Право законодательной инициативы по изменению конституции рф предоставлено

Важные аспекты на тему: "Право законодательной инициативы по изменению конституции рф предоставлено" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Содержание

Проект федерального закона N 98094934-2 «О поправках к статьям 104 и 125 Конституции Российской Федерации о наделении Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и об изменении наименования главы 7 Конституции Российской Федерации» (внесен членами СФ) (не действует)

Проект федерального закона N 98094934-2
«О поправках к статьям 104 и 125 Конституции Российской Федерации о наделении Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и об изменении наименования главы 7 Конституции Российской Федерации»

Статья 1. Внести в Конституцию Российской Федерации следующие поправки:

1. Часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:

«1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам их ведения.».

2. Наименование главы 7 изложить в следующей редакции:

«Глава 7. Судебная власть. Прокуратура».

3. Абзац первый части 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:».

4. Часть 4 статьи 125 изложить в следующей редакции:

«4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а также по запросам судов и Генерального прокурора Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.».

Статья 2. Настоящий Закон Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 марта 2008 г. N 30-ФЗ в пункт 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

2. Законопроекты, внесенные в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Право законодательной инициативы по изменению конституции рф предоставлено

Статья 103
Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Статья 104 Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:
а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее — законопроект);
б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;
в) поправок к законопроектам.

Статья 106
1. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:
а) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;
б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;
в) о приведении Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом.
2. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные статьей 105 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы.

Статья 108
Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 настоящего Регламента, Совет Государственной Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести законопроект в Государственную Думу.

Статья 113
1. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
2. Депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также представители государственных органов, других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи отзывов, предложений и замечаний, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях ответственного комитета при обсуждении законопроекта.

Читайте так же:  Генеральный прокурор рф

Статья 114
1. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
2. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 настоящего Регламента, ответственный комитет представляет:
а) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении;
б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;
в) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
г) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.
3. Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.

Статья 115
Ежеквартально Аппарат Государственной Думы информирует всех субъектов права законодательной инициативы о поступивших на рассмотрение Государственной Думы законопроектах, стадиях их рассмотрения, в том числе о получении заключения Правительства Российской Федерации, результатах рассмотрения принятых Государственной Думой законов в Совете Федерации и Президентом Российской Федерации.

Статья 104. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Право внесения законопроектов в парламент государства.

Согласно ст. 104 Конституции РФ, П. з. и. (в Федеральном Собрании РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации (СФ), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ГД), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

По Регламенту ГД 1998 г. П. з. и. осуществляется в форме внесения в ГД:

проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

В соответствии с Конституцией РФ законопроект вносится в ГД. Это значит, что законодательный процесс начался и закон принимается сначала в этой палате. Совет Федерации не вправе рассматривать и принимать закон первым.

При внесении законопроекта в ГД субъектом П. з. и. должны быть представлены: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта П. з. и., внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Конституция РФ (ч. 3 ст. 104) говорит о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

По Регламенту ГД законопроекты не отклоняются по мотивам отсутствия заключения Правительства. Установлено, что законопроекты направляются на заключение Правительства РФ Советом ГД. Правительство в месячный срок с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД.

В практике прежнего Верховного Совета РФ имели место два вида актов — собственно закон и постановление Верховного Совета о порядке его введения в действие. ГД решила от этого отказаться. Теперь непосредственно в текст законопроекта должны быть включены следующие положения: о сроках и порядке вступления закона в силу; об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона; предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие их правовых актов с вновь принятым законом.

Законопроекты, внесенные в ГД, подлежат регистрации.

Если представленный законопроект не отвечает требованиям, касающимся порядка подготовки законопроектов, или не представлены необходимые материалы, он может быть возвращен Советом ГД его инициатору для выполнения им установленных требований.

Законопроект направляется Советом ГД в депутатские объединения и соответствующий комитет палаты, назначенный ответственным по законопроекту.

Так начинается законодательный процесс в Государственной Думе.(С. А.)

Статья 104. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам

Конституция Российской Федерации (РФ)

  • проверено 07.05.2019
  • с изменениями от 21.07.2014
  • вступил в силу 25.12.1993

Раздел первый

Глава 5. Федеральное собрание

Статья 104. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения .

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 104 Конституции России

Текст Ст. 104 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения*(23).

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

[3]

Комментарий к Ст. 104 Конституции Российской Федерации

1. Законодательная инициатива — это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, законопроекты о внесении изменений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР, поправки к законопроектам.

Читайте так же:  Ответ на претензию

Комментируемая статья предоставляет реальную возможность участия в законодательной деятельности как Главе государства, так и трем ветвям власти — законодательной, исполнительной и судебной. Правом законодательной инициативы обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации; 3) члены совета Федерации; 4) депутаты Госдумы РФ; 5) Правительство РФ; 6) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; 7) Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ — по вопросам их ведения.

Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.

Мотивы наделения правом законодательной инициативы именно этих органов государственной власти и этих лиц обусловлены вполне очевидным обстоятельством: они имеют самое непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных задач. Что же касается общественных структур, а также отдельных граждан, не наделенных данным правом, то они могут вносить свои инициативные законопроекты и предложения только через посредников — уполномоченных субъектов*(569).

2. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

[2]

б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

в) перечень законов РФ и РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства);

е) документы и материалы по законопроекту о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и т.д.

3. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены заключения Правительства РФ на законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Порядок подготовки Правительством РФ заключений по проектам законов, направляемым Госдумой, урегулирован постановлением Правительства от 11 апреля 1994 г. N 310*(570), где закреплено, что письма с заключениями по рассмотренным в Правительстве РФ законопроектам подготавливаются в течение 14 дней с момента поступления проекта, однако этот срок может быть продлен до 30 дней. Такая необходимость может возникнуть, если важно получить от субъекта права законодательной инициативы, вносящего проект закона, дополнительную информацию, разъяснение либо сбор или запрос у субъектов РФ, требующихся для дачи заключения данных, не предусматриваемых системой государственной отчетности.

Реализация права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации

Лебедев В.А., декан юридического факультета, заведующий кафедрой теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

Деятельность законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов называют законодательным процессом. Хорошо организованный законодательный процесс — необходимая гарантия должного законодательного регулирования общественных отношений в государстве.

Участие законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в федеральном законодательном процессе обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 5, ст. 76, 104, 134, 136) наделила их правом: законодательной инициативы; участия в рассмотрении проектов федеральных законов по предметам совместного ведения; внесения в Государственную Думу РФ предложений о пересмотре, внесении поправок и изменений в Конституцию РФ; участия в процедуре одобрения поправок к гл. 3 — 8 Конституции РФ после рассмотрения их палатами Федерального Собрания РФ; принятия законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Основной формой проявления права законодательной инициативы признается внесение в законодательный орган готового законопроекта. Однако для субъектов Федерации более приемлемой чаще всего оказывается форма законодательного предложения. Во многом это объясняется теми трудностями, с которыми сталкивается при подготовке законопроектов большинство субъектов Федерации из-за недостатка, а порой и полного отсутствия у них квалифицированных кадров. Подтверждается широко известная мысль Г. Спенсера: «Ни в одном деле нет такого поразительного несоответствия между сложностью задачи и неподготовленностью тех, кто берется за ее решение. Несомненно, что одно из всех чудовищных заблуждений людей, самое чудовищное, заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, — это искусство создавать законы для целого народа» . К тому же такие субъекты Федерации, как края, области, автономные округа, имеют весьма небольшой опыт в осуществлении права законодательной инициативы, поскольку в качестве субъектов этого права они признаны недавно.

См.: Спенсер Г. Грехи законодателя // Социологические исследования. 1992. N 2. С. 136.

Однако, как справедливо замечено, интенсивное использование многочисленными субъектами Федерации предоставленного им права создает угрозу переизбытка законодательных инициатив , которая усугубляется их однотипностью, дублированием отдельных положений, мелкотемьем. Подчас наблюдается стремление отдельных регионов переложить на федеральный законодательный орган вопросы, в отношении которых им самим следует принимать необходимые законодательные решения. В качестве одной из мер, способной предупредить подобные явления, следует, пожалуй, называть оперативный взаимный обмен правовой информацией, содержащей в числе прочих сведения о том, какая именно законодательная инициатива, от какого субъекта Федерации, в какие сроки поступает на рассмотрение Федерального Собрания .

См.: Туманов В.А. Комментарий статьи 104 Конституции Российской Федерации // Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., 1994. С. 465.
См.: Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С. 77 — 78.

Реализация права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее — Государственная Дума) предполагает внесение проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы либо о признании этих законов утративших силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР, поправок к законопроектам.

Читайте так же:  Защита прав потребителя срок устранения претензий

К сожалению, результаты законодательных инициатив, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, пока неутешительны. Так, в период весенней сессии 2002 г. ими было всего внесено 163 законопроекта, в результате принято лишь 6 законов, отклонено — 36, снято с дальнейшего рассмотрения — 32, возвращено субъектам права законодательной инициативы — 91 , а всего в период с 1993 по 2003 г. из 1359 законодательных инициатив субъектов РФ принято только 29 .

См.: информация о ходе рассмотрения Государственной Думой в 2002 году законодательных инициатив, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации (весенняя сессия): подготовлена отделом организационного обеспечения заседаний Государственной Думы Аппарата Государственной Думы. М., 2002. С. 1.
См.: Курманов М.М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Государство и право. 2004. N 10. С. 52.

Как исправить данное положение? На наш взгляд, необходимо повысить уровень взаимодействия в законотворческой работе со всеми субъектами права законодательной инициативы, определенными в ст. 104 Конституции РФ, причем не только при составлении планов законодательной деятельности — общих, приоритетных, текущих, перспективных, но и при разработке, обсуждении, рассмотрении проектов законов. Согласованность в этой работе позволит избежать дублирований при внесении субъектами права законодательной инициативы законодательных предложений в Думу, а также неоправданного отстаивания в законопроектах узковедомственных, региональных интересов в ущерб общегосударственным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ положений Конституции РФ, федерального законодательства и законодательства субъектов РФ позволяет сделать вывод, что проект федерального закона по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ в процессе его принятия четыре раза обсуждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ .

См.: Курманов М.М. Указ. соч. С. 53.

Первый раз — при обсуждении обращения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о поддержке проекта федерального закона, внесенного данным парламентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу РФ.

Это обсуждение не предусмотрено федеральным законодательством, но оно необходимо для изучения предварительного мнения представительных органов субъектов РФ субъектом законодательной инициативы.

Второй раз — при представлении отзыва по данному проекту федерального закона.

Третий раз — при внесении поправок. После принятия в первом чтении Государственной Думой РФ данный проект федерального закона направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ для представления в Государственную Думу поправок в 30-дневный срок. До истечения этого срока рассмотрение указанных законопроектов во втором чтении не допускается.

Анализ конституций (уставов) субъектов РФ, регламентов их законодательных (представительных) органов государственной власти по процедуре подготовки и рассмотрения поправок позволяет сделать неутешительный вывод, что они в большинстве случаев не выражают мнения законодательного коллегиального органа власти субъекта РФ.

Четвертый раз — перед рассмотрением Советом Федерации РФ. Член Совета Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ при одобрении или неодобрении данного Федерального закона должен, по логике, голосовать в соответствии с мнением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

На повышение эффективности использования права законодательной инициативы может также повлиять привлечение к этому процессу исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Практика пошла по пути согласования с исполнительными органами вносимых в порядке законодательной инициативы законопроектов на этапе их подготовки.

Право законодательной инициативы по изменению конституции рф предоставлено

Право законодательной инициативы по изменению конституции рф предоставлено

АСПЗ 5+ — ответы на тесты СГА [7529] Собрание, так называемых, вопросов-ответов для системы тестирования СГА АСПЗ 5+. ВКР — Дипломные Работы СГА [379] В этой категории Вы можете скачать Выпускные Квалификационные Работы или попросту Дипломные Работы СГА различных авторов на русском языке Домашние Работы СГА [1957] В этой категории Вы можете скачать коллекцию домашек для СГАшника Другое для учебы в СГА [8] Различные другие полезности для СГАшника которые не попадают под существующие категории ИСКОА 5 — ответы на тесты СГА [6018] Ответы на Электронный Экзамен СГА по системе ИСКОА 5. КОМБАТ — ответы на тесты СГА [43265] Ответы на все виды заданий СГА по системе КОМБАТ. Курсовые работы СГА [383] Коллекция курсовых работ для студента СГА Логические схемы для ДЗ [1255] Коллекция логических схем для студента СГА сделаных по юните в качестве домашнего задания. Ответы к ГОСам в СГА [114] Ответы к ГОС экзаменам в СГА. Отчеты о прохождении практики для СГА [27] Собрание отчетов о прохождении практики для сдачи в СГА Полезные программы для учебы в СГА [18] В этой категории Вы можете скачать программы, пригодящиеся любому студенту СГА. Рабочие учебники — Юниты СГА [14889] Сдесь собранна коллекция юнит СГА.

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г

N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16 апреля 2014 г. N 127-СФ глава 17 изложена в новой редакции Глава 17. Реализация Советом Федерации, членами Совета Федерации права законодательной инициативы

Нормативный правовой акт, принятый компетентным органом в соответствии с законом, называется подзаконным 93. Нормы права носят властный характер 94. Нормы, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала, называются религиозными 95. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации 96. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ 97.

Обособленную группу правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений, называют отраслью права 98. Общей чертой права и морали является то, что они упорядочивают и организуют общественные отношения 99. Объективная сторона правонарушения может быть выражена в форме действия или бездействия 100. Одним из субъектов международного права являются суверенные государства 101.

Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан рассмотреть внесенное данным субъектом предложение об издании закона или его проект. Однако парламент не обязан принять соответствующий закон и может принять его совсем в ином виде, чем предлагалось. В зависимости от круга субъектов права законодательной инициативы, можно выделить парламенты, где этот круг довольно узок, и те, где существует широкий перечень лиц и организаций, которым предоставлено право вносить законопроект.

Комментарий к федеральному закону об общих принципах организации законодательных

представительные органы местного самоуправления, действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Данный круг субъектов права законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации является основным и присутствует во всех субъектах Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не могут исключить из круга субъектов права законодательной инициативы кого-либо из изложенного перечня. Федеральный законодатель не случайно закрепил обязательное наделение правом законодательной инициативы именно депутатов законодательного органа, высшее должностное лицо субъекта Федерации и представительные органы местного самоуправления.

О гарантиях участия представительных органов муниципальных образований в законодательном процессе субъекта рф

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г.) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, гарантии его осуществления и разграничены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, в том числе и законодательном процессе субъекта РФ.

Читайте так же:  Определение суда

Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и другие законодательные органы

Данное определение, на наш взгляд, не вполне корректно, хотя оно воспроизводится во многих курсах российского конституционного права. Это определение основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Регламентах палат Федерального Собрания, федеральной парламентской практике. Право законодательной инициативы, — пишет М.В. Баглай, — внесение законопроекта в парламент означает обязанность парламента начать рассмотрение данного законопроекта в соответствии с принятой процедурой.

[1]

Тесто по Праву

экоцид +b) убийство c) подлог d) геноцид 3. Смягчающим обстоятельством убийства является совершение преступления … a) неоднократно + b) в состоянии аффекта c) в состоянии опьянения d) группой лиц 4. Терроризм относится к группе преступлений против… a) государственной службы b) собственности c) личности +d) общественного порядка и общественной безопасности

Об информационно-статистическом отчете о деятельности Смоленской областной Думы второго созыва за 2001 год

Принято 28 декабря 2001 года Смоленской областной Думой Заслушав информацию председателя областной Думы В.И. Анисимова об информационно-статистическом отчете о деятельности Смоленской областной Думы второго созыва за 2001 год, Смоленская областная Дума постановляет: 1. Информационно-статический отчет о деятельности Смоленской областной Думы второго созыва за 2001 год утвердить. 2.

Вопросы и задания для самопроверки

Каковы основные обязанности граждан РФ? 5. Назовите функции законодательной власти.

Объясните порядок формирования и структуру Федерального собрания. 6. Назовите функции исполнительной власти. Раскройте состав и основные направления деятельности Правительства. 7. Дайте общую характеристику судебной системе Российской Федерации. 8. Расскажите о федеративном устройстве России? Каковы его принципы? Назовите виды субъектов РФ.

О гарантиях участия представительных органов муниципальных образований в региональном и федеральном законотворческих процессах Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ

«Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»

[1] (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г.) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, гарантии его осуществления и разграничены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, в том числе и законодательном процессе субъекта РФ. Федеральный законодатель, устанавливая в Федеральном законе от 6 октября 2003 г.

Реферат: Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок

Предусмотрен конституционный референдум о поправках к конституции, если закон о поправках принят по инициативе депутатов парламента (если по инициативе президента, то возможен и. Согласно исследуемому законодательству, право назначения референдума принадлежит: главе местного образования — мэру Москвы и главе местной администрации (главе местного. Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: дипломная работа Просмотров: 3620 Комментариев: 2 Похожие работы Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать Конституционный Суд Российской Федерации ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.

В Башкирии Молодежная общественная палата предложила изменить Конституцию республики

Как не попасть в слова-капканы

Куда поступают учиться стобалльники из Башкирии?

Теоретико-правовые вопросы ограничения правотворческой и законодательной инициативы граждан (на примере Москвы)

Бычкова Е.И., кандидат юридических наук.

Раскрывается понятие правотворческой и законодательной инициативы граждан. Проведен анализ Закона «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве», сформулированы дополнения к данному нормативному правовому акту, направленные на повышение качества реализации его положений.

Ключевые слова: власть народа, правотворческая инициатива, законодательная инициатива, закон города Москвы.

Theoretical and legal problems of restriction of regulatory and legislative initiatives of citizens (by the example of Moscow)

The concept of a law-making and legislative initiative of citizens is revealed. The analysis of the Law «On Civil Legislative Initiative in the City of Moscow» is performed. The author formulates additions to this regulatory legal act aimed at improvement of quality of its implementation.

Key words: people power, law-making initiative, legislative initiative, law of the city of Moscow.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ) наша страна есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти.

Власть народа — ключевое понятие современного конституционного права .

См.: Чиркин В.Е. Конституционные проблемы власти народа // Государство и право. 2004. N 9. С. 6.

Одной из форм проявления власти народа является его право на правотворческую и законодательную инициативу, закрепленное в ряде основных законов субъектов Российской Федерации.

Под правотворческой инициативой понимается возможность специально уполномоченных субъектов и граждан Российской Федерации своими целенаправленными, творческими, правомерными действиями вызывать к жизни права и обязанности, изменять или прекращать их, влиять на процессуальные правила их реализации.

Под законотворческой (законодательной) инициативой понимается право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос об издании, изменении или отмене закона. Выступление с законодательной инициативой влечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к производству.

В Российской Федерации правотворческая инициатива предусмотрена на муниципальном уровне власти и регламентируется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131) .

СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Право законодательной инициативы для граждан нашей страны предусмотрено Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон N 184) , то есть на уровне субъектов Российской Федерации.

СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Право законодательной инициативы на федеральном уровне согласно ст. 104 Конституции РФ принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законодательная инициатива в этом случае выступает как первая стадия законотворческого процесса на государственном уровне. Население в качестве субъекта правотворческой инициативы здесь не рассматривается.

Таким образом, на федеральном уровне народ принимает участие в законотворческом процессе не непосредственно, а через представителей — депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

По мнению В.В. Комаровой, правотворческая инициатива граждан должна быть закреплена на федеральном уровне государственной власти наравне с референдумом и выборами. Правотворческая инициатива может стать дополнительным связующим звеном между государством и гражданским обществом .

См.: Комарова В.В. Народная правотворческая инициатива: история и практика регулирования в регионах // Юристъ. 1999. N 1. С. 33.

Однако, учитывая довольно нестабильную политическую обстановку в стране и тот факт, что невозможно отразить в Конституции РФ абсолютно все формы непосредственного осуществления власти народом, считаем, что закрепление правотворческой или законодательной инициативы граждан на федеральном уровне власти нецелесообразно. Законодатель установил в Конституции РФ свободные выборы и референдум как высшие формы непосредственного выражения власти народа. Остальные формы появились со временем, по мере развития нашего государства как демократического. К тому же, руководствуясь принципом стабильности Конституции РФ, а также придерживаясь точки зрения, согласно которой Основной Закон и законодательство Российской Федерации предусматривают множество вариантов взаимодействия общества и государства при решении вопросов местного значения, можно сделать вывод, что реальной необходимости закрепления правотворческой инициативы граждан на федеральном уровне не существует .

Читайте так же:  Больничный по уходу за ребенком

См.: Руденко Н.В. Институт народной правотворческой инициативы в современном конституционализме // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 2. С. 5.

Возвращаясь к вопросу о законодательной инициативе, отметим, что согласно ст. 6 Закона N 184-ФЗ право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации — представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации. По смыслу данной статьи законодательная инициатива граждан и общественных объединений в таком случае является стадией законодательного процесса.

Необходимо разобраться, что понимает законодатель под правом гражданской законодательной инициативы.

Из содержания ст. 6 Закона N 184-ФЗ очевидно, что граждане поставлены в одинаковое положение с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатами, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и др.

Так как указанные должностные лица и органы выражают свое право законодательной инициативы путем подготовки проекта законодательного акта, то, соответственно, гражданская законодательная инициатива должна выражаться в форме внесения в компетентный орган власти проекта законодательного акта. Такой вывод напрашивается, поскольку какой-либо оговорки или специальной статьи относительно гражданской законодательной инициативы в законе нет.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления не может рассматриваться как стадия правотворческого процесса. По смыслу ст. 26 Закона N 131-ФЗ правотворческая инициатива граждан выступает формой народовластия и выражается путем внесения в орган муниципальной власти или должностному лицу проекта муниципального правового акта.

В соответствии с Законом города Москвы от 11.12.2002 N 64 «О гражданской законодательной инициативе в городе Москве» (далее — Закон N 64) право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит жителям Москвы — гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Москве независимо от сроков проживания, места рождения и национальности и обладающим избирательным правом (далее — жители Москвы).

Ведомости Московской городской Думы. 2003. N 2. Ст. 340.

Жители Москвы осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу (далее — Дума) петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы и соответствующего проекта закона города Москвы.

Петиция вносится от имени не менее 50 тысяч жителей Москвы в порядке, установленном Законом N 64.

Рассматриваемый Закон включает в себя статьи:

  1. Общие положения.
  2. Порядок формирования и регистрации инициативной группы по выдвижению и реализации права гражданской законодательной инициативы.
  3. Сбор подписей в поддержку гражданской законодательной инициативы.
  4. Регистрация гражданской законодательной инициативы в Думе.
  5. Рассмотрение Думой проекта закона города Москвы, внесенного в порядке реализации права гражданской законодательной инициативы.
  6. Обстоятельства, исключающие реализацию права гражданской законодательной инициативы.
  7. Вступление в силу настоящего Закона.

Отметим, что Закон N 64 достаточно краток и лаконичен, однако в нем упущены важные моменты.

Например, отсутствуют пункты об ответственности органов и должностных лиц за нарушение ими процедуры реализации инициативы. Также, учитывая важность и серьезность законодательной инициативы граждан как стадии законодательного процесса в Москве, следует закрепить в Законе N 64 принцип добровольности участия в реализации данной инициативы.

Кроме того, не предусматривается возможность повторного внесения инициативы, если инициативной группе по каким-либо причинам было отказано в регистрации проекта закона или регистрации самой группы.

Важным представляется и тот факт, что в Законе N 64 нечетко прописаны варианты принятия Думой решений, касающихся проектов законов города Москвы.

Таким образом, проведенный анализ Закона N 64 свидетельствует о назревшей необходимости внесения в него ряда дополнений:

  • дополнить ч. 1 ст. 1 следующим предложением:

«Участие в осуществлении законодательной инициативы граждан в составе инициативной группы, а также в сборе подписей в поддержку проекта закона является добровольным»;

  • дополнить п. 3 ст. 2 следующим предложением:

«Если в принятии документов инициативной группе было отказано, то это не является препятствием для повторного внесения инициативной группой проекта правового акта в порядке реализации правотворческой инициативы при условии устранения нарушений, вызвавших отказ»;

  • дополнить ст. 5 п. 3 в следующей редакции:

«По итогам обсуждения проекта закона города Москвы, внесенного в порядке гражданской законодательной инициативы, органы и должностные лица принимают одно из следующих решений:

  1. принять проект закона (как в предложенной редакции, так и с изменениями и дополнениями);
  2. вынести проект на референдум;
  3. отклонить проект, аргументированно обосновав причины:
  4. отправить проект на доработку;
  5. дать инициативной группе поручение разработать нормативный правовой акт, вытекающий из предложений инициативы граждан.

Любое решение подлежит обязательному официальному опубликованию в средствах массовой информации и в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан».

Кроме того, представляется необходимым дополнить Закон N 64 положением об ответственности органов и должностных лиц за незаконный отказ в регистрации гражданской законодательной инициативы в следующей редакции:

Видео (кликните для воспроизведения).

«Нарушение срока принятия решения по проекту закона, внесенного в порядке законодательной инициативы, принятие немотивированного решения об отказе в рассмотрении проекта закона, недоведение до сведения инициативной группы результатов его рассмотрения или совершение иного нарушения в процессе реализации инициативы является основанием для наступления дисциплинарной и административной ответственности».

Источники


  1. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  3. Общее образование. Школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 592 c.
  4. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
  5. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
Право законодательной инициативы по изменению конституции рф предоставлено
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here