Прокуратура стоит на защите прав индивидуальных предпринимателей

Важные аспекты на тему: "Прокуратура стоит на защите прав индивидуальных предпринимателей" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Прокуратура стоит на защите прав индивидуальных предпринимателей

Органы прокуратуры города в первом полугодии 2018 года уделяли пристальное внимание вопросам защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Анализ надзорной деятельности показал, что большое количество нарушений связано с несоблюдением порядка организации и проведения контрольных мероприятий.

Установлены факты проведения контрольных мероприятий в отсутствие законных оснований, без издания распоряжений об их проведении, с нарушением сроков проведения контрольных мероприятий. Зачастую, распоряжения и приказы органов государственного контроля (надзора) о проведении проверок субъектов предпринимательства, не соответствовали требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Должностные лица органов контроля истребовали у предпринимателей документы, не относящиеся к целям и задачам проверки.

Выявлены случаи подмены процедуры организации и проведения внеплановой проверки субъекта предпринимательской деятельности возбуждением административного расследования.

Органами контроля допускались нарушения законодательства при осуществлении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, выдаче предостережений субъектам предпринимательства.

Прокуратурой города на постоянной основе осуществляется мониторинг сведений, размещаемых органами контроля в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок», в ходе которого выявлялись нарушения порядка, сроков внесения информации в ЕРП. Руководителям органов контроля внесены представления, которые рассмотрены, нарушения устранены.

В первом полугодии 2018 года в органы прокуратуры города поступило свыше 1200 заявлений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановой проверки субъектов предпринимательства. Прокурорами отказано в согласовании порядка 30% контрольных мероприятий в связи с отсутствием оснований для их проведения, несоблюдением установленных требований к оформлению решения органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки и отсутствием необходимых документов.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) внесено 142 представления руководителям органов контролирующих органов, которые рассмотрены в установленном порядке, 91 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям столичных прокуроров 10 должностных лиц органов контроля привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.6.1(Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле) КоАП РФ.

Сайт прокуратуры Хабаровского края

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок

При осуществлении своей деятельности, государственными органами и органами местного самоуправления, в рамках предоставленных им законодательством Российской Федерации полномочий, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся проверки.

При проведении данных проверок руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны знать свои права.

Так, в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) вышеуказанные лица обладают следующими правами:

— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

— знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

— представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Кроме того, важно знать, что вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (ст. 22 Закона № 294-ФЗ)

При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Читайте так же:  Кто имеет право на материнский капитал

Однако, вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Разъясняет прокуратура города Николаевск-на-Амуре

Прокуратура стоит на защите прав индивидуальных предпринимателей

Органы прокуратуры города в первом полугодии 2018 года уделяли пристальное внимание вопросам защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

[2]

Анализ надзорной деятельности показал, что большое количество нарушений связано с несоблюдением порядка организации и проведения контрольных мероприятий.

Установлены факты проведения контрольных мероприятий в отсутствие законных оснований, без издания распоряжений об их проведении, с нарушением сроков проведения контрольных мероприятий. Зачастую, распоряжения и приказы органов государственного контроля (надзора) о проведении проверок субъектов предпринимательства, не соответствовали требованиям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Должностные лица органов контроля истребовали у предпринимателей документы, не относящиеся к целям и задачам проверки.

Выявлены случаи подмены процедуры организации и проведения внеплановой проверки субъекта предпринимательской деятельности возбуждением административного расследования.

Органами контроля допускались нарушения законодательства при осуществлении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, выдаче предостережений субъектам предпринимательства.

Прокуратурой города на постоянной основе осуществляется мониторинг сведений, размещаемых органами контроля в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок», в ходе которого выявлялись нарушения порядка, сроков внесения информации в ЕРП. Руководителям органов контроля внесены представления, которые рассмотрены, нарушения устранены.

В первом полугодии 2018 года в органы прокуратуры города поступило свыше 1200 заявлений контролирующих органов о согласовании проведения внеплановой проверки субъектов предпринимательства. Прокурорами отказано в согласовании порядка 30% контрольных мероприятий в связи с отсутствием оснований для их проведения, несоблюдением установленных требований к оформлению решения органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки и отсутствием необходимых документов.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) внесено 142 представления руководителям органов контролирующих органов, которые рассмотрены в установленном порядке, 91 виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. По постановлениям столичных прокуроров 10 должностных лиц органов контроля привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.6.1(Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле) КоАП РФ.

Прокуратура Московской области

Пушкинская городская прокуратура провела проверку по обращению индивидуального предпринимателя о нарушении его прав Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 3 по Московской области.

Из обращения следовало, что в связи с переменой места жительства в 2009 году индивидуальный предприниматель встал на налоговый учёт в Межрайонную ИФНС России № 3 по Московской области.

Установив у предпринимателя налоговую недоимку на общую сумму более 240 тыс. рублей, налоговая инспекция вынесла требования об уплате налога. Однако вопреки налоговому законодательству эти требования в надлежащем порядке не были вручены, либо направлены предпринимателю.

В дальнейшем, в связи с неисполнением требований, налоговая инспекция вынесла решение о принудительном взыскании с коммерсанта налогов и пени, которое также не было доведено до него надлежащим образом. С расчётного счёта предпринимателя было произведено списание денежных средств.

Проверяющие установили, что указанная в решениях Межрайонной ИФНС России № 3 по Московской области задолженность не соответствовала действительности, так как налоговый орган допустил техническую ошибку.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, в случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате денежной суммы, а также начисленных на неё процентов.

Налоговая инспекция отозвала из банка инкассовые поручения о принудительном взыскании денег. Однако предпринимателю была возращена излишне взысканная сумма без начисления процентов.

В связи с этим Пушкинский городской прокурор внёс руководителю Межрайонной ИФНС России № 3 по Московской области представление с требованием устранить нарушения налогового законодательства.

Представление прокурора было рассмотрено и удовлетворено, налоговый орган принял решение о возмещении индивидуальному предпринимателю процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога.

Прокуратура стоит на защите прав малого бизнеса

Выступая на международном экономическом форуме, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем докладе сообщил, что его служба на сегодняшний день уже отклонила свыше 13 тыс. проверок представителей малого бизнеса. Фактически процедуру согласования с прокуратурой проходит лишь половина из заявленных проверок.

Согласно действующему законодательству, любые контролирующие органы обязаны вносить данные о незапланированных проверках ИП в специальный государственный реестр. После этого прокуратура рассматривает данное заявление и выдает согласование на выполнение проверки.

За нарушение данной процедуры предусмотрено как административное, так и уголовное наказание. Сотрудники прокуратуры в 2015 году за незаконные проверки бизнеса наказали дисциплинарно и административно порядка 27 тыс. чиновников. В 98 случаях были возбуждены уголовные дела.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура города Махачкалы приняла меры к защите прав индивидуального предпринимателя

Прокуратура республики (Республика Дагестан). 12 августа 2016

Прокуратура города Махачкалы провела проверку по обращению о нарушении администрацией города прав индивидуального предпринимателя.

Читайте так же:  Как дают квартиры нанимателям при сносе дома ст. 86 жк рф. порядок предоставления жилого помещения п

В ходе проверки установлено, что управлением торговли городской администрации прекращено действие свидетельства на право размещения и функционирования нестационарных объектов в городе Махачкале, выданного предпринимателю.

При этом предусмотренные законодательством основания для прекращения действия свидетельства отсутствовали. Кроме того, о прекращении действия указанного документа предприниматель в установленном порядке уведомлен не был.

[1]

Таким образом, в результате неправомерных действий должностных лиц управления торговли города были нарушены права гражданина на занятие предпринимательской деятельностью.

В связи с этим, прокуратурой в адрес главы города внесено представление об устранении нарушений закона и привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

Прокуратура Московской области

Уважаемый посетитель сайта!

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является защита прав хозяйствующих субъектов и свобод экономической деятельности, а также обеспечение гарантий при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

Этим приказом руководителям подразделений Генеральной прокуратуры и прокурорам субъектов Российской Федерации поручено обеспечить защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов среднего и малого бизнеса, и принять дополнительные меры по укреплению законности в указанной сфере.

Прокурорам также предписано усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов.

В целях организации эффективного надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с экономической деятельностью, соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля, выявления и устранения фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства, противодействия рейдерским захватам Вы можете обратиться в прокуратуру Московской области, в том числе используя нижеприведенную форму.

Ваше обращение будет рассмотрено органами прокуратуры Московской области либо иными уполномоченными государственными органами при соответствующем контроле со стороны прокуратуры.

При заполнении бланка обращения, согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Вам необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес или электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть предложения, заявления или жалобы [1]. В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов обращение будет оставлено без ответа [2].

Без рассмотрения по существу поставленных вопросов останется письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи [3].

Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора по решению суда [4].

Ответ на обращение будет направлен по указанному Вами почтовому или электронному адресу [5].

Просим Вас руководствоваться указанными требованиями законодательства, внимательно заполнить все предложенные реквизиты и четко формулировать суть обращения. Это значительно ускорит рассмотрение Вашего обращения по существу.

Кроме этого информируем Вас, что письма, содержащие копии документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять почтой по адресу: по адресу: ГСП-6, 107996, г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 5

Выражаем благодарность за Вашу активную гражданскую позицию.

[1] Часть 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Далее — «ФЗ №59».
[2] Часть 1 статьи 11 ФЗ №59.
[3] Часть 3 статьи 11 ФЗ №59.
[4] Часть 2 статьи 16 ФЗ №59.
[5] Часть 4 статьи 10 ФЗ №59.

Защита прав предпринимателей – приоритетное направление надзорной деятельности прокуратуры

В сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в прошлом году органами прокуратуры области выявлено 896 нарушений, для устранения которых внесено 287 актов прокурорского реагирования, 174 лица привлечено к ответственности.

За 8 месяцев текущего года в указанной сфере выявлено 419 нарушений, принято 203 акта прокурорского реагирования, 83 лица привлечено к ответственности.

Например, в августе текущего года по протесту прокуратуры области приведен в соответствие с федеральным законодательством об Особой экономической зоне в Калининградской области Административный регламент по рассмотрению заявлений и принятию решений о включении юридических лиц в реестр резидентов, который допускал возможность не указания причин отказа в решении об отказе во включении заявителя в единый реестр резидентов Особой экономической зоны, содержал неопределенность сроков и условий принятия решения, а перечень документов, необходимых для предоставления заявителем, не являлся исчерпывающим.

В сентябре 2019 года органами прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей при осуществлении проверок контролирующими органами, применении ими мер профилактического и административно-правового характера.

Видео (кликните для воспроизведения).

По результатам проверки в органах контроля (надзора) выявлены случаи подмены внеплановой проверки административным расследованием, выдачи предписания без проведения проверки, истребования у юридического лица документов, представление которых не связано с предметом внеплановой выездной проверки.

К примеру, Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области индивидуальному предпринимателю выдано предписание в отсутствие правовых оснований для его выдачи и без проведения проверки. По данному факту в адрес руководителя внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Также установлено, что управлениями Россельхознадзора, Роспотребнадзора по Калининградской области, министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области не соблюдаются требования о замене административного штрафа предупреждением за правонарушение, впервые совершенное субъектами малого и среднего предпринимательства.

Читайте так же:  Прекращено в связи с заключением мирового соглашения

Выявлены факты ненадлежащего исполнения органами контроля (надзора) обязанностей по профилактике нарушений обязательных требований, нарушения порядка оформления документов о контрольно-надзорных мероприятиях, несоблюдения органами контроля (надзора) гарантированного законодательством принцип гласности осуществления контрольно-надзорной деятельности.

По всем вышеизложенным фактам выявленных нарушений законодательства и прав хозяйствующих субъектов в адрес руководителей органов контроля (надзора) прокуратурой области внесено 7 представлений об их устранении, которые в настоящее время находятся на рассмотрении.

Прокуроры на защите прав предпринимателей

По результатам рассмотрения этих заявлений органами прокуратуры принято около 500 решений о согласовании проверок, в 237 случаях отказано в согласовании.

Одним из оснований отказа в согласовании проведения проверок являлось необоснованное обращение с подобными заявлениями.

[3]

Так, прокуратурой области не было дано согласие Уральскому управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на проведение внеплановой проверки в одном из автотранспортных предприятий, поскольку заявление о согласовании проверки не содержало сведений о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан в деятельности предприятия.

Не было согласовано проведение проверки и Уральскому управлению Ростехнадзора в отношении одного индивидуального предпринимателя, поскольку не имелось объективных данных, подтверждающих, что этим предпринимателем нарушается законодательство.

Как прокуратура Саратовской области стоит на защите прав предпринимателей

13:42, 27 июня 2019

В последнее время в СМИ участились публикации о притеснении бизнеса, ущемлении его прав государственными и правоохранительными органами. Есть обоснованные примеры кошмаривания бизнеса. Но есть и те нечистые на руку бизнесмены, которые, прикрываясь общероссийской эгидой борьбы с незаконным преследованием бизнеса, обвиняют правоохранительные и судебные органы в ущемлении их деятельности, тогда как сами нарушают закон и решения о их наказании справедливы и обоснованы. Это передергивание фактов и политическая спекуляция — обратная сторона этого процесса.

«Четвертая власть» попросила рассказать о работе прокуратуры Саратовской области по защите прав предпринимателей начальника отдела по надзору за соблюдением законов в сфере защиты интересов государства и общества управления по надзору за исполнением федерального законодательства Ивана Голубева.

— Иван Петрович, каким проблемам в сфере защиты прав предпринимателей уделяется прокуратурой области внимание и каковы результаты надзорной деятельности?

— Прокуратурой области уделяется повышенное внимание выявлению и пресечению нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности. Работа в указанном направлении строится на системной основе.

Основной нашей задачей является снижение давления на бизнес путем пресечения административных барьеров, незаконных проверок со стороны контрольно-надзорных органов, фактов воспрепятствования осуществления предпринимательской деятельности, неприменения предупреждений за впервые совершенное правонарушение, обеспечение доступности публичных государственных и муниципальных услуг, исполнения обязательств перед предпринимателями со стороны государственных и муниципальных заказчиков.

Поэтому под особым вниманием прокуроров находится контрольно-надзорная деятельность, деятельность должностных лиц при осуществлении властно-распорядительных полномочий, при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении разрешительных процедур, законность и обоснованность уголовного преследования представителей предпринимательской среды.

Для достижения поставленных задач налажено тесное и конструктивное взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области, представителями региональных отделений «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия». На регулярной основе проблемы в данной сфере обсуждаются на заседаниях Общественного Совета при прокуроре области по защите малого и среднего бизнеса, в ходе выездных встреч с предпринимателями районов области.

Только в текущем году совместно с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко М.П. осуществлены выездные встречи с предпринимателями в 5 районах области, где одновременно осуществлялся и личной прием представителей бизнеса.

Определенные результаты указанной работы есть, но еще достаточно проблем, которые требуют вмешательства органов прокуратуры.

В 2018 и текущем периоде 2019 года органами прокуратуры области выявлено свыше 5 000 нарушений прав предпринимателей, из них более 1000 нарушений в деятельности органов контроля (надзора), более 40 проверок признаны незаконно проведенными, порядка 50 должностных лиц привлечены к административной ответственности в сфере контрольной деятельности, более чем по 140 постановлениям о привлечении к административной ответственности предпринимателей по протестам прокуроров штраф заменен на предупреждение либо прекращено административное производство.

Тщательно отслеживается формирование и ежегодных планов проверок.

В результате проделанной работы за последние 5 лет вдвое снизилось количество поступивших предложений органов контроля о включении в ежегодно формируемые планы проверок субъектов предпринимательства, а именно с 13 450 до 6800 субъектов.

Только на 2019 год из планов органов контроля прокуратурой исключено свыше 1150 проверок.

Благодаря наработанной практике взыскания в регрессном порядке излишних бюджетных расходов, возникших вследствие взыскания просроченной задолженности, когда наряду с суммой основного долга производится взыскание неустойки, судебных расходов, привлечения чиновников к административной ответственности по статьям 7.32.5 (нарушение сроков оплаты контрактов), 15.15.10 (заключение контрактов в отсутствии лимитов бюджетных обязательств) КоАП РФ, удалось добиться существенного снижения задолженности перед предпринимателями.

Так, например, органами прокуратуры в 2018-2019 гг. направлено в суды 31 заявление о взыскании средств в порядке регресса на сумму более 1 млн. 300 тыс. рублей.

По фактам несвоевременной оплаты исполненных контрактов прокурорами в текущем году возбуждено 13 административных материалов по ст. 7.32.5 КоАП РФ, а за 2018 год – 18 таких дел.

В результате принимаемых мер задолженность сократилась с более чем 2 млрд рублей в 2015 году до суммы менее 200 млн. рублей в текущем году. Главной задачей является полное погашение долгов.

— В настоящее время в СМИ широко обсуждаются вопросы о чрезмерном давлении на бизнес-сообщество в Саратовской области. Что в связи с этим сделано и что планируется сделать прокуратурой области?

Читайте так же:  Экспертиза автомобиля для постановки на учет как проводится

— Да, действительно, СМИ опубликовали информацию о чрезмерном административном давлении на бизнес на территории области.

В основу данных публикаций положен Индекс административного давления Уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю.

Прокуратурой области проведен тщательный анализ Индекса административного давления, подготовленного Уполномоченным при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

По итогам изучения данных, послуживших основанием для расчета Индекса, а также результатов контрольно-надзорной деятельности, установлено, что причинами такой «худшей» среди регионов ситуации явились как грубые нарушения закона, допускаемые органами контроля, так и недостоверность их статистических данных.

Действительно, по параметру «доля предупреждений» от общего числа наказаний Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, ГЖИ региона имеют существенно ниже показатели относительно среднероссийских.

Однако показатели «доля предпринимателей, подвергнутых контролю», «доля штрафов, наложенных без проведения проверок в рамках 294-ФЗ» оказались не соответствующими действительности, поскольку использовались в исследовании недостоверные статистические данные, представленные органами контроля (МЧС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор) о количестве поднадзорных субъектов. Указанные статданные были занижены от 2 до 5 раз, что существенно повлияло на рейтинг данных органов.

Кроме того, использованные в исследовании статистические данные включали не только предпринимателей, но и привлеченных к административной ответственности физических лиц, что существенно повлияло на итоговые параметры Индекса.

Так, например, из 952 привлеченных Россельхознадзором к административной ответственности лиц более 550 это физические лица.

Вместе с тем, необходимо отметить, что прокуратурой систематически выявляются факты проведения незаконных проверок со стороны органов муниципального контроля, территориальных подразделений Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора и других. Зачастую проверки проводятся под видом административных расследований, вместо их согласования с органами прокуратуры. Только в настоящее время на рассмотрении у мировых судей находятся свыше 10 административных дел, возбужденных прокурорами по фактам проведения незаконных проверок.

Вскрыты многочисленные факты и неприменения контролерами ст. 4.1.1. КоАП РФ, а именно наказания в виде предупреждения за впервые совершенное субъектом предпринимательской деятельности административного правонарушения. Только в текущем году прокурорами опротестованы по указанным основанием свыше 90 постановлений о привлечении предпринимателей к административной ответственности.

Массовый характер носят нарушения и порядка оформления проверок и невнесение в «Единый реестр проверок» обязательных сведений. К примеру, аппаратом прокуратуры области в текущем году такие нарушения вскрыты в деятельности 8 министерств и ведомств. По результатам проверок внесено 8 представлений, 9 должностных лиц привлечены к административной ответственности.

К сожалению, подобная картина нарушений свидетельствует, что малый и средний бизнес продолжает испытывать административное давление.

По итогам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой области уже принят комплекс мер реагирования, направленный на исправление ситуации и пресечение нарушения прав предпринимателей. Работа в данном направлении будет только наращиваться.

— Довольно часто приходится слышать о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Что это означает?

— Данная модель осуществления контрольно-надзорной деятельности применяется с 2016 года и в рамках нее каждый из хозяйствующих субъектов каждым органом контроля по определенным признакам отнесен к определенной категории риска: от чрезвычайно высокой до низкой. И уже в зависимости от этой категории определяется периодичность проверок, а не через 3 года по общему правилу, установленному Законом № 294-ФЗ. При этом малые предприятия, не несущие в себе угрозу окружающим, как правило, отнесены к низкой категории риска и не подлежат проверке в плановом порядке.

Так, из значительного количества поднадзорных субъектов Управлению Роспотребнадзора по Саратовской области (только категорированных 11700), всего более 20 тыс., к чрезвычайно высокой категории риска относятся всего 6 субъектов, при этом 50% относятся к категориям низкого и умеренного риска.

Таким образом, использование данной системы позволяет существенно снизить общее количество плановых проверок бизнес-сообщества.

— В настоящее время действует мораторий на проведение проверок в отношении малого бизнеса, однако он отличается от моратория, действовавшего в период с 2016 по 2018 годы, в чем эти отличия?

— Да действительно согласно ст. 26.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 введен мораторий на проведение проверок субъектов малого бизнеса.

Вместе с тем, в отличие от ранее действовавшего моратория его действие не распространяется на лицензионный контроль и виды контроля (надзора), осуществляемые в рамках риск-ориентированного подхода.

К сожалению предпринимателей, все основные виды государственного контроля осуществляются в настоящее время именно в рамках указанного подхода. Таким образом, плановые проверки со стороны МЧС, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росздравнадзора, ГИТ, автодорожного надзора будут проводиться без учета моратория.

Сайт прокуратуры Хабаровского края

О защите прав субъектов предпринимательской деятельности

Прокуратура Хабаровского края на постоянной основе проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов органов государственной власти края, в том числе, регулирующих правоотношения в сфере осуществления государственного контроля (надзора).

Тематика новости:

Состоялось заседание Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Хабаровского края

Сегодня, 27 декабря 2017 года, в прокуратуре края, под председательством первого заместителя прокурора края Валентина Волкова, состоялось заседание Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса.

Тематика новости:

Прокуратура Хабаровского края отклонила свыше 150 незаконных мероприятий при формировании ежегодного сводного плана проверок юридических лиц и предпринимателей на 2018 год

Прокуратура Хабаровского края в целях исполнения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводит работу по формированию плана проведения плановых проверок на 2018 год.

Читайте так же:  Что такое реструктуризация долга и как ее проводят

В настоящее время контрольно-надзорными органами, осуществляющими деятельность на территории края, предложено для включения в план 2085 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прокуратура стоит на защите прав индивидуальных предпринимателей

По законодательству Российской Федерации все субъекты предпринимательской деятельности должны не только платить налоги, но и осуществлять взносы в различные внебюджетные фонды, такие как Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Нередко платежи в данные фонды по общему объему сопоставимы с налоговыми платежами. При этом в случае несвоевременной оплаты средств в указанные фонды должник несет предусмотренную законом ответственность, против него инициируются судебные разбирательства с передачей впоследствии дела судебным приставам. Зачастую органы государственной власти предъявляют необоснованные требования к предпринимателям.

В июне 2017 года во время всероссийского дня приема предпринимателей к прокурору Тюменской области на личный прием пришла местная предпринимательница и пожаловалась, что у нее налоговой инспекцией были необоснованно списаны 47 тысяч рублей в счет уплаты несуществующей недоимки по страховым взносам. Также налоговики приостановили операции по расчетному счету и ограничили ее в праве пользоваться находящимися на счете денежными средствами. Так как заявительница не могла самостоятельно решить проблему, она вынуждена была обратиться за содействием в органы прокуратуры.

По результатам прокурорской проверки было установлено, что у женщины отсутствовали долги по страховым взносам. Виновником в данной ситуации являлось управление Пенсионного фонда РФ в г. Тюмени. Специалист местного фонда ошибочно начислила и передала информацию о наличии недоимки по уплате страховых взносов в налоговую инспекцию. Напомним, что с начала текущего года налоговая инспекция занимается также администрированием страховых взносов.

По результатам проведенной проверки прокуратурой было направлено представление на имя руководителя управления Пенсионного фонда РФ в г. Тюмени. В итоге только после вмешательства органов прокуратуры у местной предпринимательницы были списаны несуществующие долги по страховым взносам, ей были возвращены незаконно удержанные средства. Должностное лицо пенсионных органов было привлечено к дисциплинарной ответственности за отсутствие надлежащего контроля за подчиненной.

Прокуратура города проводит активную работу по защите прав предпринимателей

Защита прав субъектов предпринимательской деятельности является одним из ключевых направлений работы прокуратуры города.

В первом полугодии 2019 года органами прокуратуры города принимались действенные меры по снижению административного давления на бизнес, пресекались нарушения порядка предоставления государственных услуг. По инициативе прокуратуры приводились в соответствие с действующим законодательством правовые акты, ущемляющие права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществлялся надзор за соблюдением их прав на всех стадиях контрольно-надзорной деятельности.

Особое внимание уделялось взаимодействию с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве и общественными объединениями предпринимателей.

В целях информационного сотрудничества с предпринимательским сообществом прокуратурой города в первом полугодии 2019 года проведено 2 заседания Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса, межведомственной рабочей группы и рабочей группы по защите прав предпринимателей, на которых рассматривались вопросы, волнующие бизнес.

По результатам заседаний выработаны предложения по совершенствованию правоприменительной практики, а также проведению проверочных мероприятий.

Максимально используется потенциал Всероссийского дня приема предпринимателей. В органы прокуратуры во Всероссийский день приема предпринимателей обратилось 27 предпринимателей, принято 14 письменных обращений, которые рассмотрены в установленном порядке. Заявителям даны мотивированные ответы.

После принятия мер прокурорского реагирования нарушения прав предпринимателей устранены в сфере предоставлении им технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Благодаря прокурорскому вмешательству перед хозяйствующими субъектами по государственным контрактам в текущем году погашена задолженность в размере144 млн. рублей.

На контроле органы прокуратуры города держат исполнение вынесенных в пользу предпринимателей судебных актов. При этом если нарушаются права предпринимателя-должника, также обеспечивается их восстановление.

Зоной особого внимания является защита предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всего в отчетном периоде органами прокуратуры города в сфере защиты прав субъектов предпринимательства выявлено 976 нарушений закона, принесено 63 протеста на незаконные правовые акты, 56 приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства, в целях устранения нарушений внесено 345 представлений, по результатам их рассмотрения 230 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, по постановлению прокурора в административном порядке наказано 128 лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона 16 лиц, по постановлениям прокурора, направленным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 2 уголовных дела.

Источники


  1. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.

  2. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
  5. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
Прокуратура стоит на защите прав индивидуальных предпринимателей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here