Особенности административного судопроизводства отличия, специфика

Важные аспекты на тему: "Особенности административного судопроизводства отличия, специфика" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Кратко охарактеризуйте особенности кодекса административного судопроизводства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Кратко охарактеризуйте особенности кодекса административного судопроизводства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Наиболее важным отличием КАС РФ от ГПК РФ является то, что в качестве представителей по административному делу могут выступать только лица, имеющие высшее юридическое образование (ст. 55 КАС РФ). Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими.

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало.

Статья 3. Задачи административного судопроизводства

Так, суды первой инстанции разрешают дела из административных и иных публичных правоотношений, а вышестоящие суды для решения задач судопроизводства рассматривают дела в порядке производств по пересмотру судебных актов.
Кроме того, доступ к правосудию должен быть гарантирован как всей системой правового регулирования административного судопроизводства, так и созданием экономических и организационных условий для возможностей обращения к суду.

В статье 58 КАСУ указаны документы, подтверждающие полномочия представителей. Так, полномочия представителей, принимающих участие по делу на основании договора на осуществление представительства в суде, должны быть подтверждены доверенностью или устным заявлением доверителя с занесением его в журнал судебного заседания.

В каждой стране формирование соответствующей отрасли процессуального права происходило по-разному, с учетом традиций правовой жизни и развития, исторических особенностей в государственно-правовом строительстве, специфики планирования и реализации многочисленных реформ и преобразований.

Кодекс административного судопроизводства РФ вступает в силу 15 сентября 2015 г. Он будет регулировать порядок рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел о защите прав граждан и организаций. Накануне дня икс мы попросили юристов-практиков высказать свое мнение о новом, двадцать первом по счету, Кодексе.

Кроме того, в ГК, ГПК и АПК отсутствуют необходимый инструментарий и методология для всестороннего и объективного разрешения административных дел.

КАС РФ предусматривает и меры процессуального принуждения, такие как обязательство о явке и привод (ст. 116 КАС РФ). Однако в отличие от ГПК РФ (где привод может применяться только к надлежаще извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание), нормы КАС РФ можно оценить как более строгие и жесткие.

На сегодняшний день на рассмотрении судов общей юрисдикции находится большое количество административных исков пенсионного фонда и налогового органа о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям с физических лиц, прекративших предпринимательскую деятельность, общая сумма задолженности которых не превышает двадцати тысяч рублей.

КАС РФ в существенной своей части является почти дословным воспроизведением текста ГПК РФ. При этом в новый Кодекс перекочевали и многие минусы ГПК РФ, уже давно критикуемые профессиональным сообществом. Например, сохранилась абсурдная норма о разрешении отвода единоличному судье им же самим.

Особенности административного судопроизводства

Таким образом, судебный административный процесс представляет собой систему процессуальных действий суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса, урегулированных нормами судебного административного процессуального права, возникающих при разрешении дел административного судопроизводства.

Административный процесс, включающий различные виды производств, разворачивается во времени, через определенную процедуру, которая имеет свое начало, продолжение и завершение и складывается из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. КАС РФ вводит абсолютно новый правовой институт административного судопроизводства — упрощенное производство. В главе 33 КАС РФ приведен перечень административных дел, рассмотрение которых возможно в порядке упрощенного судопроизводства.

При этом следует иметь в виду, что термин «решение» является юридически-обобщенным выражением конкретного правового акта, который обязательно принимается по данному делу.

Гражданский процессуальный кодекс РФ, конечно, тоже изменился, из него уходят целые главы (22.1, 23—25, 35).

Общие положения (предмет регулирования; задачи и принципы административного судопроизводства; состав суда, отводы, компетенция судов по рассмотрению административ ных дел; доказательства и процессуальные сроки; судебные из вещения, расходы и вызовы).

Изменения в этой сфере также показывают увеличение активной роли суда при защите прав и законных интересов граждан и организаций.

Общие положения (предмет регулирования; задачи и принципы административного судопроизводства; состав суда, отводы, компетенция судов по рассмотрению административ ных дел; доказательства и процессуальные сроки; судебные из вещения, расходы и вызовы).

Изменения в этой сфере также показывают увеличение активной роли суда при защите прав и законных интересов граждан и организаций.

Встреча с сотрудниками полиции не сулит ничего приятного. В каких случаях компанию могут посетить «люди в погонах»? 1. ЧТО ВХОДИТ В КОМПЕТЕНЦИЮ ГУЭБИПК (УЭБ)? 2. КОГДА НА ПОРОГЕ КОМПАНИИ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ СОТРУДНИКИ УЭБ? Важно!

[1]

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Рассмотрение дела в апелляционной инстанции за отдельными исключениями проводится по правилам суда первой инстанции.

Принятие КАС РФ не обошлось и без известного политического противостояния на завершающем этапе законодательной деятельности в Государственной Думе по данному законопроекту. Как известно, фракция КПРФ не принимала участия в голосовании по данному закону.

К ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти, а также о прекращении деятельности СМИ.

Нюансы рассмотрения административных дел

Одним из них может быть случай, когда защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.

Читайте так же:  Благодарственные слова психиартрам как писать

На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия, которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры.

Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом.

С принятием постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» [2] было урегулировано множество спорных вопросов, возникающих у судей при применении Кодекса. Однако необходимость дальнейшей доработки Кодекса не теряет своей актуальности.

Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).

[3]

По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Источники законодательства об административном судопроизводстве

Он включает не только положения принци пиально административно-процессуального характера и значе ния, но и многие нормы, традиционно содержащиеся в гражданском процессуальном законодательстве, в частности доказывание и доказательства, процессуальные сроки, порядок судебного рассмотрения, процессуальные стадии, исполнитель ное производство.

Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -Кодекс) [1] явилось знаковым событием в правовой сфере общественных отношений. В первую очередь оно коснулось деятельности судов Российской Федерации. В частности, стоит отметить появление судебных коллегий по административным делам в верховных судах субъектов Российской Федерации.

Старилов Юрий Николаевич, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой административного и муниципального права Воронежского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассматриваются вопросы правоприменительной деятельности судов Российской Федерации при применении положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в законную силу 15 сентября 2015 г.

КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование

Исходя из данного положения, контрольным органам, осуществляющим функции по контролю за уплатой обязательных платежей, надлежит исполнять вышеприведенную норму права в целях того, чтобы административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций было принято и рассмотрено судом, а также во избежание возникновения процессуального препятствия для движения дела.

При характеристике административного судопроизводства следует обратить внимание на особенность судебной организации в России.

[2]

Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 2.

История создания мировых судов в России

Анализируются вопросы, касающиеся принятого Государственной Думой в конце февраля 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и его значения для судебной и административной практики.

На практике нередко возникают ситуации, когда банк блокирует счет компании. Как не допустить блокировку счета и как разблокировать расчетный счет? Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда банк по собственной инициативе блокирует счет компании. Нередко блокирует счет компании и налоговая инспекция.

Последняя редакция Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Комментарии к статьям. Судебная практика. Юридическая помощь.

Особенности административного судопроизводства

Опубликовал: admin в Ваш юрист 08.06.2018 0 91 Просмотров

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 года рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в судебном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подачи административного иска истцом, суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок, заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрении дела в судебном процессе.

Читайте так же:  Договор дарения кабеля и роутера

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению, стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда, участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи, заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале, нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье, при необходимости выявления определенных обстоятельств, вынести определения о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства.

По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также, чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования.

К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречат;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумм угроза их нарушении в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может принять обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом, на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов, иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом, до обращения в суд, такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Читайте так же:  Досудебное соглашение о сотрудничестве в уголовном процессе

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано.

В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание незаконности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений.

Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, зав. кафедрой частного права Филиала Российского государственного гуманитарного университета, РФ, г. Великий Новгород

Богданов Анатолий Геннадьевич

адвокат коллегии адвокатов «Защитник» Великого Новгорода, РФ, г. Великий Новгород

ACTUAL PROBLEMS OF THE ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

Lybove Andreeva

candidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian University, head. the Department of private law branch of Russian state University for Humanities, Russia, Veliky Novgorod

Anatoly Bogdanov

lawyer of the bar «Defender» Veliky Novgorod, Russia, Velikiy Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам административного судопроизводства. Административный процесс рассматривается в качестве ключевой задачи регулирования административных правоотношений, определяются основные принципы, направления и порядок административного судопроизводства.

ABSTRACT

The article is devoted to the problems of administrative procedure. The administrative process is seen as a key task of regulation of administrative relations, determines the main principles, directions and administrative proceedings.

Ключевые слова: административное судопроизводство; административный процесс; оспаривание; система.

Keywords: administrative proceedings; administrative process; challenging; system.

Вопрос об административном процессе является самым актуальным и одновременно спорным и противоречивым в современной российской юриспруденции. Очевидно, именно поэтому он остается нерешенным как в теории административного процессуального права, так и в административном процессуальном законодательстве.

Конституционно-правовые нормы, используя термин «административно-процессуальное законодательство» (ст. 72 Конституции РФ [2]), создают правовую основу для формирования системы административного процессуального законодательства (в Российской Федерации и/или ее субъектах), так и для развития современного административного процессуального права.

Дискуссионность понимания современного административного процесса, его структуры обусловливают сложность понимания современного административного процессуального права как отрасли российского процессуального права. К сожалению, в КАС РФ не определяются и даже не используются понятия «административный процесс» и «административно-процессуальное право», а рассматривается порядок административного судопроизводства (ст. 1 КАС РФ [3]). В таких сложных обстоятельствах целесообразно исследовать подходы к определению природы административно-процессуального права, применения Конституции РФ как акта прямого действия в административном судопроизводстве. Система и структура административно-процессуального права опосредованы системой и структурой современного административного процесса, т. е. отдельные административные производства, получившие процессуальное правовое регулирование и сформировавшиеся до самостоятельного и завершенного правового института, составляют систему КАС РФ, не в полном объеме регулируют административные правоотношения.

Как можно предположить, в условиях отсутствия единого правового источника административного процесса предмет административного процессуального права, его содержание и структура напрямую зависят от содержания и структуры административного процесса. Следовательно, при вступление в силу КАС РФ, продолжают действовать положения ГПК РФ [1] и иных федеральных законов, регулирующих административные правоотношения, также гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных либо индивидуальных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами общей юрисдикции, арбитражными и иными судами.

Установление различных административно-правовых режимов, обеспечивающих порядок осуществления управленческих действий и реализации административных процедур в публичном управлении, в особенности в области законность и обоснованность применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности за совершенные субъектами административные правонарушения, определения видов административного принуждения за «отрицательные» результаты публичного управления (за противоправное управление), неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (например, дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих) не обеспечивают всеобщности применения КАС РФ.

Учитывая в целом, что в административном процессуальном праве используется, главным образом, императивный метод правового регулирования. Императивность проявляется в необходимости строгого соблюдения субъектами административного процессуального права установленных для них процессуальных обязанностей, ограничений, соответствующих правовых режимов. Вместе с тем в КАС РФ (ст. 14 КАС РФ «Состязательность и равноправие сторон» [3]) используется диспозитивный метод правового регулирования в случаях, когда субъекты административного процессуального права обладают равными правовыми (в том числе процессуальными) возможностями, действуют независимо друг от друга, не находятся в соподчиненном административном правоотношении, имеют право выбора действия по своему усмотрению, могут воспользоваться своими правами или отказаться от предоставленных возможностей активного действия, используют государственные гарантии защиты собственных прав, свобод и законных интересов.

Система административного процессуального права представляет собой совокупность разнообразных по назначению и содержанию административных производств, которые можно классифицировать по отдельным критериям. Важно отметить, что это административные производства, содержащиеся в федеральных законах (например, производство по делам об административных правонарушениях), так и производства, имеющие обычный уровень административного правового регулирования (например, производство по исполнению государственной функции по осуществлению земельного или строительного надзора, производство по применению дисциплинарных взысканий регламентируются законодательством о государственной гражданской службе).

Таким образом, можно констатировать, что в структуру административно-процессуального права входят несколько административных производств, связанных с выполнением различных государственных функций и осуществлением исполнительными органами государственной власти и должностными лицами нормативно установленных полномочий, следовательно, процесс структурирования административного процессуального права можно продолжить в зависимости от конкретных процедур осуществления государственного управления.

Читайте так же:  До скольки можно шуметь

С другой стороны, попытка изучения содержания административного процесса приводит к выявлению довольно однообразных, во многом похожих друг на друга определений данного понятия, содержащихся в специальной литературе, например регламентах органов публичного управления.

Следовательно, административные процессы (или административные производства) находятся в системе соответствующих сфер государственного управления, например в государственной службе, в области осуществления контроля и административного надзора, при исполнении установленных государственных функций, в производстве по делам об административных правонарушениях, в производстве по делам о поощрении государственных служащих, в регистрационных правоотношениях. Административный процесс — это, с одной стороны, внесудебный порядок разрешения индивидуальных административных дел (несудебные формы (процедуры) рассмотрения дел), возникающих при реализации функций исполнительной власти и публичного управления на основе различных норм материального права, а с другой — судебный порядок рассмотрения отдельных видов административных дел.

Административно-процессуальные отношения регулируются нормами многих нормативных правовых актов, в том числе федеральными законами и законами субъектов РФ; нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами муниципальных образований.

С другой стороны, заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в судебном порядке, а административно-процессуальной формой разрешения таких споров является административное судопроизводство. Представляется, что именно такая широта подхода к пониманию административного процесса не дает возможности приблизиться к выяснению правовой природы административно-процессуальной деятельности. Таким образом, административно-процессуальные нормы могут одновременно регламентировать как деятельность органов публичной администрации (например, органов исполнительной власти и их должностных лиц), так и порядок рассмотрения судами разнообразных административно-правовых споров. Становится очевидным, что административный процесс одинаковым образом применяется и действует в системе как исполнительной (административной) власти, так и судебной.

Сложность и глубокая структурированность содержания государственного управления, управленческих процедур, процесса управления и сложившихся в системе публичного администрирования традиций и правовых порядков напрямую обусловливают и сложность в определении содержания, системы и структуры административного процесса, административно-процессуальной деятельности и административно-процессуального права.

Основные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) вступят в действие с 15 сентября 2015 года [4]. Основная причина введения КАС РФ представляется в недостаточном правовом регулирование обжалования, сложности в обжаловании неправомерных нормативных правовых актов; действий или бездействия органов власти; действий или бездействия органов военного управления, местного самоуправления, избирательных комиссий; невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.

Таким образом, наряду с общими принципами судопроизводства в России, КАС РФ имеет особенности, связанные с сущностью административного процесса, регулированием отдельных аспектов административных правоотношений.

Понятие и стадии административного судопроизводства

Административное судопроизводство, будучи важнейшим административно-правовым инструментом для обеспечения и защиты общественных интересов, все еще не имеет нормативного определения. Так или иначе это является причиной постоянных споров и двусмысленности в теории. В данной статье рассмотрим понятие и стадии административного судопроизводства, а также иные немаловажные аспекты темы.

Понятие административного судопроизводства

Развитие на протяжении последние лет на территории Российской Федерации процессуального законодательства и права заставляет исследователей в очередной раз задуматься над понятием административного судопроизводства, которое определено в части 2 статьи 118 Конституции. Рассмотрим наиболее распространенный в настоящее время термин. Так, под административным судопроизводством следует понимать средство ознакомления с жалобами физических и юридических лиц на конкретные действия органов власти, а также инструмент для разрешения споров, возникающих между административными управленческими структурами и обществом, куда включаются как граждане, так и организации.

Особенности административного судопроизводства

Из актуального понятия и стадий административного судопроизводства вытекает целый ряд нюансов и особенностей, которые и служат предметом непрерывных юридических споров. Именно поэтому в 2015 году соответствующая законодательная структура приняла решение касательно введения отдельного норматива об административном судопроизводстве. Он называется Кодексом Административного Судопроизводства РФ (сокращенно – КАС).

Так, данный Кодекс начал свое действие с 15.09.2015. Он был весьма долгожданным, ведь документ способен существенно облегчить труд юристов. КАС – это единый систематизированный законодательный акт, регламентирующий порядок реализации административного судопроизводства судебными органами разной юрисдикции административных разбирательств. Стоит отметить, что отдельные судьи и судебная власть нашей страны в целом является формально независимой от исполнительного звена власти. Так, обращение в судебные органы против произвола чиновников – это традиционная процедура защиты прав. Необходимо знать, что именно в результате разбирательства в суде может быть исправлен или вовсе отменен неправомерный административный акт.

Регулирование административного судопроизводства

Далее целесообразно разобрать нормативные акты, которые регулируют административное судопроизводство как стадию административного процесса. Как выяснилось, ключевым нормативом в делах административного характера является КАС. Споры, которые не определены в Кодексе, рассматриваются судьями в помощью учета норм Гражданско-процессуального кодекса. Помимо этого, в зависимости от конкретных характеристик дела могут использоваться особые законы федерального уровня. В частности, обжалование действий структуры власти регламентировано соответствующим законодательным актом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Необходимо дополнить, что обращения в судебные органы конституционного разряда разбираются в порядке, который предусматривается законом «О Конституционном Суде РФ».

Специфика судопроизводства

Особенностью всех стадий административного судопроизводства служит то, что судебные органы проверяют лишь законность актов властного характера, бездействий или действий структур власти. Если судебными органами устанавливается, что обжалуемое действие является незаконным, так или иначе он должен удовлетворить требования заявителя и восстановить его права, которые были нарушены. Если – в соответствии с мнением суда – обжалуемое действие является законным, не нарушающим прав истца, то речь пойдет уже об отказе в удовлетворении жалобы.

Одним из принципов административного судопроизводства считается наличие ответственности за правонарушения административного характера. Стоит отметить, что эта ответственность подразумевает признание недействительности или изменение конкретного правового акта, исполнение исковых требований, а зачастую – санкции к должностному лицу. Нередко дело заканчивается смещением его с занимаемой должности.

Читайте так же:  Можно ли алименты класть на книжку ребенку

Стадии административного судопроизводства

КАС РФ, функционирующий в настоящее время, предполагает наличие определенных этапов в административном судопроизводстве. Необходимо заметить, что под стадией, как правило, понимают самостоятельную часть процессуальных операций или действий, который совершаются последовательно. По сравнению с задачами общего плана она наделена своими особенностями, которые касаются сторон соответствующего процесса, их обязанностей и прав, конкретных действий, процессуальных сроков, а также характера оформляемой процессуальной документации. Так, к стадиям административного судопроизводства по КАС относятся следующе пункты:

  • Возбуждение дела административной природы.
  • Расследование данного дела и направление информации по подведомственности. Стоит отметить, что значение стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве достаточно велико, ведь она является кульминационной.
  • Рассмотрение дела компетентным должностным лицом или органом, а в дальнейшем – принятие соответствующего постановления.
  • Факультативная стадия. Необходимо знать, что по-другому она называется стадией доказывания в административном судопроизводстве. Сюда входит обжалование и опротестование постановления, а также его пересмотр.
  • Исполнение постановления, которое вынесено по делу, в обязательном порядке.

Возбуждение дела как этап административного судопроизводства

Как выяснилось, первой стадией административного судопроизводства является возбуждение дела касательно правонарушения административной природы. Она наделена специфическим процессуальным оформлением посредством протокола о соответствующем правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ. Стоит отметить, что возбуждение дела согласно юридическому значению выступает и действием процессуального характера, и фактом юридической природы в отношении появления административно-процессуальных отношений. Названная стадия административного судопроизводства может протекать как по инициативе уполномоченного должностного лица или органа, так и по желанию гражданина, к примеру, в результате его жалобы.

Особенности этапа возбуждения дела

Следует знать, что этап возбуждения дела административной природы в некоторых случаях предполагает осуществление административного расследования после определения правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, валютного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в области налоговых выплат и сборов, о защите потребительских прав, в сфере охраны природы, производства и последующего оборота спирта, а также алкоголя и спиртосодержащего продукта, пожарной безопасности, движения на дорогах. Так, актуальной становится экспертиза и другие действия процессуального характера.

Стоит уточнить, что названная стадия административного судопроизводства предполагает реализацию в процессе расследования таких процессуальных действий, как сбор и последующая фиксация доказательств, решение вопроса касательно прекращения или приостановления производства, оформление протокола в отношении возбуждения дела. Веское основание для возбуждения рассматриваемого типа дел – это реализация административного проступка, а также наличие норматива, предусматривающего ответственность, в соответствии с которым и формируется протокол.

Меры обеспечения административного судопроизводства

В настоящее время утверждены определенные меры обеспечения судопроизводства по делам. Среди них важно отметить следующие:

  • Задержание в административном порядке.
  • Личный досмотр, а также досмотр вещей подозреваемого.
  • Изъятие личных вещей и документации.
  • Отстранение от управления транспортом.
  • Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Этап рассмотрения дела

Важно знать, что рассмотрение дела касательно правонарушения административной природы является ключевой стадией судопроизводства, в пределах которой актуально проявление свойств административно-процессуальной работы. В соответствии с каждым делом законодательным образом определяется подготовительная процедура, а также порядок и период реализации этапа. Необходимо иметь в виду, что дела касательно административных правонарушений изучаются по подведомственности и обычно и присутствии нарушителя. После рассмотрения того или иного дела должностное лицо или соответствующий орган должен вынести или постановление, связанное с наложением наказания административного характера, или постановление о прекращении дела. Стоит дополнить, что принятый документ так или иначе является управленческим актом, носящим индивидуальный характер.

Особенности постановления

Обычно постановление, относящееся к делу о правонарушении, может быть обжаловано физическим (юридическим) лицом, в отношении которого оно было вынесено, или потерпевшим в судебном порядке или же в вышестоящую структуру исполнительной власти. Необходимо знать, что обратиться с обжалованием можно в прокуратуру. Как правило, подача жалобы и последующее принесение протеста со стороны прокурора на некоторое время приостанавливает реализацию постановления до протеста или рассмотрения жалобы.

В тридцатой главе представлен порядок пересмотра постановлений и, соответственно, решений в отношении дел о правонарушениях административного характера. Следует заметить, что жалоба на постановление должна быть подана в течение десяти суток и рассмотрена в течение десяти дней. Однако жалоба касательно административного ареста обычно рассматривается в течение одних суток после ее подачи.

Заключение

Итак, мы в полной мере рассмотрели понятие и существующие на сегодняшний день этапы административного судопроизводства, подробным образом охарактеризовали основные из них. Стоит отметить, что существуют также дополнительные стадии административного судопроизводства РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение следует отметить, что различие производств состоит в мере административного наказания, которое налагается. К примеру, постановление касательно административного ареста выносит судья, однако в исполнение его приводят структуры внутренних дел. При управлении появляется немало конфликтов и споров между сторонами отношений административно-правового характера. Именно поэтому на сегодняшний день актуальной является задача, связанная с разработкой нормативного порядка по разрешению споров и урегулированию разногласий между органами исполнительного типа власти и иными субъектами административной отрасли права.

Источники


  1. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  2. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.

  3. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
  4. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  5. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
Особенности административного судопроизводства отличия, специфика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here