Сроки направления постановлений судебными приставами

Важные аспекты на тему: "Сроки направления постановлений судебными приставами" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Исполнительное производство судебными приставами: сроки

Решения суда обязательно для исполнения, но в некоторых случаях ответчик уклоняется от выполнения вынесенных судом требований. В подобном случае к нему применяются меры принудительного исполнения решения суда, и назначается исполнительное производство.

Исполнительное производство – регулируемый на государственном уровне процесс выполнения вынесенного судом решения в случаях, когда действие или бездействие одного гражданина нарушаю законные права другого.

Исполнение данного вида производства является главным предназначением государственной службы судебных приставов и начинается после вынесения судом соответствующего постановления о начале процедуры.

Исполнительный лист как неотъемлемая часть исполнительного производства

Для осуществления процедуры исполнительного производства судьей выдается документ определенной формы, именуемый исполнительным листом. Этот лист требуется для полного выполнения принятого в суде решения. Именно с момента выдачи данного документа начинается отсчет стадии исполнения решения, принятого в ходе судебного заседания.

Документ выдается истцу, который после его получения может действовать двумя способами – самостоятельно обратиться к ответчику с требования выполнить указанные в исполнительном листе требования по отношению к истцу, либо направить этот документ в службу судебных приставов, наделяемых достаточно широким спектром полномочии для исполнения законного решения суда.

Среди методов, которые могут применять приставы выделяют наложение ареста на имущество, принудительное изъятие средств с личных счетов и банковских депозитов. Единственное условие, что все действия приставов должны осуществляться в рамках действующего закона.

Существует четко определенное нормами закона требование к оформлению исполнительного листа. В нем имеются следующие данные:

  1. Полные данные на лицо, выдвигающее требования и лицо, к которому эти требования выдвигаются. То есть в документе фигурирует ФИО обоих участников инцидента;
  2. Объемы выдвигаемых требований со стороны истца, при этом требуется расписывать все как можно более подробно во избежание нарушении закона;
  3. Сроки, установленные судом для исполнения решения
  1. Прочие данные, являющиеся существенными для выполнения процедуры.

Этапы работы приставов-исполнителей

При выписывании судом исполнительного документа истец имеет право самостоятельно направить его в ФССП или лист отправляется секретарем суда в территориальный орган службы.

Если истец самостоятельно обращает к приставам, то требуется написать соответствующее заявление с просьбой принять в работу производство по исполнительному листу, копию которого необходимо прикладывать к составленному заявлению.

Законодательно определены сроки, в рамках которых судебные приставы обязаны отреагировать на поступившее заявление.

Сам процесс осуществления процедуры со стороны судебных приставов можно поделить на три основные стадии:

  1. Первым делом судебные приставы должны принять решение о возможности приема поступившего заявления в работу. Также на первоначально этапе ФССП решает вопрос о необходимости розыска должника, принудительном взыскании требуемой суммы, если речь идет о взыскании долга или алиментов. На этом этапе также решается вопрос о добровольном исполнении предъявленных требований ответчиком;
  2. Вторая стадия заключается в исполнении принятых по итогам предварительного анализа решений. Если не существует возможности добровольного исполнения решения суда по исполнительному листу или ответчик скрывается, то приставы инициируют процедуру принудительного исполнения, заключающуюся в аресте счетов, принудительном аресте движимого и недвижимого имущества и организации розыска ответчика;
  3. Третьей стадией считается завершение исполнительного производства. Оно осуществляется путем вынесения приставами постановления о приостановлении производства по данному делу, а исполнительный лист возвращается взыскателю.

[2]

Сроки исполнительного производства

Закон устанавливает вполне конкретные временные рамки для осуществления исполнительного производства. Это норма содержится в статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно ей максимальный срок для исполнения требований исполнительного листа составляет два месяца .

Исключение составляют отдельно оговоренные случаи, в частности, когда требования, содержащиеся в исполнительном листе, имеют сроки, регламентированные законами или иными нормативно-правовыми актами. В таком случае выполнение этих сроков обязательно.

В ситуациях, когда действия по принудительному исполнению требуется совершить на участке, подведомственном иному территориальному представительству ФССП, то в подобном случае срок составит 15 дней , без включения в него времени на исполнение поручения. Поручение от одного пристава другому направляется почтой или же посредством сети Интернет.

Если же имеется определение суда, с признанием иска обеспеченным, тогда исполнительные требования выполняются в день вручения постановления. При невозможности реализации данной нормы в силу непреодолимых обстоятельств требования исполняются на следующий день .

Тонкости исполнительного производства

Несмотря на четко прописанные в законе требования по отношению к процедуре исполнительного производства, реальность может вносить свои корректировки. В частности, речь идет об отсрочке по исполнительному производству. Такая процедура возможна только по решению суда или пристава, являющегося исполнителем по данному производству.

Эти нормы прописаны в статье 39 и 40 Федерального Закона №229 ФЗ. Основными причинами, которые указывает законодатель в качестве основания для предоставления отсрочки по исполнительному производству, являются процедуры оспаривания решения суда или предъявленных требований.

Как ускорить работу по взысканию долга

Общий срок исковой давности по исполнительному листу — 3 года. То есть, взыскатель может предъявить лист в службу приставов в течение этого срока, позже уже только по решению суда.

Данный срок прерывается, как только лист был подан в ССП. Если лист вернули взыскателю, он может снова подать его. Таким образом, по факту срок действия листа может быть намного больше 3 лет.

Как говорилось выше, требования по листу должны быть исполнены приставом в течение всего 2 месяцев. Однако на практике этот срок также может длиться годами. Есть масса законных причин, по которым данный небольшой срок может быть приостановлен или продлен.

Опытные взыскатели рекомендуют:

  1. Воспринимать приставов как инструмент и осознавать, что получить деньги с должника нужно все-таки взыскателю, пусть и при помощи приставов.
  2. Поэтому стоит постоянно напоминать приставам о себе и стимулировать их повторять запросы о должнике в Реестр, банки, и т. д. Достаточно написать заявление приставу с просьбой провести тут или иную проверку (например, отправить запрос в ГИБДД МВД о том, есть ли у должника транспортные средства).
  3. Направлять подобные заявление приставам следует 1-2 раза в месяц.
  4. Иногда рекомендуют жаловаться на бездействие приставов в Прокуратуру, однако отзывов о том, что это действительно помогло, очень мало.

Консультация на видео

О правилах работы судебных приставов, в том числе о том, сколько длится срок действия исполнительного листа, об основаниях приостановления, исковой давности, рассказывает судья Свердловского областного суда Мария Анатольевна Куликова.

Сроки совершения исполнительных действий

Обращаясь с заявление о возбуждении производства, взыскатель вправе рассчитывать на соблюдение приставами норм Закона № 229-ФЗ. Это относится и к процессуальным срокам на совершение исполнительных действий. Общие требования по таким вопросам указаны в статье 36 Закона.

Сроки на стадии возбуждения исполнительного производства

Самым важным для взыскателя является срок предъявления документов к исполнению. Согласно ГПК и закону № 229-ФЗ, исполнительный лист или иной документ можно предъявить к взысканию в течение 3 лет. Это правило распространяется:

  • на обращение в ФССП для возбуждения производства и совершения исполнительных действий;
  • на подачу документов по месту работы должника;
  • на предъявление денежных требований непосредственно в банк или иную финансовую организацию.
Читайте так же:  Как отличаются постоновление и протокол

Пропустив трехлетний срок, взыскатель не сможет требовать от приставов или иных лиц защиты своих интересов. Возможность принудительного исполнения за пределами этого срока допускается только по уважительным причинам и через суд.

Пока не истек трехлетний срок, взыскатель в любой момент может направить в ФССП заявление о возбуждении исполнительного производства. Даже если документы поступили в последний день указанного срока, пристав обязан принять его к производству. На стадии возбуждения производства применяются следующие сроки:

  • если документы поступили в надлежащее подразделение ФССП, пристав обязан в течение 3-х дней принять решение о возбуждении производства, либо об отказе;
  • постановление о возбуждении производства направляется взыскателю и должнику не позднее одного дня после его вынесения;
  • специалист ФССП обязан дать должнику не более 5 дней для добровольного исполнения, что устранит обязанность платить исполнительский сбор.

Все последующие постановления, вынесенные приставом, также направляются сторонам на следующий день после их издания.

Нарушение указанных выше сроков дает право подать жалобу в порядке подчиненности, либо в суд. Например, если пристав издаст постановление о взыскании сбора до истечения пятидневного срока, это будет являться нарушением закона. Несоблюдение срока на возбуждение производства позволит взыскателю обжаловать бездействие сотрудника ФССП.

Специальный срок предусмотрен для случаев, когда взыскателю неизвестно подразделение ФССП, которое должно заниматься его делом. В такой ситуации можно подать документы в Управление ФССП по субъекту РФ. Приставы будут обязаны сами направить документы в надлежащее подразделение в срок до 5 дней.

Сроки исполнительных действий

Требования к срокам исполнительных действий зафиксированы в статье 36 Закона № 229-ФЗ. Пристав должен соблюсти общее правило – предписания, изложенные в исполнительном производстве, должны быть выполнены в течение двух месяцев. Это подразумевает следующие действия со стороны пристава:

  • арест имущества и направление его на принудительную реализацию, либо передача взыскателю;
  • выявление и арест банковских счетов, списание денег в счет погашения долга;
  • направление документов по месту работы или учебы должника, либо в организацию, где он получает иные виды дохода;
  • совершение определенных действий, указанных в исполнительном документе (например, изъятие ребенка и передача его второму родителю, публикация опровержения в СМИ).

Двухмесячный срок, предоставленный для исполнения, не гарантирует, что взыскатель полностью получит деньги, взысканные судом, либо должник сразу исполнит требования суда и пристава. Если пристав в течение указанного срока добросовестно реализовал все свои полномочия, однако взыскание оказалось невозможным по уважительным или иным причинам, производство может приостанавливаться, откладываться или прекращаться. Это не лишает взыскателя права обжаловать действия приставов, восстанавливать сроки или повторно подавать документы на исполнение.

В ст. 36 Закона № 229-ФЗ есть еще ряд специальных правил к срокам совершения исполнительных действий:

  • в законе или исполнительном документе может быть указан точный срок, в который должник обязан выполнить требования (например, если дана отсрочка на определенный срок);
  • по требованиям о восстановлении на работе действует правило немедленного исполнения, т.е. должнику дается всего 1 день на издание приказа и допуска сотрудника на рабочее место;
  • если в подразделение ФССП поступает поручение от другого пристава о совершении отдельных действий, оно подлежит исполнению в течение 15 дней;
  • требования об обеспечении исков исполняются немедленно, т.е. не позднее 1 дня после поступления в ФССП судебного акта.

Также закон указывает, что сам факт истечения 2-х месяцев не является основанием для прекращения или окончания производства. Для вынесения таких решений пристав должен обосновать невозможность исполнения, указать объективные причины.

Удержанные средства должны перечисляться с депозитного счета ФССП взыскателю не позднее 5 дней. Нарушение этого срока позволяет взыскать неустойку исходя из учетной ставки Центробанка РФ. Для возврата излишне удержанных средств также действует срок в 5 дней, если деньги хранятся на депозитном счету ФССП. Если же средства уже перечислены в бюджет, их возврат осуществляется через УФК в месячный срок.

Отложение и приостановление действий

Двухмесячный срок на совершение исполнительных действий может на законных основаниях прерываться. Такие случаи указаны в ст. 36 Закона № 229-ФЗ:

  • если должник добился отсрочки или рассрочки через суд;
  • если пристав отложил действия по законным основаниям;
  • если производство было приостановление постановлением пристава;
  • если стороны производства или сотрудник ФССП обратились за разъяснением документа и его содержания;
  • если арестованное имущество передается в специализированную организацию на продажу;
  • если в рамках производства привлечен специалист для дачи пояснений, подготовки отчета.

Контролировать законность перечисленных оснований могут взыскатели и должники. Для этого можно подавать запросы в подразделение ФССП. знакомиться с материалами дела.

Обжалование нарушений сроков

Стороны производства вправе обжаловать любые действия, решения и бездействие специалистов ФССП, в том числе в отношении сроков. Жалобы подаются в адрес вышестоящего должностного лица, либо в суд. Стандартный срок на обжалование составляет 10 дней с момента, когда стона производства узнала или должна была узнать о нарушении своих прав. В отдельных случаях сроки обжалования могут быть больше.

Выделим наиболее распространенные основания для подачи жалоб по срокам совершения исполнительных действий:

  • бездействие специалиста ФССП. т.е. непринятие им мер принудительного взыскания, если для этого были все возможности (например, непринятие мер по аресту и изъятию имущества);
  • нарушение сроков на рассмотрение заявлений и ходатайств, что препятствует защите интересов должника или взыскателя;
  • совершение действий до истечения пятидневного срока на добровольное исполнение (в этот срок допускается только наложение ареста на имущество и счета в качестве меры обеспечения).

Если в процессе обжалования будет подтверждено нарушение Закона № 229-ФЗ, пристава обяжут их устранить, совершить определенные действия, отменить или вынести постановление. Вопросы, связанные с нарушением сроков, желательно решать при поддержке опытного юриста, так как нормы Закона № 229-ФЗ не всегда однозначны.

Практикующий юрист:

Шарапов Дмитрий Васильевич

Порядок извещения (Баянов С.)

Дата размещения статьи: 06.02.2016

Сроки направления документов судебным приставом-исполнителем в ряде случаев законом не определены, что создает правовую неопределенность в порядке извещения участников исполнительного производства. В настоящей статье на основе судебной практики раскрываются условия надлежащего извещения. Рассмотрим подход, основанный на сбалансированном использовании процедуры реального извещения и презумпции извещения.

[3]

Сроки направления документов

Особенности извещения

Презумпция и «прополучательский» подход

В пункте 68 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 о применении ст. 165.1 ГК РФ, предусматривающей презумпцию известности сообщения не только доставленного, но и не доставленного по причинам, зависящим от адресата, не упоминается исполнительное производство. При этом в научной литературе отмечается, что вектор отечественного законодательства ориентирован на более широкое применение презумпции надлежащего извещения в отсутствие действенных мер, гарантирующих реальность информирования лиц, участвующих в исполнительном производстве .
———————————
Гуреев В.А. Развитие института информирования в исполнительном производстве, или Проблема расширения презумпции надлежащего извещения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6.

Читайте так же:  Иск — понятие, элементы и виды

Следует отметить, что получение постановления представителем участника процесса может считаться надлежащим извещением.
Так, в Определении ВС РФ от 21.01.2015 N 18-КГ14-185 в основание отказа в удовлетворении требований об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя по причине пропуска срока обжалования положен довод о том, что на копии постановления о передаче нереализованного имущества должника взыскателю имеется отметка представителя должника о получении постановления.
Подводя итог, можно отметить следующее. Общим для направления документов в исполнительном производстве можно считать срок направления не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления (совершения действия), если иное не предусмотрено законом.
Необходимость фактического (реального) получения предусмотрена при направлении постановления о возбуждении исполнительного производства.
Презумпция извещения в исполнительном производстве действует только при наличии сведений о фактическом получении постановления о возбуждении исполнительного производства и соблюдения порядка направления документов в соответствии с правилами Инструкции по делопроизводству.
При нарушении правил направления документов, установленных в Инструкции по делопроизводству, риск неизвещения ложится на отправителя.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Сроки в исполнительном производстве

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

  • Сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Судебный пристав-исполнитель может устанавливать следующие сроки:

Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

  1. Срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  2. Срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  3. Срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается, в том числе судебным приставом-исполнителем, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона

1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в часть 2 статьи 30 внесены изменения

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ статья 30 дополнена частью 2.1

2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

Читайте так же:  Договор комиссии во внешнеэкономической сфере

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ в часть 4 статьи 30 внесены изменения

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ в часть 5 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ статья 30 дополнена частью 5.1

5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 25 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 321-ФЗ

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ статья 30 дополнена частью 7.1

7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 12 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 375-ФЗ

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ в часть 12 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ часть 14 статьи 30 изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 14 статьи 30 дополнена пунктом 7

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 393-ФЗ часть 14 статьи 30 дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ статья 30 дополнена частью 14.1

14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 340-ФЗ статья 30 дополнена частью 14.2, вступающей в силу с 15 января 2016 г.

14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

Читайте так же:  Имеют ли право обыскивать на улице полицейские

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 15 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 16 статьи 30 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Информация об изменениях:

Часть 17 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 375-ФЗ

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Сроки направления постановлений судебными приставами

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 октября 2014 г. N Ф10-3528/14 по делу N А14-12522/2013 (ключевые темы: окончание исполнительного производства — судебные приставы-исполнители — инструкция по делопроизводству — стороны исполнительного производства — почтовые отправления)

г.Калуга
28 октября 2014 г. Дело N А14- 12522/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2014 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего Панченко С. Ю.
Судей Радюгиной Е.А. Чаусовой Е.Н.
при участии в судебном заседании от:
индивидуального предпринимателя Коваля Юрия Юрьевича (г.Воронеж, ОГРН 310366809700123, ИНН 366603482425) представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом
судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов г. Воронежа Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области (г.Воронеж, ул.Пр.Революции, 43) представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коваля Юрия Юрьевича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014 (судья Федосеева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И. и Донцов П.В.) по делу N А14-12522/2013,

Индивидуальный предприниматель Коваль Юрий Юрьевич (далее — предприниматель, Коваль Ю.Ю.) обратился в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Центрального районного отдела судебных приставов г. Воронежа Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Ковальчуку В.С. (далее — судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным действия судебного пристава- исполнителя, выразившегося в несвоевременном уведомлении о постановлении об окончании исполнительного производства.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Коваль Ю.Ю. обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Заявитель жалобы считает, что судом неправильно истолкован Федеральный закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в частности статьи 24, 26, 27, регулирующие вопросы уведомления участников исполнительного производства. По мнению заявителя жалобы, об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан был в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами заказным письмом с уведомлением известить ИП Коваля Ю.Ю. об окончании исполнительного производства, что не было сделано. В итоге Коваль Ю.Ю. узнал об этом с опозданием, что привело к выдаче гарантийного письма Коваль Т.В. для представления его интересов по делу N А14-8996/2013.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительного документа — постановления ГУ УПФ РФ в г. Воронеже N 04603690013976 от 31.05.2013 о взыскании с индивидуального предпринимателя Коваля Юрия Юрьевича задолженности по страховым взносам, пени в размере 15 991,09 руб., судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП г. Воронежа 11.07.2013 возбуждено исполнительное производство N 25052/13/58/36.

10.10.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 25052/13/58/36 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ, Закон «Об исполнительном производстве»), в связи с возвращением исполнительного документа по требованию органа, его выдавшего, о чем заинтересованные лица извещены путем направления в их адрес соответствующей корреспонденции в виде простого почтового отправления.

Считая, что судебным приставом-исполнителем был нарушен порядок направления постановления об окончании исполнительного производства, предусмотренный статьями 24, 26 и 27 Закона N 229-ФЗ, Коваль Ю.Ю. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с п.1 ст.50, п.1 ст.121, п.1 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в судебном порядке.

Согласно ч.1 ст.329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным гл. 24 данного Кодекса.

В силу ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Читайте так же:  Договор безвозмездного пользования автомобилем – образец

Таким образом, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, действия (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, и проанализировав п.1 ст.30, п.4 ч.1 и ч. 3 ст.47 Федерального закона N 229-ФЗ, исходя из фактических обстоятельств дела, пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) для удовлетворения требований заявителя.

Как правильно указал суд, Закон об исполнительном производстве, закрепляя обязанность судебного пристава-исполнителя по направлению документов взыскателю и должнику, не устанавливает способов исполнения этой обязанности, в связи с чем, направление Ковалю Ю.Ю. копии постановления об окончании исполнительного производства простым почтовым отправлением не противоречит нормам названного Закона.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.

Порядок направления сторонам исполнительного производства почтовых отправлений регламентирован Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 N 682, где в пункте 4.8.3.4 предусмотрено направление должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату постановления о возбуждении исполнительного производства, а также возможность направления регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату иных документов по решению уполномоченных должностных лиц Службы.

Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что положений, обязывающих судебного пристава-исполнителя направлять в адрес должника постановление об окончании исполнительного производства регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату, ни Закон об исполнительном производстве, ни Инструкция по делопроизводству не содержат.

Согласно ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи и дав им оценку, суд установил, что копия постановления об окончании исполнительного производства направлена судебным приставом-исполнителем в адрес заявителя 10.10.2013, то есть в день его вынесения, простым почтовым отправлением, что подтверждается Списком корреспонденции, направляемой почтовой связью N 1587 (с отметкой Почты России) и соответствует пункту 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству.

Поскольку, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается исполнение судебным приставом-исполнителем в установленные сроки обязанности по направлению копии постановления об окончании исполнительного производства должнику, и отсутствуют доказательства наличия совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ для признания оспариваемого действия незаконным, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Довод заявителя жалобы о неправильном применении судом ст. ст. 24, 26 и 27 Федерального закона N 229-ФЗ был предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую оценку.

В целом доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятых судебных актов и сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу прямого указания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу N А14-12522/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Коваля Юрия Юрьевича — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 291.1 и 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С. Ю. Панченко
Судьи Е.А. Радюгина
Е.Н.Чаусова

Обзор документа

Судебный пристав вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа по требованию выдавшего его органа.

Копия данного постановления была направлена должнику простым почтовым отправлением.

Однако должник полагал, что ему необходимо было направить заказное письмо с уведомлением. Поэтому он просил признать действия пристава незаконными.

Суд округа согласился с нижестоящими инстанциями, которые не удовлетворили данное заявление.

Закон об исполнительном производстве, закрепляя обязанность судебного пристава по направлению документов взыскателю и должнику, не устанавливает способов ее исполнения. В связи с чем направление копии постановления об окончании исполнительного производства простым почтовым отправлением не противоречит названному закону.

Порядок направления сторонам исполнительного производства почтовых отправлений регламентирован Инструкцией по делопроизводству в ФССП России. В ней предусмотрено направление должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату постановления о возбуждении исполнительного производства. Также закреплена возможность направления регистрируемыми почтовыми отправлениями, в т. ч. с уведомлением о вручении адресату, иных документов по решению уполномоченных должностных лиц Службы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но ни закон, ни инструкция не содержат положений, обязывающих судебного пристава направлять в адрес должника постановление об окончании исполнительного производства регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.

Источники


  1. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  3. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  5. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
Сроки направления постановлений судебными приставами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here