Ответственность при морских перевозках

Важные аспекты на тему: "Ответственность при морских перевозках" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Ответственность сторон договора морской перевозки груза по российскому праву

Ответственность перевозчика по грузу

Правила определения стоимости утраченного груза, приведенные в статье 169 КТМ РФ, не совпадают с соответствующими правилами, зафиксированными в статье 796 ГК РФ. В ГК РФ за основу определения стоимости утраченного груза принимается контрактная стоимость товара, а в Гаагско-Висбийских правилах и в КТМ РФ — рыночная стоимость товара. Преимущественную силу имеют специальные нормы применимого права, т.е. КТМ РФ. На соответствующие изменения, внесенные в КТМ РФ по сравнению с ГК РФ, повлияло присоединение России к Гаагско-Висбийским правилам (На основании Федерального закона от 6 января 1999 г. N 17-ФЗ).

[3]

Следует напомнить, что Гаагские правила и Гамбургские правила никак не указывают на процедуру определения размера возмещения за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза. Если договор международной морской перевозки груза заключен на основании одного из этих международных соглашений, то размер возмещения по грузу будет определяться по нормам применимого права.

Ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза

Нарушение срока доставки и юридическая утрата груза

Нарушение срока доставки может перерасти в юридическую для правомочного по договору лица (отправителя, получателя) утрату груза (Груз не утрачен, но не доставлен в порт назначения в максимально отведенный для его доставки срок). Назначение правил, приведенных в пунктах 2 и 3 статьи 166 КТМ РФ, состоит также в том, чтобы определить сроки, по наступлении которых наступает юридическая утрата груза, влекущая за собой требования к перевозчику как за полную утрату всего груза по пункту 1 статьи 169. В пункте 3 статьи 166 сказано о том, что правомочное по договору лицо вправе считать груз утраченным и требовать возмещения за него, если груз не был выдан перевозчиком в порту выгрузки в течение 30 календарных дней по истечении срока доставки (срока выдачи груза). Гаагские и Гаагско-Висбийские правила таких норм не содержат.

Гамбургские правила. Заявление требований о признании груза полностью утраченным будет корректным, если оно основано на том, что груз в соответствии с договором перевозки не был выдан перевозчиком в порту назначения в пределах 60 календарных дней по истечении срока доставки (пункт 3 статьи 5 Гамбургских правил).
Пределы ответственности (ограничение ответственности) перевозчика. По общему правилу, указанному в пункте 3 статьи 170 КТМ РФ, ответственность перевозчика ограничена фиксированными суммами. Они составляют 666,67 расчетных единиц специальных прав заимствования (SDR (SDR (англ.) — Special Drawing Rights)) за место или единицу отгрузки или 2 SDR за каждый килограмм утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше. В указанные суммы входит возмещение перевозчиком сумм за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза (пункт 1 статьи 170) и возмещение за нарушение срока доставки. Вернее, возмещение по всем основаниям не может превышать обозначенных пределов ответственности перевозчика. Стороны договора морской перевозки груза могут договориться об иных пределах ответственности перевозчика, которые, однако, не могут быть меньше установленных в законе размеров.

Статья 174 КТМ РФ посвящена распределению ответственности перевозчиков в том случае, когда перевозчиком выдан сквозной коносамент и часть перевозки осуществляется иным, нежели перевозчик, лицом. По своему содержанию данная статья соответствует статье 11 Гамбургских правил.
Пункт 1 статьи 175 КТМ РФ указывает на императивный характер норм и правил, установленных при перевозке грузов на основании коносаментов.
Ответственность отправителя по договору морской перевозки установлена в статье 176 КТМ РФ. По сути своей она тождественна той, которая установлена в пункте 3 статьи 4 Гаагско-Висбийских правил. Однако изложена в иной форме. Если в Гаагско-Висбийских правилах говорится о том, что отправитель не отвечает за убытки перевозчика, происшедшие не по его вине, а также не по вине его агентов и служащих, то в КТМ РФ сказано то же самое, но в утвердительном виде.

Особенности ответственности по договору морской перевозки грузов. Общая и частная авария при морской перевозке

Перевозки морским транспортом классифицируются на: а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже); б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).

Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10646 —

| 7344 — или читать все.

Особенности ответственности морского перевозчика. Общая и частная авария

Морская перевозка регулируется КТМ. Перевозки морским транспортом делятся на:

 внутренние перевозки между портами РФ (большой каботаж);

 внутренние перевозки между портами одного моря РФ (малый каботаж);

 перевозки в заграничном сообщении;

 местные перевозки в пределах порта и его акватории.

Договор морской перевозки может быть заключен:

1) с условиями предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений;

2) без такового условия.

В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер. Во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов. Это консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличается отсутствием передачи транспортного средства иному лицу.

Читайте так же:  Оскорбление личности

Коносамент применяется при небольших по объему перевозках. Это ценная бумага, которая составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. В коносаменте обязательно должны присутствовать все установленные КТМ реквизиты. Документ, не содержащий хотя бы одного из условий, является недействительным. Коносамент составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у перевозчика и следует с грузом, а другой передается отправителю. После выдачи груза остальные документы теряют силу.

Провозная плата (фрахт) определяется соглашением сторон, а в некоторых случаях по тарифу.

Сроки доставки устанавливаются в нормативном порядке и соглашением сторон.

Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и вывести груз адресату. При неявке получателя или отказе в получении груза, капитан сдает груз для хранения на склады (за исключением скоропортящихся). Груз хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате всех причитающихся перевозчику сумм груз реализуется в установленном порядке.

Ответственность по договору морской перевозки. Особенности и традиции (в том числе и рисковые) морской перевозки нашли свое отражение в условиях и порядке возмещения убытков, принципы которых зависят от характера события, повлекшего убытки.

В этой связи различают общую и частную аварии. Пример общей аварии: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Тонущее судно намеренно сажается на мель, на судне осуществляются меры по тушению пожара, наносящие ущерб грузу и т.д. Смысл таких действий — пожертвовав частью, чтобы спасти большее — само судно и основной груз. Такие убытки распределяются между перевозчиком и грузовладельцем соразмерно стоимости судна, груза и фрахта, путем составления диспаши.

Все другие убытки, возникшие в процессе морской перевозки и не относящиеся к общей аварии, именуются частной аварией. Чаще всего они возникают вследствие воздействия на судно или груз различных опасностей и случайностей на море. Общее правило гражданского законодательства о возложении риска случайной гибели имущества на собственника отражено в КТМ. В силу данной нормы убытки, подпадающие под понятие частной аварии, не подлежат распределению между участниками перевозки, их несет потерпевший. Если же убытки причинены виновными действиями участника перевозки, их возмещает виновное лицо. Например, во время сильного шторма погибло несколько животных. Риск их случайной гибели несет собственник-грузополучатель, к которому право собственности перешло с момента сдачи груза транспортной организацией. Если же животное погибло по вине перевозчика, он возмещает убытки как виновный должник.

Важнейшими обязанностями по договору морской перевозки груза со стороны перевозчика являются: проявление разумной заботливости по приведению судна в мореходное состояние; проявление должной заботливости о грузе на всех этапах перевозки.

Перевозчик несет ответственность за проявление должной заботливости всеми лицами, причастными к приведению судна в мореходное состояние (например, за ненадлежащий ремонт, выполненный сотрудниками судоремонтного предприятия).

По общему правилу перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный грузу вследствие немореходности судна. Однако он освобождается от ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости — скрытыми недостатками (ст. 124 КТМ РФ).

Одной из самых главных обязанностей перевозчика по договору морской перевозки груза является проявление должной заботливости о грузе на всех этапах его перевозки. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента принятия его к перевозке до момента его выдачи. Точное установление периода времени, в течение которого груз находится на ответственности перевозчика, имеет большое значение для обеспечения защиты интересов перевозчика. Момент начала ответственности перевозчика за сохранность груза и момент окончания этой ответственности определяются международными правилами (Гаагская конвенция, Гаагско-Висбийские и Гамбургские правила), национальным морским законодательством, обычаями и правилами морских портов и соглашением сторон в договоре морской перевозки. Минимальным периодом ответственности перевозчика является период с момента, когда груз погружен на судно, до момента, когда он выгружен.

Принятие и размещение груза на судне (погрузка), как и его выгрузка, являются одними из обязанностей перевозчика, которые непосредственно связаны с сохранной перевозкой груза.

[2]

Основания освобождения морского перевозчика

В соответствии со ст. 166 КТМ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку в его доставке, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично;

12) иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10646 —

| 7344 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ответственность при морских перевозках

Ответственность при морских перевозках

При неявке получателя или отказе в получении груза, капитан сдает груз для хранения на склады (за исключением скоропортящихся). Груз хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате всех причитающихся перевозчику сумм груз реализуется в установленном порядке.

Ответственность по договору морской перевозки. Особенности и традиции (в том числе и рисковые) морской перевозки нашли свое отражение в условиях и порядке возмещения убытков, принципы которых зависят от характера события, повлекшего убытки. В этой связи различают общую и частную аварии. Пример общей аварии: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Тонущее судно намеренно сажается на мель, на судне осуществляются меры по тушению пожара, наносящие ущерб грузу и т.д.

Читайте так же:  Обжалование решения государственного органа в суде

Особенности ответственности морского перевозчика. общая и частная авария

Особенности ответственности при морских перевозках грузов.

Момент начала ответственности перевозчика за сохранность груза и момент окончания этой ответственности определяются международными правилами (Гаагская конвенция, Гаагско-Висбийские и Гамбургские правила), национальным морским законодательством, обычаями и правилами морских портов и соглашением сторон в договоре морской перевозки. Минимальным периодом ответственности перевозчика является период с момента, когда груз погружен на судно, до момента, когда он выгружен. Принятие и размещение груза на судне (погрузка), как и его выгрузка, являются одними из обязанностей перевозчика, которые непосредственно связаны с сохранной перевозкой груза.
Основания освобождения морского перевозчика В соответствии со ст.

Статья 166. ответственность перевозчика

Для отнесения того или иного явления к категории морских опасностей не имеет значения его интенсивность, достаточно, чтобы оно было неожиданным и потому непредвиденным для перевозчика. Морской опасностью или случайностью могут оказаться: мель, еще не обозначенная в лоции, внезапный штормовой ветер, густой туман, айсберги, плавающие подводные препятствия, волнение, которое задержало судно в пути и тем самым привело к порче груза, неправильный маневр встречного судна, приведший к столкновению, и тому подобное.Опасности и случайности на море могут возникнуть не только в период осуществления самой перевозки, но и во время погрузки или выгрузки у причала, когда груз уже поступил в обладание перевозчика или еще из него не вышел.

Ответственность сторон договора морской перевозки груза по российскому праву

Разумная заботливость проявляется в том, что перевозчик должен сделать все, что можно требовать от добросовестного перевозчика для того, чтобы снарядить, укомплектовать экипажем и отправить в рейс технически исправное судно.В техническом отношении судно считается мореходным, если его корпус, механизмы и устройства находятся в исправном состоянии, а также судно должно быть готово к безопасному плаванию в конкретном районе, предусмотренном договором перевозки. Основные требования к техническому состоянию судна определяются международными Конвенциями СОЛАС 74/78, МАРПОЛ 73/78 и национальным законодательством стран.Судно должно иметь надлежащее количество бункера и воды, материально-техническое снабжение, необходимые навигационные карты и пособия, запасы продовольствия, т.е.

Особенности ответственности морского перевозчика.

В этом случае ответственность перевозчика ограничивается суммой в 12 500 франков за место или единицу груза или 37,5 франка за каждый килограмм брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше.Грузоотправителю (грузополучателю) следует знать, что перевозчик не отвечает за недостачу груза, прибывшего в место назначения в исправных грузовых помещениях за исправными пломбами отправителя груза, доставленного в целой исправной таре без следов вскрытия в пути, а также груза, перевозившегося в сопровождении проводника отправителя или получателя, если только получатель не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика. Возместить в таком случае полученный ущерб будет очень проблематично.Хочется надеяться, что вас, уважаемый читатель, минует участь истца по такого рода делам и вы получите свой груз в порту назначения в целости и сохранности.

Ответственность перевозчика при морских перевозках

Например, во время погрузки судно от внезапно набежавших волн получило сильный крен, в результате которого часть груза оказалась за бортом.Общепризнанный международно-правовой обычай и законодательство обязывают капитана судна, если он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, к следующему:

  • оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
  • следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.За неисполнение указанных обязанностей капитан несет установленную ответственность.

Ответственность экспедитора при морских перевозках

Опираясь на этот критерий, суд или арбитраж может решить, проявил перевозчик в конкретном случае должную заботу о грузе или, наоборот, пренебрег интересами грузовладельца.Перевозчик должен заботиться о грузе, начиная с его погрузки. В договорах морской перевозки, в коносаменте обычно предусматривается, что морской перевозчик несет ответственность за груз при производстве грузовых операций береговыми грузовыми механизмами начиная и заканчивая моментом пересечения грузом релингов судна (от релингов до релингов), а при производстве грузовых операций судовыми механизмами — от талей до талей, то есть с момента зацепления груза на гак судового грузового механизма до снятия его с гака.

Ответственность при морских перевозках

Указанные каталоги исключений являются если не полными, то исчерпывающими. Перевозчик освобождается от ответственности, опровергая свою вину, т.е. доказывая, что повреждения или утрата груза произошли не по его вине или вине его работников. Ответственность перевозчика по грузу Исчисление размера ответственности перевозчика за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза основано на правилах статьи 796 ГК РФ.
Размер такой ответственности ограничен только стоимостью утраченного или поврежденного груза: не возмещается не полученная в связи с утратой груза прибыль, не возмещаются приобретенные в связи с этим убытки и пр. Это правило нашло свое дальнейшее отражение в статье 169 КТМ РФ. Если груз утрачен полностью — необходимо возместить его полную стоимость.
Если груз поврежден или утрачен частично — возмещаются суммы, на которые понизилась его стоимость.

Особенности ответственности морского перевозчика. Общая и частная авария.

Морской перевозчик отвечает за не сохранность или просрочку доставки груза при наличии его вины. Он освобождается от ответсвенности если докажет что просрочка или недоставка груза произошла в следствие:

· опасности или случайности на море, спасание человеческой жизни, судов, грузов; пожара возникшего не по вине перевозчика; действий или распоряжения властей; военных действий и народных волнений; действий или упущений отправителя или получателя; скрытым недостатком груза его свойств естественной убыли; незаметно недоставка в тары или упаковки; забастовки вызвавшие приостановление работы.

При заграничных перевозках перевозчик не отвечает за не сохранность если докажут что она произошла в следствие действий или упущения капитана прочих лиц судового экипажа и лоцмана в сопровождении или управлении судном (навигационная ошибка).

Хотя здесь имеется вина перевозчика, ответственность он не несет. Это правило не применяется при несохранности или просрочки доставки груза при каботаже морской перевозчик не несет ответственности за не сохранность груза привышающего в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя в исправной таре перевозимого в сопровождении отправителя или получателя если последний не докажет что не сохранность произошла по вине перевозчика. От мер и имущественной ответственности предусмотренных кодексом тргового мореплавания следует отличать случаи распределения убытков между участниками морской перевозки которые мерами ответственности не являются. Убытии понесенные перевозчиком или грузовладельцем называю аварией. Авария – это не техническое а юридическое понятие. Кодекс различает общую и частную аварию.

Читайте так же:  Выдворение иностранных граждан за пределы рф срок

В этой связи различают общую и частную аварии. Общая авария это убытки понесенные в следствие произведенных намеренных и разумных чрезвычайных расходов в целях спасения судна, фрахта и перевозимого груза от общей для них опасностей. Убытки от общей аварии распределяются соразмерно их стоимости. Пример общей аварии: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Тонущее судно намеренно сажается на мель, на судне осуществляются меры по тушению пожара, наносящие ущерб грузу и т.д. Смысл таких действий — пожертвовав частью, чтобы спасти большее — само судно и основной груз. Такие убытки распределяются между перевозчиком и грузовладельцем соразмерно стоимости судна, груза и фрахта, путем составления диспаши.

Все другие убытки, возникшие в процессе морской перевозки и не относящиеся к общей аварии, именуются частной аварией. Чаще всего они возникают вследствие воздействия на судно или груз различных опасностей и случайностей на море. Общее правило гражданского законодательства о возложении риска случайной гибели имущества на собственника отражено в КТМ. В силу данной нормы убытки, подпадающие под понятие частной аварии, не подлежат распределению между участниками перевозки, их несет потерпевший. Если же убытки причинены виновными действиями участника перевозки, их возмещает виновное лицо. Например, во время сильного шторма погибло несколько животных. Риск их случайной гибели несет собственник-грузополучатель, к которому право собственности перешло с момента сдачи груза транспортной организацией. Если же животное погибло по вине перевозчика, он возмещает убытки как виновный должник.

Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 662 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ответственность транспортной компании в морских перевозках

Известно, что перевозки морским видом транспорта являются наиболее выгодными с экономической точки зрения. Они позволяют доставить груз с одного континента на другой при меньших материальных затратах. При этом морской транспорт позволяет осуществлять перевозки тяжелых грузов с огромными габаритами, включая автомобили и другие востребованные товары. Но при любом виде перевозки становится актуальным вопрос об ответственности за целостность груза. Ведь заказчику нужно как получить товар, так и гарантировать его сохранность в процессе перевозки.

Видео (кликните для воспроизведения).

При перевозке морем за товар отвечает компания-перевозчик с момента погрузки на борт судна. Прекращается она после выгрузки товара в назначенном пункте, где груз передается стороне, осуществляющей приемку. В ответственность включены как доставка самого груза, так и сроки такой доставки. Подобные указания закреплены в специально разработанном кодексе, где предусмотрены причины, в связи с которыми перевозчик снимает с себя ответственности за перевозку груза.

Случаи, при наступлении которых, компания не отвечает за перевозимый груз:

· В случае воздействия непреодолимой силы, повлекшей порчу или полную утрату перевозимого груза. К такому воздействию можно отнести: пробоину или столкновение судов, шторм и прочее. Подобные обстоятельства относятся к форс-мажорным, о чем в договоре перевозки делается отдельный пункт. При наступлении форс-мажора претензии к перевозчику предъявляться не должны, и требовать компенсации тоже нельзя, поскольку это произошло не по его вине и без всякого умысла или халатности.

· В случае прохождения судна в местах военного конфликта либо восстания и забастовки экипажа судна или персонала в портах. Во всех этих случаях перевозчик не отвечает материально, поскольку не имеет влияния на подобное развитие событий.
· В случае возгорания ответственность за случившееся повреждение или утрату будет нести лицо, которое признают виновным в ходе специальной проверки и судебного разбирательства.

· В случае несоблюдения условий договора сторонами с перевозчика снимается ответственность за срыв сроков доставки. При этом для подстраховки следует направить каждой стороне индивидуальное уведомление о задержке перевозки по вине одной из сторон.
· Когда отправитель не обратил внимания на состояние товара при погрузке на судно, а груз имел повреждения упаковки или поврежденную маркировку, не поддающуюся прочтению.

Что следует знать при перевозках морем

· В ситуации, где груз задерживается при доставке, поставка товара будет считаться просроченной.

· Если получатель не осуществил прием груза в отведенный на это месячный срок с момента доставки, то он считается утраченным.

· Если процесс перевозки контролируется сопровождающим, то именно он несет всю ответственность за порчу или утрату товара, а также несоблюдение сроков доставки. Но это правило действует при доказанной невиновности компании.

· При частичном повреждении груза производится расчет нанесенного ущерба в материальном выражении и взыскивается с виновника. В случае утраты груза выплачивается полная его стоимость.

· Если товар поврежден лишь частично, производится оценка ущерба и возмещается его стоимость. Если груз утрачен полностью, то возмещается полная стоимость партии.

Морские перевозки — ответственность перевозчика

Морские перевозки – это один из самых экономически выгодных видов грузовых перевозок. Транспортировка по «большой воде» широко применяется для доставки огромных объемов грузов и при межконтинентальном сообщении.

При таких объёмах и расстояниях возникает вопрос об ответственности за сохранность груза. Она регламентируется кодексом торгового мореплавания РФ, в котором прописано, что перевозчик несет ответственность за порчу или утрату груза, который принят к транспортировке. Но ответственность эта не безгранична – в кодексе четко прописаны условия, при которых перевозчик освобождается от ответственности.

Ответственность наступает в момент приема груза и действует до момента выдачи в пункте назначения. Так как морские перевозки очень требовательны ко времени доставки, то перевозчик несет ответственность и за соблюдение оговоренных в договоре сроков.

Освобождение от ответственности

При воздействии непреодолимой силы или опасного происшествия на море перевозчик освобождается от обязательств по сохранности груза. Необходимость спасательных операций считается ситуацией, при которой повреждение груза или нарушение сроков транспортировки могут быть оправданы.

Читайте так же:  Как восстановить права после лишения

При возникновении пожара ответственность перевозчика определяется в результате расследования причин и виновников возгорания.

Кроме того снять ответственность с перевозчика могут распоряжения властей (арест, карантин, задержание), военные действия, забастовки.

Морские перевозки могут быть прострочены в связи с неправильными действиями или бездействием получатели или отправителя.

Состояние груза может стать причиной порчи или утраты товара. В кодексе указано, что скрытые недостатки , изначальное нарушение целостности упаковки, неясность маркировки, снимают ответственность с перевозчика.

Важные моменты

Если груз не доставляется вовремя, то он считается простроченным. В случаях, когда груз не выдан получателю на протяжении 30 дней, его считают утраченным.

При сопровождении груза экспедитором (может представлять как получателя, так и отправителя), он несет ответственность за состояние груза в случаях отсутствия доказательств вины перевозчика.

В торговом кодексе оговорены размеры возмещения ущерба. При обнаружении повреждения грузов, перевозчик обязан выплатить сумму ущерба, понесенного получателем, а при утрате груза – всю его стоимость.

Особенности ответственности по договору морской перевозки грузов. Общая и частная авария при морской перевозке.

Перевозки морским транспортом классифицируются на: а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже); б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).

Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Ответственность при морских перевозках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Ответственность при морских перевозках». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во-первых применена так называемая «дуалистическая система» — по выбору истца ответственность ограничивается или за 1 место или за погрузочную единицу (ящик или тонна), или за 1 кг. массы брутто (если сущность и стоимость таких товаров не были заявлены грузоотправителем перед погрузкой).

Судно должно быть мореходным с точки зрения подготовленности к приемке груза к моменту подачи первого подъема груза.

Выполнение этой обязанности во многом зависит от того, насколько профессионально перевозчик будет осуществлять перевозку, принимать необходимые меры по поддержанию судна в течение всего рейса в технически исправном состоянии, ответственно выполнять правила судовождения, прокладывания курса, требовать четких действий от команды и т.п.

Как происходит правовое регулирование международных морских перевозок

Однако навигационная ошибка сама по себе не перекладывает безусловно ответственность на капитана, а лишь снимает ответственность с грузоперевозчика. Но также не во всех случаях.

Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, утвержденные ММФ СССР и введенные в действие с 20 июня 1972 г., в п. 36 дают толкование термину «заблаговременно, до начала рейса…», аналогичное общепризнанной практике.Судно должно быть мореходным с точки зрения подготовленности к приемке груза к моменту подачи первого подъема груза.

Судно и его оборудование должны всегда поддерживаться в технически пригодном состоянии для целей эксплуатации как при нахождении в рейсе, так и в порту.
В одном из дел, рассмотренном МАК (Дело МАК 66/1966), истец просил возместить ему убытки от повреждения груза (фанеры в пачках), т.к. в процессе перевозки было нарушено крепление груза и оборвались металлические ленты, скрепляющие пачки. Перевозчик ссылался на то, что повреждение груза произошло в результате шторма, во время которого крен судна достиг 45 град. C.

По смыслу это понятие объединяет в себя сразу два вышеназванных вида договоров. Важным моментом является то, что капитан судна, на котором транспортируется груз, не является ни одной из сторон в заключаемом договоре морской перевозки груза.

В сущности, выделение этого обязательства перевозчика в морском праве связывается с существованием «расчленения» перевозки на определенные фазы, в которых перевозчик отвечает по различным принципам.

Пересмотрены правила расчёта материальной ответственности перевозчика. Она может основываться на местах или единицах груза.

В другом деле (Дело МАК N 80/1981) МАК сочла доказанным, что порча груза картофеля произошла из-за шторма, в связи с которым перевозчик не мог осуществлять вентиляцию груза.

Ответственность при морских перевозках

Так, в рамках рассмотрения арбитражного спора выяснилось, что капитан судна принял решение ожидать улучшения погоды в бухте. Во время маневрирования при входе в нее судно ударило волной о береговые скалы. Судно практически полностью затонуло, а весь находящийся на нем груз (свыше 3 млн кг зерна) был испорчен морской водой.

Анализируя общие положения ответственности, прописанные в п. 3 ст. 401 ГК РФ, можно сделать вывод, что ответственность перевозчика отличается от общегражданской ответственности, которая наступает независимо от вины, если только иные основания ответственности не предусмотрены законом или договором. В целом Гамбургские Правила уделяют преимущественное внимание формализму, что делает их более обстоятельной и предусмотрительной правовой базой для международных морских перевозок. В частности, значительным плюсом стало понимание грузополучателя и грузоотправителя, как лиц, уполномоченных совершить подобные действия.

По истечении сроков доставки грузов Пароходство сообщило Компании об экономическом ущербе, вызванном простоем судов. Не получив ответ на данное требование, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции в решении, оставленном без изменения апелляционной коллегией, отказал в иске.

В отличие от событий, носящих характер непреодолимой силы, опасности или случайности на море не всегда характеризуются чрезвычайностью и непреодолимостью: иногда бывает достаточно, чтобы они носили случайный характер и перевозчик не мог предвидеть их наступления даже при проявлении им должной заботливости.

Судно, готовое к плаванию, есть судно, готовое с любой точки зрения противостоять трудностям и опасностям плавания, а также готовое к выполнению всех заданий, которые возложены на перевозчика.

Читайте так же:  Можно ли собственнику выписать временно прописанного человека раньше срока

Начиная с ноября 1992 года, на сферу международных морских перевозок стали действовать Гамбургские Правила.

Судно, готовое к плаванию, есть судно, готовое с любой точки зрения противостоять трудностям и опасностям плавания, а также готовое к выполнению всех заданий, которые возложены на перевозчика.

В 1978 год Организацией Объединённых Наций предпринята попытка разработки Конвенции, которая бы заменила все прочие правила.

Перевозчик несет ответственность за проявление должной заботливости всеми лицами, причастными к приведению судна в мореходное состояние (например, за ненадлежащий ремонт, выполненный сотрудниками судоремонтного предприятия).

Кроме того, перевозчик должен вернуть полученный им в качестве вознаграждения фрахт, относящийся к перевозке утраченного груза или его части.Указанные положения соответствуют нормам Гаагско-Висбийских правил, за исключением правила о возврате фрахта (О возврате фрахта в отношении утраченного (поврежденного) груза или его части ни в Гаагских, ни в Гаагско-Висбийских правилах нет никаких упоминаний).

Большая часть международных морских перевозок осуществляется на основании Гаагских правил. Почти все крупные морские государства, включая Россию, их ратифицировали или приняли национальные законы, отвечающие этим правилам.

При неявке получателя или отказе в получении груза, капитан сдает груз для хранения на склады (за исключением скоропортящихся). Груз хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате всех причитающихся перевозчику сумм груз реализуется в установленном порядке.

Ответственность морского перевозчика

Для отнесения того или иного явления к категории морских опасностей не имеет значения его интенсивность, достаточно, чтобы оно было неожиданным и потому непредвиденным для перевозчика.

[1]

Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, утвержденные ММФ СССР и введенные в действие с 20 июня 1972 г., в п. 36 дают толкование термину «заблаговременно, до начала рейса…», аналогичное общепризнанной практике.

Следует обратиться к судебной практике для полного анализа института ответственности при морских перевозках. Например, между истцом и ответчиком заключены долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. Следует отметить, что неисполнение заказчиком такого договора не влечет за собой ответственность, предусмотренную подп. 1 п. 1 ст. 155 КТМ РФ.

В связи с этим ответственность фрахтователя, установленная подп. 1 п. 1 ст. 155 КТМ РФ, в данном случае не применяется. Исковое заявление о взыскании задолженности за оказанные услуги по перевозке груза не подлежит удовлетворению, поскольку истец не доказал вину ответчика в причинении ущерба, а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и предполагаемыми убытками.

В зависимости от специфики морского транспорта, на который могут воздействовать различные факторы опасности, перечень обстоятельств, освобождающий перевозчика от ответственности, гораздо шире.

В этих условиях причиненный ущерб может достигать колоссальных размеров, превышающих финансовые возможности даже самых крупных судовладельцев.

Вместе с тем следует иметь в виду, что добросовестный перевозчик должен ожидать (предвидеть), что его судно может подвергнуться воздействию стихийных сил, и поэтому принимать все меры к приведению судна в состояние, обеспечивающее перевозку груза в условиях, которые разумно ожидать.

Данная норма корреспондирует с положениями КТМ РФ, который регулирует данные отношения в главе XXI «Ограничение ответственности по морским требованиям».

Российское законодательство регулирует особыми предписаниями обязанность перевозчика по приведению судна в мореходное состояние, исходя при этом из положений Гаагско-Висбийских правил.

Поэтому представлялось вполне естественным стремление судовладельцев обезопасить себя, ограничив ответственность за ущерб, полное возмещение которого судовладельцу было бы просто не под силу.

В тех случаях, когда утрата или повреждение груза произошли частично в результате «морских опасностей», а частично по вине перевозчика, суд или арбитраж в зависимости от конкретных обстоятельств могут возложить на перевозчика ответственность полностью или в определенной части.

Если рейс судна состоит из нескольких участков пути, перевозчик обязан проявить должную заботливость по приведению судна в мореходное состояние перед началом погрузки в каждом порту захода и к моменту начала рейса в каждом из этих портов.

Какие есть виды международных морских перевозок

Основным Соглашением много лет была Международная Конвенция об ограничении ответственности владельцев морских судов, Брюссель, 1957.

К 1970-ым стало очевидно, что Конвенция 1957 г. требует пересмотра. Это было частично из-за обесценивания денежно-кредитных ценностей, делающего размер ограничения нереалистично низким….

Но значит ли это, что в случае повреждения перевозимого имущества ответственность лежит на капитане судна? Скорее нет, чем да.

Судно должно иметь надлежащее количество бункера и воды, материально-техническое снабжение, необходимые навигационные карты и пособия, запасы продовольствия, т.е.

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки

Доставка грузов морем всегда была и будет рискованным предприятием. Это обусловлено тем, что в пути морского перевозчика подстерегает немало опасностей: непогода, мелководье и рифы, возможность пиратских нападений и так далее.

Видео (кликните для воспроизведения).

Можно констатировать, что в статьях 166 и 167 КТМ и в пункте 2 статьи 4 Гаагских и Гаагско-Висбийских правил говорится, не нарушая общности, об одном и том же: перевозчик не несет ответственности по грузу (повреждение, порча, полная или частичная утрата), если найдет поименованное в нормативном акте основание для освобождения от ответственности.

Таким образом, традиционное обязательство приготовления судна было в морском праве обязательством особым, снабженным санкцией ответственности.

Источники


  1. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  2. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

  3. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  4. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
  5. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
Ответственность при морских перевозках
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here