиться в суд по месту нахождения власти, действие и решение которого будет оспариваться. Существует исключение, по которому решения компетентных органов отказывают истцу в выезде за пределы РФ в связи с тем. Что он имеет доступ к государственной тайне. Обжаловать такой отказ можно в верховном суде края, республики, суде автономного округа и области там, где было принято решение об оставлении без удовлетворения просьбы о выезде. Например, гражданину выставили решение об отказе на выезд в г. Москве, то оспорить данное решение можно Московском городском суде.

Обратиться в суд с жалобой на действия командира войсковой части или органа военного управления военнослужащие также имеют право. Заявление можно подать в военный суд, туда, где располагаться соответствующая войсковое подразделение.

В случае, когда возникший спор не может рассматриваться в ином судебном порядке или не входит в компетенцию арбитражного суда, организации вправе обратиться в суд с жалобами на решение или действие государственных органов. Каждая организация представляет собой объединенную группу лиц, с ассоциированными правами которые могут быть нарушены в результате неправомерных действий органов власти, суд имеет право действие спорного решения приостановить до полного вступления судебного постановления в законную силу (ст. 254 ч.4 ГПК).

Статьи 197–201 АПК регулируют оспаривание решения и действия должностных лиц и государственных органов власти. Такой механизм защиты, на первый взгляд понятен и прост, но существует некоторый ряд моментов, на которые важно обратить внимание иначе можно получить неудачный результат рассмотрения дела.

Обратиться в суд с заявлением гражданин имеет право в течение 3 месяцев (ч.1 ст. 256 ГПК РФ) с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В суде потребуется доказать, что данное действие или решение ранее известно ему не было. В случае пропуска трехмесячного срока обращения в суд в принятии заявления отказа не будет. В судебном заседании или предварительном судебном заседании будут выясняться причины, по которым срок обращения истек. Также эти причины могут стать основанием для отказа в удовлетворении и рассмотрении заявления. Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, в рассмотрении принимают участие гражданин (заявитель) и лица, органы, совершивших действие и принявшие решения. Для рассмотрения дела неявка указанных лиц, заранее извещенных, не является для рассмотрения дела препятствием.

Читайте так же:  До скольки банк может звонить должнику по кредиту

Также гражданским процессуальным кодексом РФ установлены специальные сроки разрешения и рассмотрения дел об оспаривании действия, решения, составляют такие сроки 5 дней.

Оспаривание действий (бездействий) и решений государственных органов и должностных лиц являются способом защиты прав (нарушенных), применять такой способ следует тогда, когда обязанность должностного лица или органа власти предусмотрена действующим законодательством, и можно поступать так, а не иначе.

В судебном порядке подлежит рассмотрению и обжалованию действия всех лиц, которые временно или постоянно занимают в органах самоуправления, в государственных органах, в учреждениях, на предприятиях, организациях, общественных организациях, кооперативных, объединения должности (ст.257 ГПК РФ).

После того, как суд признает решение обоснованным, принимается решение о том, что лицо или соответствующий орган обязан в полном объеме устранить допущенное нарушение прав и свобод. Также данные лица (органы) должны устранить все препятствия, которые мешают гражданину осуществлять свои права. Для того чтобы эффективно и своевременно восстановить нарушенные права заявителя в соответствии со ст.212 ГПК РФ решение об удовлетворении всех его требований может быть обращено к немедленному исполнению.

Когда суд установит, что обжалуемые действия были совершены законно, что органы государственной власти действовали также по закону и то, что права заявителя не были нарушены, судом выносится отказ в удовлетворении заявления.

После того, как решение вступило в законную силу, соответствующему лицу или органу направляется копия решения, не позднее 3 дней.

Подобные операции, которые оспаривают противоправные действия или поведения различных государственных инстанций, нехороших чиновников, желательно проводить при помощи грамотного и квалифицированного юриста, он поможет эффективно и быстро решить сложившуюся ситуацию и решить возникшие проблемы.

Обжалование решения государственного органа в суде

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий ) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

Лица, в отношении которых применен нормативным правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 22, 23 и 24 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1,18, 20 и 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления или по месту нахождения органа, в котором исполняют свои обязанности должностного лица, принявшие нормативный правовой акт.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Порядок обжалования в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего установлен главой 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

Читайте так же:  Образец характеристики на инженера для награждения

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Обжалование действий государственных органов

Редкая моя статья начинается с упоминания основного закона нашей страны — Конституции. А вот та, которую вы сейчас читаете — исключение, пользуйтесь уникальной возможностью…

Итак, каждому гражданину России предоставлено конституционное право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Соответствующая норма прописана в статье 46 Конституции РФ.

Если физическое или юридическое лицо считает, что его права нарушены, оно может обратиться в суд или в вышестоящий орган с заявлением о признании незаконными действий или бездействия должностного лица или органа государственной власти.

Задача заявителя в этом случае доказать, что обжалуемое им действие (бездействие) одновременно является противоречащим закону и нарушающим его законные права. Данное положение закреплено в статье 13 Гражданского Кодекса РФ.

То есть, действия государственных органов должны причинять вред непосредственно заявителю. Если же заявителей несколько, то они могут подать коллективное заявление, назначив своего представителя, который будет говорить от имени всего коллектива. Его полномочия следует оформлять в установленном законом порядке, перечислив предоставленные полномочия в доверенности.

Подавать заявления не только в защиту собственных интересов, а в защиту прав неограниченного круга лиц (населения) уполномочены только специальные органы. Например, прокуратура имеет право вносить представления об отмене решений органов государственной власти и местного самоуправления если посчитает, что они противоречат закону и нарушают права граждан.

Если же заявление подано лицом, которое не имеет права выступать в защиту чужих интересов, то такое заявление может быть возвращено судом без рассмотрения по существу.

Будет полезно знать, что решения органов государственной власти могут являться нормативными и ненормативными. Их основное отличие в том, чьи интересы они затрагивают. Нормативные акты распространяют свое действие на неограниченный круг лиц. А ненормативные акты устанавливают права и обязанности в отношении определенного физического или юридического лица. Так, например, решение о введении нового налога является нормативным актом, поскольку порождает обязанности и права для неопределенного количества лиц, проживающих на одной территории. А постановление о выдаче разрешения на строительство, выданное ООО «Лютик» является ненормативным актом, поскольку создает права и обязанности для этого конкретного предприятия.

Суд может принять решение о приостановлении действия оспариваемого правового акта органа государственной власти или местного самоуправления на период рассмотрения соответствующего спора. Поэтому одновременно с подачей заявления имеет смысл заявить ходатайство о приостановлении действия обжалуемого нормативного или ненормативного акта.

Конечно, обжаловать имеет смысл только те решения и действия органов государственной власти, которые на момент подачи заявления являются действующими и продолжают нарушать права заявителя. Правовые акты, действие которых прекращено, уже не способны нарушать охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц.

Направляя заявление в суд следует приложить к нему копию оспариваемого акта или его части, квитанцию об уплате государственной пошлины, доверенность представителя (если заявление подписано или подается представителем). Размер госпошлины по данной категории споров является щадящим и составляет на основании п.п.7 п.1 ст.333.19 НК РФ всего сто рублей.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав (на основании положений ст.256 ГПК РФ). Если же этот срок пропущен по уважительной причине, то заинтересованное лицо может ходатайствовать в суде о восстановлении пропущенного срока.

Суд имеет право рассматривать дела об оспаривании действий государственных органов и правовых актов ниже уровня федерального закона по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ нормативному правовому акту. Например: обжалование постановления городской или областной информации по мотиву их противоречия положениям федерального закона.

Заявление об обжаловании действий государственных органов может содержать только требование о признании таких действий незаконными или правового акта недействующим. Требования о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов рассматриваются отдельно, в порядке искового производства.

Досудебный порядок рассмотрения при обжаловании действий государственных органов не предусмотрен. Поэтому заявитель может обращаться непосредственно в суд, если посчитает, что для этого имеются основания. Предварительного направления претензии в вышестоящий орган не требуется.

Следует отметить, что при обжаловании действий государственных органов заключение мирового соглашения не допускается.

Суд также может принять решение об обязательной явке в суд должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем. За неявку по вызову суда такое должностное лицо может быть подвергнуто приводу и на него наложен штраф в размере 10 МРОТ.

Лично автору известен один случай, когда руководитель территориального управления городской администрации по вопросам архитектуры был подвергнут приводу в судебное заседание с помощью судебных приставов, которые надели на него наручники прямо в рабочем кабинете. Посетители, находящиеся в приемной, были удивлены…

Если к моменту рассмотрения спора по существу государственный орган, чьи действия обжалуются, был реорганизован или ликвидирован, то к участию в процессе привлекается его правопреемник.

Решение суда об удовлетворении заявления об обжаловании действий государственных органов может заключаться в:

  • признании оспариваемых действий незаконными
  • обязании ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения
  • отмене решения о привлечении к ответственности и т.д.

Суд указывает в резолютивной части решения какими именно действиями должны быть восстановлены нарушенные права заявителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если статья была полезной, поделитесь ей в социальных сетях.

Источники


  1. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.

  2. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  3. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  4. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
  5. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
Обжалование решения государственного органа в суде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here