Процедура банкротства юрлиц может пополниться реструктуризацией долгов

Важные аспекты на тему: "Процедура банкротства юрлиц может пополниться реструктуризацией долгов" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Реструктуризация долга при банкротстве физического лица

Первым этапом банкротства гражданина является реструктуризация задолженностей. Обычно она назначается финуправляющим по умолчанию, вне зависимости от финансовых возможностей должника и стабильности его доходов. И чтобы реструктуризация долга при банкротстве физического лица не стала для банкрота неприятной неожиданностью, стоит детально ознакомиться с её особенностями, правилами проведения, преимуществами, а также со способами ее избежать.

В каких случаях назначают реструктуризации долгов

Чтобы судом была введена процедура реструктуризации долгов, необходимо соблюдение ряда условий:

  • у банкрота должен иметься стабильный источник доходов;
  • должник не признавался банкротом за последние 5 лет или в отношении его не вводилась процедура реструктуризации в течение последних 8 лет;
  • размеров доходов должника достаточно для формирования графика платежей длительностью до 3 лет, исполнение которого позволит удовлетворить большую часть требований кредиторов;

Дополнительно стоит отметить, что реструктуризация задолженности в ходе банкротства гражданина вводится, только если одной из сторон не было подано ходатайство о пропуске этой процедуры и введении реализации имущества.

Что представляет собой реструктуризация

Реструктуризация долга при банкротстве физлица — одна из двух проводимых финансовым управляющим процедур. Величина его вознаграждения за ее проведение составляет 25 тысяч рублей — оплачивается оно банкротом при подаче заявление или до первого судебного заседания, плюс 7% от размера погашенных кредиторских требований (выплачивают по окончании процедуры из полученных средств).
Вкратце рассмотрим, что такое реструктуризация долгов и что в нее входит:

  1. Суть реструктуризации заключается в погашении задолженностей перед кредиторами путем ежемесячного внесения средств согласно разработанному графику.
  2. При исполнении требований плана должник избавляется от долгов, сохраняя все свое имущество.
  3. При невыполнении банкротом условий плана вводится процедура реализации имущества.
  4. Срок реструктуризации долга может составлять не более 3 лет, сам план рассчитывается с учетом доходов должника, размера требований кредиторов и их количества.
  5. Стороны могут обжаловать разработанный план и представить на рассмотрение свой график.

Реструктуризация при банкротстве завершается и при частичном выполнении банкротом требований плана. Остальная часть задолженности гражданина перед кредиторами будет просто списана.

Как проводится реструктуризация

Ответственность за проведение процедуры реструктуризации долга гражданина возлагается на финуправляющего. В рамках исполнения своих обязанностей он должен:

  • публиковать сообщения о банкротстве гражданина с ЕФРСБ и газету Коммерсант;
  • обеспечить письменное уведомление кредиторов в 15-дневный срок о введении процедуры реструктуризации задолженностей;
  • принять от гражданина управление всеми его средствами и имуществом, включая банковские карты;
  • разработать удовлетворяющие интересы сторон и самого должника план реструктуризация долга, представить его для ознакомления на собрании кредиторов;
  • при необходимости внести изменения в план или представить возражения относительно предлагаемых сторонами изменений;
  • утвердить план реструктуризации в суде, затем контролировать его исполнение гражданином;
  • за месяц до окончания плана подготовить отчет и представить его на рассмотрение в суд.

ФЗ о банкротстве №127-ФЗ строго определяет условия и порядок проведения реструктуризации задолженностей. Любое несоответствие или неисполнение финуправляющим своих обязанностей может быть обжаловано в суде. В зависимости от серьезности нарушения, предусмотрена дисквалификация и повторное назначение ответственного лица.

Отличия судебной и банковской реструктуризации

В отличие от предоставляемой банками реструктуризации, являющейся ничем иным, как разновидностью рефинансирования кредита, судебная процедура гораздо выгоднее для должника. Так, реструктуризация долга через суд обладает следующими преимуществами:

  • процентная ставка установлена на уровне ставки рефинансирования ЦБ, в то время как банки при предоставлении реструктуризации придерживаются стандартных процентов или даже вводят повышенную ставку;
  • при банковской реструктуризации требования к заемщику аналогичны, что и при оформлении займа. При реструктуризации в ходе процедуры банкротства физических лиц к должнику предъявляет только одно требование — наличие стабильного источника дохода;
  • длительность судебной реструктуризации при банкротстве не может превышать 3 лет. У банков этот срок не ограничен;
  • банковская реструктуризация вводится только в отношении одного кредита, выданного этим же банком. Реструктуризация долгов в ходе банкротства физических лиц затрагивает задолженности перед всеми кредиторами гражданина: банками, физическими и юридическими лицами, государственными органами.

Также стоит отметить, что банки выдают решения о реструктуризации долга по своему усмотрению. Что касается судебной процедуры, то в этом случае право на применение реструктуризации долгов закреплено за гражданином на основании Закона о банкротстве.
Узнать больше о порядке проведения реструктуризации задолженностей и что это такое, а также получить профессиональную поддержку кредитных юристов на любом этапе банкротства можно, позвонив по телефону или оставив нам заявку на обратный звонок специалиста.

В банкротстве юрлиц может появиться новая процедура – реструктуризация долгов

Creativa Images / Shutterstock.com

На состоявшемся вчера заседании правительства был рассмотрен и одобрен 1 подготовленный Минэкономразвития России законопроект, предусматривающий введение новой реабилитационной процедуры в делах о банкротстве юрлиц. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте кабмина.

Так, сообщается, что в случае одобрения инициативы у должников – юрлица и кредитора появится возможность ходатайствовать перед судом не только о признании должника банкротом, но и о введении специальной процедуры, которая не предусматривает конкурсного производства – процедуры реструктуризации долгов. Сейчас Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» такая процедура не предусмотрена.

Изменения предполагают, что должник в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов будет обязан предложить план мероприятий по устранению всей неурегулированной задолженности. При этом право предложить свой план также предоставляется конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю должника, представителю работников должника и третьим лицам, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления.

Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником, в том числе:

  • сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и других органов управления должника, с условием их обязательного предварительного согласования с кредиторами;
  • возложение полномочий руководителя на антикризисного управляющего или переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и других органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;
  • образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается его учредителями, а другой – собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними.
Читайте так же:  Как произвести раздел имущества при разводе 10 полезных советов

Может ли пристав ограничить выезд за границу до истечения срока, который отведен должнику на погашение задолженности? Узнайте из материала «Запрет на выезд в связи с уклонением от исполнения судебного решения» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Срок реализации плана ограничен четырьмя годами со дня утверждения судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года.

Правительство подчеркивает, что принятие законопроекта позволит минимизировать текущие расходы за счет конкурсной массы должника в ходе дела о банкротстве.

Также законопроектом предусматривается возможность открытия процедуры конкурсного производства, минуя процедуру наблюдения и ряд других изменений. Разработчик законопроекта отмечает, что такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

[3]

Документ будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

ЮРЛИЦАМ РАЗРЕШАТ ПРОВОДИТЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЮ ПРИ БАНКРОТСТВЕ

Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовал принять в первом чтении законопроект, предусматривающий введение новой реабилитационной процедуры в банкротстве компаний, реструктуризации долгов, и включить этот вопрос в проект порядка работы Госдумы на 13 декабря 2017 года.

Председатель комитета, Николай Николаев, предложил поддержать законопроект, поскольку он направлен на то, чтобы процедура банкротства не отнимала последнюю надежду у предприятия. При этом, по его словам, предстоит серьезно поработать над законопроектом ко второму чтению.

«Мы категорически за введение новых процедур финансового оздоровления», — подчеркнул начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Константин Чекмышев.

По словам представителя ФНС России, нужно доработать законопроект с точки зрения мотивации самих должников входить в процедуру финансового оздоровления, а не входить намеренно в банкротство для получения налоговых преимуществ. Также необходимо устранить влияние на процедуру аффилированных с должником лиц, в том числе на процедуру назначения арбитражных управляющих, отметил К.Чекмышев.

Законопроект предусматривает возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

Если из представленного должником отзыва очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, то в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. «Этот подход направлен на сокращение сроков и издержек в деле о банкротстве», — прокомментировала врио директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерина Сороковая.

Согласно документу, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов. Конкурсные кредиторы, уполномоченный орган и антикризисный управляющий вправе предложить свой план реструктуризации в течение этого же срока, сообщила Екатерина Сороковая.

План разрабатывается в целях удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности должника, при этом под восстановлением платежеспособности понимается отсутствие по окончании процедуры реструктуризации долгов не урегулированной в соответствии с планом задолженности.

По словам Екатерины Сороковой, планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником, в том числе сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителей должника за учредителями должника с обязательным согласованием таких решений с собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

«Смысл новой процедуры в том, чтобы должник и кредиторы договаривались в процедуре об условиях реструктуризации», — отметил замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Михаил Бештоев.

Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года.

Новая процедура не дает выигрыш в сроках, считает исполнительный директор Союза Электронных Торговых Площадок Игорь Липкин. Недобросовестный должник может, наоборот, затягивать сроки, пользуясь этой процедурой, считает он.

Николай Николаев согласился с предложением рассчитать пошагово сроки в новой процедуре. Он также предложил, при работе над законопроектом ко второму чтению, обратить внимание на вопрос оздоровления проблемных застройщиков, поскольку тема актуальна для дольщиков.

Директор проектов управления по работе с проблемными активами Сбербанка Евгений Акимов напомнил о необходимости поправить неэффективную процедуру торгов. «Мы теряем 3-6 месяцев на первые и вторые торги, которые заканчиваются ничем, а имущество теряет свою стоимость», — отметил он. По словам представителя Сбербанка, благодаря совершенствованию торгов, будет решаться вопрос реабилитации бизнеса, поскольку бизнес будет сохранен, а неэффективный собственник будет сменен на эффективного.

Copyright © 1989 — 2017 Интерфакс
Все права защищены
Использованы материалы Новостной ленты «Интерфакс»

Одно лечим – другое калечим. Критический обзор законопроекта о реструктуризации долгов юридических лиц

Генеральный директор юридического агентства «Михаил Архангел»

специально для ГАРАНТ.РУ

Финансовое оздоровление предприятий – один из трендов развития законодательства о банкротстве в последнее время. Многие выражают недовольство по поводу введения конкурсного производства в отношении абсолютного большинства должников-юрлиц. Правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» (далее – законопроект) [есть в распоряжении редакции. – Ред.] призван данную ситуацию исправить. Первая его редакция 1 была воспринята в штыки банковским сообществом, после чего законопроект был в значительной мере переработан.

В целом 200-страничный текст оставляет приятные впечатления. Однако наибольшее внимание привлекает не сама по себе процедура реструктуризации долгов, относительно перспектив которой имеются серьезные сомнения, а изменения в общие правила проведения процедуры банкротства – они, так или иначе, затронут все процедуры.

В законопроекте реализовано немало прогрессивных идей, например:

введение запрета для заинтересованных по отношению к должнику лицам голосовать на собраниях кредиторов (подп. «а» п. 11 ст. 1 законопроекта);

новый порядок ознакомления конкурсных кредиторов со сведениями и документами по должнику, разграничивающий объем предоставляемой информации в зависимости от размера требований кредитора в реестре и степени заинтересованности по отношению к должнику (п. 17 ст. 1 законопроекта) – впрочем, есть мнение, что предлагаемые поправки в данной части недостаточно конкретизированы, что может привести к неопределенности и злоупотреблениям со стороны кредиторов;

введение упрощенного порядка установления требований кредиторов: при отсутствии спора о наличии и сумме задолженности требования включаются в реестр самим арбитражным управляющим, с возможностью пересмотра решения о включении требования в реестр в течение одного года со дня включения требования в реестр, оптимизация порядка предъявления возражений на требования кредиторов (п. 52 ст. 1 законопроекта);

Читайте так же:  Сроки прописки при продаже и покупке жилья

уточнение нормы о последствиях введения конкурсного производства в части арестов имущества должника: аресты накладываются исключительно в рамках дела о банкротстве, все остальные не подлежат исполнению (подп. «а» п. 65 ст. 1 законопроекта);

появление возможности установления залоговых требований в силу ареста (п. 70 ст. 1 законопроекта).

Законопроект с такими нововведениями можно только приветствовать. Однако не обошлось и без ложки дегтя – причем, ложки довольно-таки увесистой.

Во-первых, предложено полностью заменить систему отстранения арбитражного управляющего: вместо четкой и развитой системы объективных критериев, где основным способом является удовлетворение жалобы конкурсного кредитора и доказанность как минимум вероятности причинения убытков (п. 1 ст. 20.4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее – закон о банкротстве), предложено ввести набор критериев субъективных – грубое нарушение процессуальных обязанностей, утрата доверия суда (п. 18 ст. 1 законопроекта). Критерии, надо сказать, крайне размытые, абстрактные и субъективные – стандарт доказывания при таких нововведениях будет сильно снижен по сравнению с ныне действующим. Процедура отстранения управляющего может быть запущена лишь по инициативе суда, что отнюдь не способствует развитию состязательности в арбитражном процессе в целом и в деле о банкротстве в частности.

Таким образом, судебная дискреция в данном вопросе расширяется до максимума. Суд может сохранять доверие к арбитражному управляющему даже при злостных нарушениях со стороны последнего либо наоборот – посчитать незначительное нарекание грубым. Простор для кумовства и коррупции открывается широчайший. Чем же действующая система не устроила авторов законопроекта – решительно неясно.

При этом отстранение может последовать и за уклонение управляющего от явки в суд, хотя такой обязанности действующее законодательство не содержит, а ст. 59 АПК РФ позволяет вести дела в суде лично или через представителя. Неявка арбитражного управляющего в процесс может быть вызвана необходимостью проведения собрания кредиторов в ином населенном пункте, болезнью, направлением в судебное заседание представителя, наиболее полно владеющего темой конкретного судебного разбирательства, и другими уважительными причинами – например, в Арбитражном суде города Москвы можно провести полдня в ожидании судебного заседания, которое необязательно является насколько существенным, чтобы управляющий приходил туда лично – достаточно и представителя. К тому же арбитражный процесс в значительной мере носит письменный характер. Поэтому столь трепетное отношение авторов законопроекта к явке управляющего в суд представляется совершенно необоснованным.

Но на этом законотворцы не остановились. После закрытия реестра и рассмотрения судом всех требований кредиторов, кредитору мажоритарному предоставляется право немотивированно заменить конкурсного управляющего (п. 66 ст. 1 законопроекта). Все иные кредиторы могут сильно и не пытаться утвердить добросовестного арбитражного управляющего, а последний не будет иметь стимула эффективно стартовать в конкурсном производстве – какой в этом смысл, если придет другой арбитражный управляющий и неизвестно, что натворит? К тому же передача дел, документов, инвентаризация имущества – все это трудозатратные мероприятия, отнюдь не ускоряющие процедуру банкротства.

Во-вторых, достаточно странные поправки предложены в части расходов и вознаграждения арбитражного управляющего. Предлагается прямо-таки запретить превышать лимиты, но вместе с тем – оставить возможность признания судом обоснованными и утверждения сверхлимитых расходов (подп. «б», «в», «е» п. 19 ст. 1 законопроекта).

Совсем недавно Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разграничил расходы на процедуру и текущую деятельность должника – теперь данную норму предложено отменить, что последовательностью законотворцев не характеризует (подп. «а» п. 19 ст. 1 законопроекта). А учитывая, что лимиты достаточно смехотворны, фактически потребуется утверждать в суде каждую хозяйственную операцию – независимо от того, есть спор по данному поводу или нет. Чем законотворцам не угодила нынешняя система – проверять текущие расходы лишь при наличии спора по данному поводу, совершенно неясно – тем более, что в части установления требований бесспорные ситуации как раз таки исключают из ведения суда, снижая нагрузку на судебную систему, а здесь же наоборот – повышают.

Более того, подп. «г» п. 19 ст. 1 законопроекта предложено ограничить расходы суммой в размере 50 тыс. руб, если должник вправе не вести бухучет в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», хотя как связан бухучет и перечень мероприятий в процедурах банкротства – доподлинно неизвестно. Фактически данная норма применима лишь к индивидуальным предпринимателям, которые сегодня проходят процедуру банкротства по правилам, предусмотренным для физических лиц, в связи с чем не исключена коллизия предложенной нормы с ныне действующим п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве.

В довершение данной темы предлагается отменить процентное вознаграждение временного управляющего от слова «совсем». Если раньше сложность проведения процедуры наблюдения как-никак увязывалась с размером вознаграждения, теперь же и вознаграждение за банкротство ларька и за банкротство сталелитейного завода идентичны. В условиях повышения сложности процедур, организационной и финансовой нагрузки на арбитражного управляющего такого рода предложения способствуют лишь вымыванию профессионалов из сферы банкротства.

В-третьих, предлагается передать полномочия арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций организациям, соответствующим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации – то есть неким структурам по типу Агентства по страхованию вкладов (АСВ) (п. 97 ст. 1 законопроекта). Между тем, принятие такого стратегического решения едва ли возможно без анализа эффективности деятельности АСВ как первой такого рода организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомню, что организации подобного рода не являются субъектом ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Судебные акты о привлечении, например, АСВ к административной ответственности мною не были обнаружены, тогда как деятельность арбитражных управляющих подвергается детальному анализу со стороны проверяющих органов с возможным наступлением санкций в виде штрафов и дисквалификации. Таким образом, вопрос эффективности государственного контроля за деятельностью такого рода организаций, равно как и возможности взыскания убытков за неправомерные действия, весьма и весьма актуален.

Читайте так же:  Как проверить себя в черном списке фмс россии

Таким образом, считаю, что принятие решения о передаче полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций специализированным организациям явно преждевременно.

В целом необходимо отметить, что законопроект весьма неплох, однако все еще требует значительной доработки.

Банкротство юридических лиц – правила меняются

Руководитель проекта БАНКРОТЧИК.РФ

специально для ГАРАНТ.РУ

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона).

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2012 г. по делу № А57-8608/2012). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. «б» п. 3 ст. 1 Закона).

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать «своего» арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для обычных организаций и с 500 тыс. до 1 млн руб. – для стратегических предприятий и естественных монополий (п. 2, п. 38-39 ст. 1 Закона).

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст. 1 Закона). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника «лояльного» арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием «нужного» арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09), сейчас же это требование закрепили в законе.

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (п. 31 ст. 1 Закона). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (ст. 2 Закона). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (п. 7 ст. 1 Закона). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно (п. 26 ст. 1 закона).

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (подп. «а» п. 10 ст. 1 Закона). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 (п. 2. ст. 25.1, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции (подп. «б» п. 10 ст. 1 Закона) – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2014 г № ВАС-4133/14 по делу № А46-9412/2013, Определение ВАС РФ от 15 июля 2013 г. № ВАС-8816/13 по делу № А27-9799/2012), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Читайте так же:  С какой зарплаты не берется подоходный налог

Арбитражный суд Псковской области

Реструктуризация долгов гражданина

Реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, в целях восстановления платежеспособности гражданина и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Проект плана реструктуризации может быть подготовлен самим должником, а также кредиторами или уполномоченным органом. Проект плана реструктуризации долгов подлежит направлению финансовому управляющему и последующему рассмотрению собранием кредиторов (213.12 Закона о банкротстве).

Согласно статье 213.13 Закона о банкротстве, план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:

  • гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
  • гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
  • план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица.

Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года (ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Согласно статье 213.17 Закона о банкротстве, в случае одобрения плана реструктуризации долгов собранием кредиторов, план подлежит утверждению арбитражным судом после того как должником будут удовлетворены:

  • требования по текущим обязательствам (долги, возникшие после возбуждения дела о банкротстве должника),
  • требования перед кредиторами первой и второй очереди, которые включены в реестр требований кредиторов (в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору)

В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

Последствия утверждения плана реструктуризации долгов:

В случае погашения должником задолженности, предусмотренной планом реструктуризации долгов, суд выносит определение о завершении реструктуризации долгов.

Кредитор в процедуре несостоятельности

Взыскание долга — процедура продолжительная и непредсказуемая по последствиям. Возвращение денег и имущества может растянуться на неопределенный срок. Наиболее действенным методом взыскания является инициирование кредитующим лицом процедуры банкротства. Помимо должника, в процессе участвуют:

  1. арбитражный управляющий;
  2. суд;
  3. представители власти;
  4. кредиторы.

Целью заимодавца является удовлетворение имущественных требований.

Роль участия кредиторов в деле о банкротстве

Институт банкротства предоставляет в распоряжение роли кредитора инструменты, позволяющие максимально эффективно воздействовать на должника.

  • Заявление в арбитражный суд. Порой факта подачи заявления бывает достаточно, чтобы «подстегнуть» должника. Фактором, влияющим на степень возможного участия лица в деле, является срок подачи заявления.
  • Доступ к финансовому анализу. В распоряжение кредитора поступают отчеты арбитражного управляющего, результаты инвентаризации, заключения специалистов. На основании этой информации заимодавец может сделать выводы о финансовом положении оказавшегося несостоятельным партнера.
  • Влияние на распределение имущества должника путем реализации права голосовать на собрании кредиторов.
  • Выбор арбитражного управляющего.
  • Контроль за действиями арбитражного управляющего. Собрание имеет право ходатайствовать о замене управляющего.

Комитет кредитующих лиц в деле о несостоятельности

Комитет кредиторов в банкротстве формируется в ходе собрания. Комитет должен обязательно образовываться, если количество субъектов достигает 50. Собрание определяет количественный состав комитета, его компетенцию, принимает важные решения. Количество членов комитета — 3-11 включительно.

Права комитета кредиторов:

  • Подача жалобы в арбитраж на управляющего.
  • Созыв собрания.
  • Получение от управляющего информации о финансовых делах должника.
  • Рекомендации собранию об отстранении арбитражного управляющего при ненадлежащим выполнении последним своих обязанностей.

Права заимодавцев

Конечной целью процедуры банкротства является выполнение должником финансовых обязательств.
Помимо граждан и предприятий, в роли кредиторов могут выступать уполномоченные государством, муниципальными организациями или субъектами федераций органы. Как участники процесса выступают также внебюджетные фонды и налоговая служба. Уполномоченные организации не входят в число обладающих приоритетным положением конкурсных кредиторов.

[2]

Согласно 2 ст. закона «О несостоятельности», существует два типа кредиторов. Первый тип — это «обычные» лица, желающие вернуть свои долги, второй — конкурсные кредиторы. Последние обладают приоритетным положением. Заявления этих лиц являются достаточным основанием и поводом для инициирования процедуры банкротства. Конкурсные кредиторы могут голосовать на собраниях. Они принимают решения, способные влиять на исход процесса и последующее распределение имущества должника.

Обязательства кредитора

Бывают случаи, когда работа арбитражного управляющего оплачивается только кредитором. Речь идет о той ситуации, когда у обанкротившегося должника нет средств на то, чтобы заплатить арбитражному управляющему и компенсировать его расходы. По закону обязательства по расходам в непогашенной за счет распределения имущества должника части относятся на лицо, инициировавшее начало производства.

Читайте так же:  Договор о материальной ответственности за стройплощадку

Условия возникновения обязательств кредитора в банкротсве:

  1. Наличие отчета о финансовом положении ответчика. Данный отчет составляется временным управляющим. Документ должен содержать информацию о том, может ли ответчик оплатить судебные издержки и выплатить вознаграждение управляющему. Отчет составляется до начала открытия производства.
  2. Если должник не сможет погасить расходы, назначается судебное заседание. В ходе заседания сторонам предлагается взять на себя материальные издержки. Основанием для возникновения материальных обязательств является письменное согласие (с указанием суммы) участвующих в деле лиц на возмещение означенными лицами расходов по делопроизводству.

Требования заимодавцев в банкротстве

Арбитражный суд инициирует процесс включения требований кредиторов в специальный документ — реестр требований. По закону включение заявлений в реестр является обязательным, если иски были поданы в установленное время. Исключение делается, когда дело касается требований о получении заработной платы, причитающейся по заключенному с ответчиком трудовому договору. В этом случае инициатором является арбитражный управляющий.

К заявлению должны прилагаться доказательства: уведомление о вручении должнику иска, расчет суммы задолженности и другие документы. Подтверждающие документы включаются в обязательном порядке, их отсутствие может стать поводом к отказу в начале производства. Иски юридического лица подписываются руководителем предприятия. Полномочия руководителя должны быть подтверждены документально. Поступившие от физического лица документы подписываются гражданином либо его представителем.

Если заявление составлено верно и присутствует весь перечень необходимых доказательств, суд принимает документ к производству. В противном случае иск в реестр не включается до исправления ошибок.

Обязанности кредитора в деле о несостоятельности

Кредиторы обладают и правами, и обязанностями. В обязанность вменяется контроль за работой арбитражного управляющего. Собрание кредиторов может и должно следить за тем, чтобы управляющий действовал эффективно и в рамках закона. В случае обнаружения неправомерных действий или необоснованного бездействия собрание может инициировать вопрос о его замене.

Заинтересованные стороны обязаны ходатайствовать о разъяснениях принимаемых судом решений. Поскольку заимодавцы прямо заинтересованы в положительном исходе, они должны принимать участие в процессе и вникать во все возникающие законодательные нюансы. Именно кредиторы обязаны предъявлять арбитражному суду доказательства задолженности должника. Невыполненные обязательства должны подтверждаться соответствующими документами — неоплаченными счетами, договорами, расписками.

Конкурсный кредитор

Конкурсный кредитор обладает приоритетными правами. Это лицо может влиять на ход ведения дела о банкротстве. Права субъектов позволяют им подавать ходатайства по ходу суда и голосовать о принятии важных для всех сторон решений. Для сравнения, обычный истец может быть участником дела, но не может влиять на положение дел. Конкурсным кредитором признается лицо, обладающее документально подтвержденными доказательствами обязательств должника и подавшее требования в предусмотренный законом срок.

Под это определение не подпадают следующие лица:

  • Уполномоченные организации.
  • Привилегированные субъекты. Это граждане, предъявляющие требования по выплате гонорара, а также лица, требующие от должника компенсации причиненного здоровью или жизни ущерба.
  • Учредители предприятия должника.

Как член собрания конкурсный кредитор имеет право:

  • Принимать непосредственное участие в назначенной арбитражем процедуре наблюдения.
  • Участвовать в организации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния должника.
  • Осуществлять контроль за работой арбитражного управляющего.

Залоговый заимодавец в процедуре несостоятельности

Закон дает залоговым кредиторам преимущественные права по сравнению с другими кредитующими лицами. Речь идет о лицах, имеющих право на удовлетворение материальных требований из стоимости имущества, заложенного должником. В ходе производства залогодержатель приобретает особые, исключительные права при распределении имущества.

Законом установлено четкое распределение средств, полученных после реализации заложенного имущества:

  1. 70% стоимости залогового имущества идет на погашение иска залогового кредитора ( в рамках залоговых обязательств) .
  2. 20% от стоимости продажи залогового имущества идет на удовлетворение требований остальных субъектов процесса.
  3. Из остальной суммы выплачивается вознаграждение арбитражному управляющему и погашаются судебные издержки.

Представление интересов кредитора в деле о банкротстве

Когда начинается дело о банкротстве, в желающих получить причитающиеся средства недостатка не бывает. Гарантировать обеспечение законных требований может только юридически грамотный представитель. Представитель не только посещает заседания суда, он может повлиять на ход производства и значительно увеличить шансы истца на полное удовлетворение материальных требований. В институте банкротства представление интересов кредитора включает целый комплекс мероприятий:

  • Анализ обоснованности требований.
  • Подготовка требований.
  • Составление мирового соглашения.
  • Контроль за внесением требований в реестр.
  • Отправка требований всем заинтересованным сторонам: суду, должнику, управляющему.
  • Контроль за конкурсным процессом.
  • Представление кредитора в собрании.
  • Контроль над должником, предупреждающие действия при выводе имущества из компании.
  • При необходимости — обжалование решения арбитражного суда.

Особенности кредитующих лиц в процедуре несостоятельности

Процедура банкротства в отношении недобросовестного должника начинается в тот момент, когда суд принимает исковое заявление кредитора Наступает особый правовой режим. Цель этого режима заключается в удовлетворении требований всех заинтересованных сторон. В этом смысле большое значение имеют сроки подачи заявлений.

Статус истца напрямую зависит от срока подачи требований. Заявление можно подать в ходе наблюдения. Отсчет времени начинается в момент опубликования извещения о начале процедуры наблюдения. Требования, поданные в 30-дневный срок от начала первой процедуры банкротства, включаются в реестр арбитражным управляющим. На основании включенных в реестр требований определяются обладающие особыми правами конкурсные кредиторы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также заявление кредитора можно подать в период конкурсного производства. Производство длится в течение двух месяцев со дня выхода публикации с извещением о признании несостоятельности должника. Заимодавец, подавший заявление в этот период, не получает приоритетный статус и не влияет на ход дела.

Источники


  1. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.

  2. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  3. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
  4. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
  5. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.
Процедура банкротства юрлиц может пополниться реструктуризацией долгов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here