Социальное наследование биологические предпосылки

Важные аспекты на тему: "Социальное наследование биологические предпосылки" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Социальное наследование: биологические предпосылки

Что же такое социальное наследование?

Уникальность человека очевидна. Все попытки обучить обезьян мышлению и языку не дают результатов. Многочисленные исследования не обнаружили у них сознания. Даже когда обезьяну в возрасте трех дней забирали от матери и на протяжении ряда лет воспитывали как ребенка человека и вместе с ним, результаты были отрицательными. Эти данные еще раз подтвердили, что сознание — это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Животные, в том числе и приматы, по своему поведению и деятельности находятся как бы «внутри» природы, не выделяют себя из нее.

Но, быть может, отличие человека от животных в первую очередь в том и состоит, что сознание заложено у него в наследственности, еще до рождения, до общения с внешней средой? Вопрос этот волновал не одно поколение исследователей. Однако наблюдения подтвердили, что ребенок после рождения, если он силой обстоятельств лишился участия в общественно-практической деятельности, так же, как и любое дикое млекопитающее, не обладает сознанием и речью. Имеется немало хорошо документированных сведений о сотнях подобных случаев. Ведь «диких детей» находили немало: мальчика около Ганновера в 1723 году, мальчика из Авиньона во Франции в 1799 году, двух девочек — Амалу и Камалу в Индии в 1920 году.

В XVI столетии император Индии Абкар изолировал группу детей после рождения, чтобы выяснить, способны ли они без общения с людьми научиться говорить. Он убедился, что, будучи нормальными при рождении и хорошо физически развиваясь, эти дети говорить не умели.

С другой стороны, известны интересные работы со слепоглухими от рождения детьми по методу И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова. Эти работы были удостоены Государственной премии за 1980 год. Слепоглухие дети лишены слуха и зрения — органов, обеспечивающих общение ребенка с людьми в их общественно-практической деятельности. Слепоглухие дети в прошлом всегда оставались на уровне животного существования. Они не имели сознания, не умели говорить, не были способны к целенаправленному труду. Что же им мешало? Соколянский и Мещеряков доказали, что эта помеха состояла в отсутствии у них общественной практики. Для воспитания слепоглухих детей учеными был разработан метод подачи общественной информации в условиях совместно-разделенной деятельности, что вовлекло детей в общение с людьми, в общественно-историческую практику. Результатом этого было развитие у слепоглухих детей сознания, речи, творчества.

Эти факты показали, что сознание, мышление, речь, способность к целенаправленному труду, творчество не могут возникать из чисто биологического функционирования организма человека и его мозга. Сознание, все человеческие особенности возникают только в условиях общественно-практической деятельности, во взаимодействии с людьми.

Новейшие открытия в биологии и генетике должны были доказать и доказали, что человек только после рождения приобретает категорию надбиологического. При наличии всех свойственных ему биологических особенностей, и в том числе нормального мозга, надбиологическое в человеке само по себе не возникает. Стало ясно, что сознание как таковое не заложено в генах, оно появляется в индивидуальном развитии под влиянием общественной практики путем восприятия каждым последующим поколением всего того, что было накоплено предыдущими в области духовной и материальной культуры. Этот тип надбиологического наследования в человеке получил название социальной наследственности. Содержание социального наследования обогащалось и изменялось в разные периоды и у каждого отдельного поколения была, естественно, своя социальная программа.

Все новое о социальном наследовании до сих пор в штыки принимается некоторыми специалистами. Такое положение вполне понятно, ибо в современном мире теория социального наследования вновь, с позиций биологии и генетики, высоко поднимает марксистско-ленинское учение о человеке как о части природы и вместе с тем продукте истории.

Восприятие культуры путем обучения в каждом поколении — это сегодня очевидный факт. Он был хорошо понят многими известными учеными как прошлого века, так и настоящего времени. Однако учение о социальной наследственности и о социальных программах принципиально отличается от ранее предложенных представлений о культурной традиции, сигнальной наследственности и от других аналогичных взглядов. Дело в том, что социальное не просто сопровождало историю человека в виде культурной традиции, а формировало его дальнейшую биологическую эволюцию. Для современных людей влияние социальной программы — начало, активно используемое каждым человеком при формировании его личности. Более того, социальная наследственность — это движущая сила, отражающая в сознании уровень развития производительных сил и этим входящая в механизм процесса общественно-исторического развития человечества.

Материальным носителем социального наследования, содержащим нужные предпосылки для отражения всего богатства духовной и материальной культуры, служит человек, и в первую очередь его мозг. На основе исторического опыта, социальной программы в мозгу творчески строится образ, согласно которому человек действует. Социальная программа — отражение в индивидуальном сознании человека общественно-исторического опыта, приобретенного человечеством в процессе материального производства.

Содержание социальной программы в условиях классового общества всегда носит классовый характер, поскольку оно индивидуализируется сознанием. Человек не получает от рождения готовой социальной программы, она формируется в нем после его рождения посредством восприятия всего мира человеческих отношений, в которые он вступает по мере своего становления. Вместе с социальной программой появляются личностные особенности. Развитие человеческих свойств в индивидуальном становлении идет на основе социальных программ, оно вышло за пределы биологического контроля. Вся сознательная поведенческая активность человека, диктуемая его мировоззрением, основана на общественно-историческом опыте и поэтому совершается под контролем социальной программы.

Поведение человека — сложная категория, в которую включаются, кроме целеполагания, также воля, творчество, эмоциональная сфера. В связи с этим для индивидуальной специфики поведенческих реакций определенное значение имеют особенности биологии человека. Ведь в них заложены основы ней родинамических механизмов двигательных реакций темперамента, характера, нормальных процессов мышления и тому подобное.

Читайте так же:  Кому пишут жалобу на диллерский автосервис

Необходимо отметить, однако, что в индивидуальном развитии человека все биологические механизмы нормальных и даже патологических процессов, связанных с проявлением элементарных поведенческих реакций, опосредуются социальными условиями по многоканальным связям с внешней средой.

При таком толковании категория социального наследования выступает как важнейший элемент качественной специфики существования и прогресса человечества.

Валеология

наследование оздоровительных влияний

физической культуры и спорта

Основным механизмом, обеспечивающим передачу оздоровительного влияния физической культуры и спорта потомству, являются программы социального наследования, позволяющие ребенку воспринимать и усваивать опыт и культуру родителей и общества. Такие специфические особенности онтогенеза человека, как длительный, поразительно «открытый» внешним влияниям период детства, а также резистентность организма, проявляющаяся в виде крайней пластичности функций и структур, высоких потенциальных возможностей моторики организма, позволяют обеспечить с высочайшей эффективностью усвоение физической культуры за счет механизма социального наследования.

Освоение двигательных умений и навыков детям облегчают две основные формы организации двигательной активности — игра и соревнование. При довольно-таки значительных различиях им присуща общая особенность влия-

Телесное здоровье человека: физкультура и спорт, здоровье и его резервы

ния — идентификация, облегчающая на психологическом уровне «вхождение» в каждую социальную роль с определенными, свойственными только ей двигательными действиями. Уходящая своими корнями в доисторический этап развития человечества игра имеет исключительное значение для освоения детьми жизненно необходимых движений и форм коллективной деятельности (К.

В этом отношении заслуживает внимания зрелищная сторона соревнований. Социальные и психологические влияния в значительной мере реализуются благодаря эффектам персонификации и идентификации. Зритель в предельно яркой, впечатляющей форме — в конкретном спортсмене — видит преобразовательное влияние спортивных занятий на организм. Вот почему спортивные состязания могут рассматриваться как эффективная социально-биологическая предпосылка к успешному освоению физической культуры и спорта, как эффективный механизм социального наследования двигательных способностей человечества.

Культура физического здоровья

Любая особенность поведения, образа жизни, помогающая организму справиться с условиями внешней среды, оказывается адаптивной и сохраняется естественным отбором, так как повышает выживаемость особи и ее потомков. Именно такую роль играет активное приобщение к физической культуре, способствующей сохранению и умножению в популяции числа организмов с теми многообразными свойствами, которые обеспечивают высокие двигательные способности. Это, естественно, приводит к изменению частоты отдельных генов в популяции и является важнейшим признаком процесса эволюции данной популяции.

Ясно, что приобретенный адаптивный признак не изменяет наследственную информацию и поэтому не передается прямому потомку, не ограничивает каждого из них в выборе пути приспособления. Однако имея определенное адаптивное значение, приобретенный признак сказывается на жизнеспособности родителей и создает для них преимущественные условия для выживания и воспроизведения.

Так как объектом влияния естественного отбора являются фенотипы, а изменения генотипов во всем генофонде популяции — лишь следствие данного влияния, то можно понять, каким образом ненаследственные изменения отдельных организмов преобразуются в наследственность популяции, повышая ее адаптивные способности к влияниям, которые вызывают у родителей лишь приобретенные, фенотипические признаки. Именно таким путем реализуется воздействие занятий физическими упражнениями и спортом, повышающих за счет фенотипических адаптации приспособленность отдельных индивидов, чьи генотипы приобретают преимущественные условия для распространения в генофонде популяции и, таким образом, изменяют ее наследственность.

Однако только ли к этому фактору — генетически детерминированной наследственности — сводится механизм наследования спортивной одаренности? В последние годы накапливается все больше факторов, указывающих, что внешние условия не только обнаруживают результат заранее предопределенной «игры генов», но и выполняют гораздо более активную роль — фактора, в определенной мере формирующего передаваемую по наследству одаренность. Таким фактором является, по-видимому, механизм фенотипических модификаций, то есть глубоких перестроек морфофункци-ональной организации, всецело зависящих от внешних влияний и не имеющих наследственного значения. Эти перестройки могут глубоко изменять организм, причем происходящие перемены проявляются и у потомства. Что же касается выраженности этих модификаций, то, ограничиваясь лишь фенотипом и не проникая в механизм передачи наследственной информации, нужно иметь в виду, что преобразовательный эффект их настолько велик, что может обусловить неизмеримо более значительные преобразова-

Телесное здоровье человека: физкультура и спорт, здоровье и его резервы

[1]

ния в течение жизни одного поколения, чем самый «интенсивный отбор наследственных изменений на протяжении существования многих сотен поколений».

Понимание социально-биологического наследования оздоровительных эффектов физической культуры и спорта имеет для переориентации общественного сознания в области физической культуры особое значение, позволяя рассматривать действие занятий физическими упражнениями на организм не как временное, преходящее влияние, а как крупномасштабный и длительный эффект, благотворными результатами которого пользуется не только занимающийся, но и его дети, потомство.

НАСЛЕДОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
ДУБИНИН Н. П.

В статье известного генетика ученика и последователя Н.И. Вавилова, директора Института общей генетики АН СССР Н. П. Дубинина даются квалифицированные ответы на вопросы о существовании наследственных программ развития способностей человека и наличии на период публикации статьи генетических доказательств биологического наследования высших психических функций.

Печатается по изданию: ж-л «Коммунист». 1980 г. № 11. С. 62-74.

Институт цитологии и генетики СО РАН был организован в числе первых 10 институтов в 1957 г. Директором-организатором Института до осени 1959 г. был академик Н.П. Дубинин , который определил основные направления и пригласил первых заведующих лабораториями.

Концепция социального наследования показала необходимость пересмотра ряда ходячих представлений. Среди них в первую очередь — о «генетике» высших психических функций (другими словами, о «генетике» собственно духовного мира человека). Если обратиться к такой черте человека, как интеллект, то некоторые считают, что, поскольку структура мозга так же изменчива, как и всякая другая, то аналогично умные и глупые люди должны по генам различаться между собой, как они отличаются друг от друга формой носа, цветом глаз и т.д.
Да, телесные различия людей обусловлены Мутация генов

— изменение неких вымышленных материальных носителей наследственности — генов, определяющее якобы новообразование признаков и свойств организма.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»> мутациями генов . Это доказано и не вызывает сомнений. Было сделано немало попыток доказать, что и вариации интеллекта имеют под собой генетическую обусловленность. Это удалось лишь для случаев некомпенсируемых поражений мозга. Множество психических заболеваний стало предметом изучения клинической генетики, ибо в этих случаях при порче генетической программы, действительно, нарушается структура мозга.
Однако, когда мы обращаемся к вариациям интеллекта в пределах нормы мозга, картина резко меняется. Попытки, длящиеся в течение всего текущего столетия, доказать, что различия нормальных людей по Интеллект — (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций Интеллекта отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание Интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов Интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер), разработавшими понятие инсайта. Подробнее см. Глоссарий.’);» onmouseout=nd(); href=»javascript:void(0);»> интеллекту зависят от «генов интеллектуальности», ничего не дали.

Читайте так же:  Как подать судебный иск правильная пошаговая подача искового заявления в судебную инстанцию

Особую популярность среди таких попыток получило изучение «генетики интеллекта» с помощью психологических тестов. Среди последних особенно известны так называемые коэффициенты интеллектуальности «Ай-кью» (IQ), с помощью которых за рубежом стали оценивать эрудицию, способность к аналогиям, память, словарный запас и т.д.
Но эти коэффициенты мало что дают для оценки интеллекта в целом, не говоря уже о том, что допускают субъективное истолкование, не учитывают характера среды, влиявшей на развитие ребенка. Неудивительно, что, согласно таким тестам, у детей малоимущих классов величина («Ай-кью») оказалась ниже, чем у отпрысков обеспеченных семей; то же самое и у американских негров по сравнению с белыми.

СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот известный российский генетик М. П. Дубинин.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение, что эти качества не наследуются, а приобре­таются- в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в гене­тических программах человека не заложена информация о соци­альном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Ка­ким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 192 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социальное наследование

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его ок­ружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот известный российский генетик М. П. Дубинин.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение, что эти качества не наследуются, а приобре­таются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в гене­тических программах человека не заложена информация о соци­альном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Ка­ким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8441 —

| 8047 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Морфологические предпосылки выхода Homo sapiens в социальную среду. Биологическое наследование человека как один из факторов, обеспечивающих возможность социального развития.

Сравнение последовательностей ДНК показывает, что самыми близкими родственниками человека из ныне живущих видов являются два вида шимпанзе. Филогенетическая линия, с которой связано происхождение современного человека (Homo sapiens) отделилась от других гоминид 6—7 млн лет назад. Другие представители этой линии (главным образом, австралопитеки и ряд видов рода Homo), до настоящего времени не сохранились.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

1. Структурные преобразования мозга

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Увеличение мозговой полости и головного мозга

3. Развитие двуногого передвижения (бипедализм)

4. Развитие хватательной кисти

5. Опущение гортани и подъязычной кости

6. Уменьшение размера клыков

7. Появление менструального цикла

8. Редукция большей части волосяного покрова.

Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.

Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических). Большинство альтернативных гипотез являются достоянием паранауки, и академическая наука их опровергает.

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой человек сохраняет в своих потомках характерные черты вида. Носителями наследственной информации у организмов являются гены.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.)

Читайте так же:  Отпуск по беременности и родам

169. Человеческие расы. Критика расизма, евгеники, социал-дарвинизма. Позитивные аспекты евгеники.

Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее фенотипическое проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.Содержание понятия «раса» более или менее однозначно воспринимается разными исследователями, однако в деталях имеются существенные расхождения; разные школы антропологов выделяли от четырёх до семи основных рас и десятки малых антропологических типов. Единая классификация рас до сих пор отсутствует.

Расизм (как теория) — система фактов о биологической неравнозначности рас.
Расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы[1]. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит своё выражение в политике расовой дискриминации.

Евге́ника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века.

Социа́льный дарвини́зм (социа́л-дарвини́зм) — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленныеЧарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческомобществе.
Одним из известных критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе«Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание.
Позитивные аспекты евгеники

Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект).
В развитых странах на практике растет т. н. генетический груз, как результат сохранения маложизнеспособных особей за счет сокращения числа спонтанных абортов (отсеивающих при естественном процессе беременности часть возникших мутационныхнарушений), в том числе путем перевода беременных в режим «на сохранение» (обычно подразумевается сохранение каждойимеющейся беременности).

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человекасегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.

Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах. Евгенические принципы сегодня частично реализуется в рекомендациях по желательной / нежелательной беременности — пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.

Биологические предпосылки поведенческих девиаций

Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия — та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), им- принтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия: » индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения); » гендерные (половые) различия; » возрастные особенности; » физическую конституцию; » здоровье и выносливость; » состояние и типологические свойства нервной системы.

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение с точки зрения биологических причин, вероятно, появились одними из первых. Первоначально исследователи обращали внимание преимущественно на конституциональные особенности. В XIX в. итальянский врач-психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (1836- 1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Объектами пристального внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе: выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей [9]. Позднее теория Ч.Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной.

Другим ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог Уильям Шелдон. (1898- 1984), который обосновал связь между типами темперамента (и поведения), а также типами соматического строения человека [16, с. 252 — 261]-Три ведущих вида телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный — коррелируют с тремя типами темперамента: висцеротония, соматотония, церебротония. Их сочетание дает конкретный психотип. Например, для соматотонии характерны такие черты, как потребность в удовольствиях, энергичность, стремление к господству и власти, склонность к риску, агрессивность, нечувствительность. Напротив, при церебротонии наблюдаются сдержанность, чувствительность, социофобия, склонность к одиночеству.

Читайте так же:  Оформление патронажа над пожилым человеком

Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.

Этологический подход Конрада Лоренца (1903-1989), развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, — это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных усло-виях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида» [14, с. 6>. Данный инстинкт развился в ходе эволюции как биологически целесообразный. Сила агрессии, по мнению исследователя, зависит от количества накопленной агрессивной энергии и силы специфических стимулов, запускающих агрессивное поведение. У людей в отличие от животных широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, и доказывая это на множестве убедительных примеров, К.Лоренц приходит к следующему выводу: «У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития» [14, с. 37].

[2]

Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно — генетике.

С именами выдающихся ученых XIX в. Фрэнсиса Гальтона (1822 — 1911) и Грегора Менделя (1822 — 1884) связано начало развития психогенетики. В 1865 г. они опубликовали результаты пер-вых исследований в области психогенетики, или евгеники. В последующие годы Ф. Гальтон провел систематическое изучение индивидуальных различий, впервые используя близнецовый и статистический методы [18]. Его работы положили начало многочисленным исследованиям наследственных детерминант интеллекта. Личностные характеристики и поведение изучались в гораздо меньшей степени.

Одним из немногих исключений являются исследования экстраверсии и нейротизма, проведенные во многих странах мира. Например, изучение 15 тыс. пар родственников в Америке, Австралии и Европе (1992) методом поперечных срезов, предпринятое шведским ученым Нэнси Петерсон, позволило сделать два основных вывода: свойства нейротизма и экстраверсии характеризуются генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза; с увеличением возраста показатели наследуемости снижа-ются (особенно в случае нейротизма) [18, с. 406].

Поскольку нейротизм и экстраверсия влияют на различные виды поведения человека, постольку можно считать отклоняющееся поведение генетически обусловленным (хотя и опосредованно). Например, Г. Айзенк, изучая связь поведения с индивидуально-типологическими особенностями заключенных, сделал вывод, что экстраверты более, чем интроверты, склонны к совершению преступлений, что, по его мнению, детерминировано биологически. Другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повышенная чувствительность и пониженная способность переносить стресс [15].

[3]

В рамках биокриминологии предпринимались целенаправленные попытки установления связи между девиантным (преступным) поведением и наследственными особенностями человека. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведённые в середине 60-х гг. XX в. Его исследования привели к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин определяет их предрасположенность к криминальному поведению (среди заключенных такая аномалия проявляется в 15 раз чаще, чем обычно). В то же время критики данного подхода замечают, что девиантность носителей лишней Y-хромосомы может быть следствием не хромосомной аномалии, а связанных с ней индивидуальных особенностей, таких, как высокий рост, быстрое созревание, низкий интеллект [2, с. 231].

Несмотря на то, что ген, отвечающий за какой-либо конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наследственностью и поведением признается многими специалистами. Среди других биологических детерминант отклоняющегося поведения называют влияние гормонов (в частности, тестостерона). Даббс и Моррис (1990) на примере 4 тыс. ветеранов войны пришли к выводу о наличие связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению [2, с. 235].

Другими биологическими факторами девиантного поведения могут быть: повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы.

Как известно, свойства нервной системы определяют темперамент человека — динамическую составляющую его психической жизни. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование детей первого года жизни позволило сделать вывод, что в первые месяцы жизни ведущую роль играют такие факторы, как пренатальные условия и особенности родов. Генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик (т.е. темперамента) проявляется примерно с 9-месячного возраста. Были выделены 9 компонентов, описывающих динамику поведения ребенка: активность; ритмичность физиологических реакций; реакция приближения или удаления в ответ на появляющиеся стимулы; адаптивность к новой ситуации; интенсивность эмоциональных реакций любого знака; порог реактивности; доминирующее настроение; отвлекаемость; настойчивость и длительность сохранения внимания. Был выделен «синдром трудного темперамента». Его признаками являются: низкая ритмичность» преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни [17, с. 241].

По данным близнецового исследования А.Торгерсена, из пяти компонентов синдрома трудного темперамента в 6 лет три имеют высокую генетическую составляющую: слабая реакция, высокая интенсивность реакций, низкая ритмичность. В то время как плохая адаптивность определяется преимущественно общесемейной средой, а негативное настроение — индивидуальной средой (хотя влияние наследственности также констатируется) [17, с. 243].

В целом современные знания позволяют говорить о том, что наследуется не какая-то конкретная форма отклоняющегося поведения (например, преступность), а определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности, например импульсивность или стремление к лидерству.

Попытки объяснить поведенческие девиации с точки зрения только биологических факторов нередко терпят фиаско. К.Льюис с коллегами, изучая факторы опасного поведения детей, пришли к выводу, что хотя нарушения нервной системы встречаются достаточно часто, насильственное поведение ребенка оказывается гораздо более тесно связанным с такими микросоциальными условиями, как насильственные действия со стороны отца по отношению к матери или психическое заболевание матери [2, с. 248]. Не исключено, что существуют некие биологические личностные характеристики, например потребность в повышенной эмоциональной стимуляции или стремление к доминированию, которые и создают видимость тесной связи между биологией и склонностью к девиантному поведению.

Читайте так же:  Договор доверительного управления долями общества

Мы приходим к следующим выводам. Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.

В целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.

Дата добавления: 2015-10-20 ; просмотров: 574 | Нарушение авторских прав

§ 15. Соотношение биологического и социального наследования.

Понятие среды у человека во многом качественно иное, чем у животных. У человека и животных общими являются абиотические и биотические факторы внешней среды. Под биотическими факторами при этом понимаются взаимосвязи между живыми организмами. Абиотические факторы включают климатические условия неживой природы. Однако для человека, в отличие от животных, важнейшими факторами, воздействующими на развитие, оказываются факторы социальной среды, особенно воспитание и обучение. В процессе обучения и воспитания происходит реализация социальной программы, способствующей формированию личности. Эта социальная программа не записана в генах, тем не менее, она выступает как важнейший внутренний фактор развития человека. Необходимость передачи социальной программы в результате воспитания привела в эволюции человека к характерному для него длительному периоду зависимости детей от родителей, к проявлению сложного комплекса любви и заботы о детях. Этими же факторами объясняется и удлинение периода старости у людей. И действительно, социальный опыт накапливается у людей старшего поколения, усвоивших и обогативших его за период своей жизни. В этой связи становится очевидной ценность людей старшего возраста.

Исследования показали, что личные качества особи зависят как от генотипа, так и от влияния физической и социальной среды, в которой происходит развитие особи. Под влиянием отрицательных социальных условий иногда могут оказаться целые поколения людей. Раньше такие факты объясняли наследственностью. Приводились обширные родословные, в которых из поколения в поколение переходили такие признаки, как преступность, наркомания, алкоголизм. В свете современных данных науки очевидно, что специальных генов для наследования таких признаков, как преступность, алкоголизм не существует. В этом случае повторяющиеся условия среды в ряде поколений воспитывают людей определённого социального поведения. Следовательно, здесь мы наблюдаем картину не генетического, а социального наследования. Социальная программа представлена наукой, религией, культурой, моралью – этическими нормами поведения в данной социальной среде.

Однако это вовсе не означает, что все люди одинаково воспринимают воспитательную роль среды. Каждый из нас обладает уникальным генотипом, полученным от родителей. Такое многообразие людей создаёт подчас сложные проблемы при воспитании. Трудности эти связаны, прежде всего, с тем, что каждый человек обладает своей нормой реакции, т.е. определёнными границами, в рамках которых он способен реагировать на социальное и физическое влияние среды.

В отдельных случаях проявление поведенческих признаков обуславливается наличием определённых генов в генотипе человека. Для того, чтобы проиллюстрировать процесс передачи по наследству поведенческих признаков, рассмотрим пример наследования галактоземии, обусловленной рецессивной мутацией в гене. Новорождённый при наличии мутантного гена не переносит молоко, что приводит к существенному отставанию не только в физическом, но и в умственном развитии. На проявление этого признака оказывает влияние не только генотип, но и среда. Правильно подобранным пищевым рационом, включающим продукты с низким содержанием галактозы, можно существенно повлиять на интеллект человека.

Поведенческие аномалии не обязательно передаются по наследству. Так синдром Дауна возникает в результате геномной мутации, которая возникает в момент формирования половых клеток у родителей. Главным проявлением болезни является умственная отсталость.

В 1965г. в прессе появилось сенсационное сообщение об открытии хромосомы преступности. При этом полностью игнорировалась социальная сторона вопроса. На самом деле с биологической точки зрения можно в крайнем случае допустить наличие генетически обусловленного изменения гормонального фона у людей, в клетках которых обнаруживается данная хромосома.

С поведением человека связано такое заболевание как шизофрения. Шизофрения представляет собой психоз, который развивается в возрасте от 15 до 45 лет. Частота её варьирует от 0,8 до 2%. Было выявлено, что в семьях, имеющих больных шизофренией это заболевание встречается чаще, чем у родственников здоровых лиц. Причём, чем больше степень родства с больным, тем выше частота встречаемости шизофрении. Все эти данные подтверждают точку зрения о частичной наследственной обусловленности шизофрении.

Учёные пытались изучить наследование умственных способностей у человека. Однако умственные способности весьма сложное качество, состоящее из целого ряда компонентов. В самом общем случае наследуется лишь тип высшей нервной деятельности, а остальное человек приобретает в процессе обучения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Среди наследуемых поведенческих признаков особое место занимает темперамент. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, обусловленной генотипом.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  2. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.

  3. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  4. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.
  5. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
Социальное наследование биологические предпосылки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here