Целевое назначение земельного участка

Важные аспекты на тему: "Целевое назначение земельного участка" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Целевое назначение земельного участка

Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

Юридическая
Консультация Помощь Юриста

Онлайн консультация юриста и адвоката

  • Home »
  • Юридическая Помощь »
  • Земельное право »
  • ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Исследование правовых вопросов определения целевого назначения земельного участка востребовано потребностями хозяйственной деятельности. Для изменения обычного узкого целевого назначения земельного участка достаточным может быть наличие индивидуального акта органа местного самоуправления, в то время как для изменения разрешенного использования земельного участка необходима корректировка соответствующего нормативного акта. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Вопрос об определении целевого назначения и разрешенного использования и их соотношении является малоисследованным, до сих пор многие базовые, основополагающие категории никем и никак не определены и нередко произвольно толкуются различными правоприменителями.

Типичным примером является ситуация с двумя базовыми земельно-правовыми категориями: целевое назначение и разрешенное использование. Целевое назначение и разрешенное использование часто выступают в Земельном Кодексе (далее — ЗК) как категория парная. При этом характеризуют они как земли (пп.8 п.1 ст.1; п.2 ст.7 ЗК), так и земельные участки (п.3 ст.11.2; п.4 ст.11.3 ЗК).

Отдельно же разрешенное использование и в ЗК (в большинстве случаев), и в Градостроительном кодексе характеризует только земельные участки. Целевое назначение в Градостроительном кодексе вообще не упоминается. В ЗК отдельно от разрешенного использования оно предназначается в основном для характеристики земель (п.1 ст.7; п.1 ст.8; п.3 ст.14 и др.), однако применяется и к земельным участкам (п.1 ст.40; ст.42; п.2 ст.45; п.2 ст.46, п.1 ст.57, п.3 ст.95). В ГК разрешенное использование не упоминается, а целевое назначение применяется в большинстве случаев к земельному участку (п.2 ст.260; п.1 ст.263; п.2 ст.276; ст.ст.280, 284, 285) и только в п.2 ст.260 — к землям.

Представляется, что для параллельного, соединительного упоминания понятий целевого назначения и разрешенного использования нет оснований. Ответ на вопрос о соотношении этих понятий состоит в том, что целевое назначение и разрешенное использование — это одно и то же.

Целевое назначение может быть предельно широким. Таковым является целевое назначение определенной категории земель (ст.7 ЗК). В соответствии же со ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2009 г.) №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Целевое назначение может быть более узким, характеризующим лишь некоторые земли, входящие в категорию земель. Например, сельскохозяйственные угодья или земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.77 ЗК). Целевое назначение может быть и предельно узким. Таково, например, целевое назначение пашен, сенокосов, пастбищ и других земель, входящих в состав сельскохозяйственных угодий (ст.79 ЗК). Все это виды установленного законом целевого назначения, которое ограничивает или не допускает использование земель для других целей (ст.261 ГК). Использование земли не в соответствии с этим назначением будет противоправным.

Разрешенное использование выполняет ту же функцию, а потому также является предельно узким целевым назначением земли. Но это не обычный вид целевого назначения. Во-первых, он устанавливается только для земельных участков. Об этом свидетельствует подавляющее большинство норм о разрешенном использовании. И лишь посредством того, что земельные участки с одинаковым разрешенным использованием составляют одну территориальную или иную зону, разрешенное использование становится характерным и для нее (п.7 ст.1; п.9 ст.1 Градостроительного кодекса). Во-вторых, этот вид целевого использования устанавливается специальным нормативным актом, в соответствии с которым производится зонирование. Например, правилами землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса). Если установление целевого назначения земель определенной категории задает общий вектор использования земли и в некоторых случаях этого может оказаться достаточно для эффективности такого использования, то выделение в специальном, предусмотренном нормативным актом порядке территориальной зоны в условиях дефицита земель населенных пунктов существенно сужает это направление, делая его максимально эффективным.

Разница между обычным целевым назначением и разрешенным использованием хорошо видна в ситуации, когда необходимо изменить обычное узкое целевое назначение или разрешенное использование земельного участка. В первом случае достаточно будет, например, индивидуального акта органа местного самоуправления, во втором случае придется менять границы территориальной зоны посредством изменения уже нормативного акта. Таким образом, при зонировании и установлении разрешенного использования земли создаются большие правовые гарантии сохранения ее целевого назначения.

Поэтому, если в отношении земель произведено зонирование и установление разрешенного использования входящих в соответствующую зону земельных участков, упоминание наряду с разрешенным использованием целевого назначения указанных земель или входящих в их состав земельных участков будет излишним.

Если попытаться суммировать сказанное о целевом назначении и разрешенном использовании, то можно дать их и самое общее определение.

Целевое назначение — это установленное на основании закона и в предусмотренном им порядке разрешение властного органа на использование земель и входящих в их состав земельных участков только определенным образом. Разрешенное использование — наиболее узкое целевое назначение земельного участка, установленное нормативным актом, принятым в результате зонирования земель.

Итак, земель, не поделенных на категории, быть не может. И для каждой из этих категорий установлено целевое назначение. Но целевое назначение в массе статей действующего законодательства применяется и для характеристики земельного участка. Это позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, земельных участков, существующих вне той или иной категории земель, также не может быть. Во-вторых, земельный участок, как губка, впитывает органичное свойство той категории земли, к которой относится, — целевое назначение.

При этом у земельных участков может быть и особый, характерный только для них, вид целевого назначения: разрешенное использование. Но если зонирования земель в месте нахождения земельного участка, а следовательно, и его разрешенного использования может и не быть, то целевое назначение у земельного участка будет всегда.

Таким образом, у земельного участка есть не только фактические характеристики (границы, площадь), но и юридические — целевое назначение и разрешенное использование. Эти юридические характеристики отличают земельный участок от земли-территории и земли — природного объекта и ресурса, но сближают его с понятиями «земли» и «территориальная зона».

Их имманентность земельному участку определяется природой земли, ее ограниченностью как природного ресурса. Более того, эти правовые признаки влияют и на фактические характеристики земельного участка. Так, например, для личных подсобных хозяйств предельные размеры земельных участков будут одни, для крестьянских хозяйств — другие. Даже их установление происходит по-разному. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) «О личном подсобном хозяйстве» предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 июня 2003г. №74-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010г.) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» минимальные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства устанавливаются законами субъектов РФ.

Земельный участок невозможно описать без его юридических признаков. Если в одних и тех же границах существует земельный участок с целевым назначением пашни, а затем это целевое назначение меняется в связи с отнесением земель, на которых находится земельный участок, к землям транспорта, то это не может быть один и тот же земельный участок. Это разные вещи, потому что предназначены они для разных целей.

Именно в силу своего правового характера целевое назначение и разрешенное использование отличаются от прочих (фактических) признаков земельного участка и иных вещей. Они являются еще и пределами вещных прав на земельные участки. Эти пределы устанавливаются путем указания на круг разрешенных действий, входящих в состав правомочия пользования субъекта вещного права. Здесь уже исчезает характерная в целом для гражданского права дозволительность (разрешено все, что прямо не запрещено) и появляется предписание определенного поведения. Если большинство вещей можно использовать и не в соответствии с их обычным назначением, и для закона это будет безразлично, то земельный участок нельзя не только описать, но и использовать, не соблюдая его юридические признаки, без риска возникновения негативных последствий, установленных законом.

Указанные точки зрения сложились без учета следующих обстоятельств. Непригодность использования участка по целевому назначению (равно как и в соответствии с разрешенным использованием) — это явление фактического порядка. Целевое же назначение и разрешенное использование — это юридические характеристики земельного участка. Также как невозможность осуществления права собственности не говорит об утрате этого права, так и невозможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением или разрешенным использованием еще не говорит о том, что эти юридические характеристики земельного участка перестали существовать. Они продолжают свое бытие, а потому сам земельный участок продолжает оставаться вещью, объектом имущественных отношений. Но правомочие пользования им становится фактически невозможным. В этом случае использование земельного участка каким-либо иным, фактически возможным, образом будет нецелевым, противоправным. Однако целевое назначение или разрешенное использование земельного участка могут быть приведены в соответствие с фактическими реалиями, изменены по решению властного органа. И тогда (и только тогда, а не автоматически) должен прекратить свое существование один земельный участок и в тех же границах возникнуть другой.

К сожалению, действующее законодательство этого не учитывает. Целевое назначение и разрешенное использование вопреки всей логике гражданского и земельного законодательства отнесены Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009г.) «О государственном кадастре недвижимости» не к уникальным характеристикам земельного участка, позволяющим индивидуализировать его как недвижимую вещь, а к дополнительным сведениям о нем (п.3 ст.1). Изменение дополнительных сведений не приведет к изменению кадастрового номера. Изменившийся по сути, превратившийся в другую вещь земельный участок формально-юридически останется тем же самым. Это положение должно быть однозначно преодолено путем отнесения целевого назначения и разрешенного использования к уникальным характеристикам земельного участка. Целевое назначение и разрешенное использование могут перестать существовать лишь в одном случае: когда объект, чьей неотъемлемой характеристикой они являются, сам по каким-либо причинам перестанет существовать (например, гибель земельного участка в результате затопления).

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Изменение назначения земельного участка

В отношении каждого земельного участка существует разделение по категориям и разрешенным видам пользования. Установление данных категорий и видов позволяет рационально использовать землю, как уникальный природный ресурс, а также обеспечивать сохранение ее качественных характеристик при условии соблюдения разрешенного вида пользования.

Понятие целевого назначения участка земли

Под целевым назначением российское законодательство понимает определение правового статуса земли для разрешения или запрета осуществления на ней определенных видов деятельности. Категории и виды разрешенного пользования установлены Земельным кодексом РФ, а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральными законами и подзаконными актами.

В настоящее время отечественная правовая система содержит разделение земель по целевому назначению следующих категорий:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
  • Земли особо охраняемых природных территорий;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Каждой категории земли соответствуют конкретные виды разрешенного пользования и запреты на осуществление определенной деятельности. Понятие конкретной категории земли определяет перечень видов разрешенного пользования, поэтому изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:

  • С переводом участка из одной категории в другую;
  • Без перевода участка в другую категорию.

Юридическое значение установление видов разрешенного пользования

Так как категория земли определяет перечень доступных и разрешенных видов деятельности, законодательное закрепление видов пользовании землей способствует рациональному и эффективному использованию этого уникального природного ресурса. Правообладатель участка земли обязан соблюдать установленные разрешенные виды пользования.

Нарушение правил разрешенного пользования землей влечет привлечение к ответственности в соответствие с законодательством с возмещением вреда, причиненного таким использованием. В ряде случаев нарушение разрешенного вида пользования землей может привести к изъятию участка из правообладания субъекта.

Процедура изменения назначения земельного участка

Изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:

  • С переводом участка из одной категории в другую;
  • Без перевода участка в другую категорию.

В случае перевода в другую категорию участок может получить любой вид разрешенного использования. При изменении категории земли меняется и перечень разрешенных видов пользования.

В случае, если изменение назначения участка земли не сопровождается изменением категории земель, виды разрешенного использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствие со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений (округов и населенных пунктов), градостроительными регламентами.

Кто принимает итоговое решение об изменении целевого назначения земли?

Заявление об изменении вида разрешенного пользования направляется в орган местного самоуправления, который обязан провести публичные слушания по данному вопросу с участием граждан, проживающих в пределах территориальных зон, где расположен данный участок. Публичные слушания проводятся на основании федерального законодательства и местных нормативно-правовых актов муниципального образования.

С учетом предложений и замечаний, полученных по итогам проведения публичных слушаний, глава муниципального образования принимает решение об изменении вида разрешенного пользования участка либо об отказе в удовлетворении заявления.

Целевое назначение земель

Каждый участок земли подлежит отнесению к различным категориям и видам пользования, разрешенных для данного участка. Введение таких категорий и отдельных видов позволяет рационально использовать землю как уникальный природный ресурс, а также обеспечивать охрану и защиту ее качественных характеристик.

Понятие целевого назначения земель

Под целевым назначением в российском законодательстве понимается определение юридического статуса земли для установления правомочий или запретов на осуществление на ней определенной деятельности. Конкретные категории и виды разрешенного пользования определены законодательством Российской Федерации (в частности, Земельным кодексом РФ), а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральным законодательством и подзаконными актами.

В настоящее время в нашей стране предусмотрено разделение земель, исходя из цели их назначения, по следующим категориям:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли населенных пунктов;
  • Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
  • Земли особо охраняемых природных территорий;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли водного фонда;
  • Земли запаса.

Каждой указанной категории корреспондируют конкретные виды допустимого использования, а также запреты на осуществление определенной деятельности. Статус каждой категории подразумевает наличие перечня видов пользования, которые разрешены в отношении данного участка, поэтому изменение цели назначения участка (а также видов использования) осуществляется двумя возможными вариантами:

  • С процедурой перевода из одной категории в другую;
  • Без оформления перевода в другую категорию.

Соотношение понятий категории земель и целевого назначения

Правовой статус цели назначения земель включает в себя закрепление категорий и видов использования данного участка. Таким образом, общий правовой режим целевого назначения земли охватывает собой определение категорий земель и является более широким в правовом смысле.

Изменение одной категории на другую одновременно подразумевает смену правового статуса цели назначения земли. При этом в рамках одной категории земли возможно изменение допустимых видов пользования конкретными участками.

Где можно найти информацию о разрешенных видах пользования?

Конкретные виды допустимого пользования, разрешенные для данного участка, выбираются правообладателем самостоятельно, без необходимости проведения процедур согласования или разрешения с органами власти.

Для определения списка доступных видов использования участков в нашей стране используется Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который был утвержден Приказом МЭР РФ от 01 сентября 2014 года № 540 (в редакции по состоянию на 30 сентября 2015 года).

Данный Классификатор был официально опубликован в «Российской газете» и размещен для общего доступа по адресу: https://rg.ru/2014/09/24/uchastki-dok.html.

Из указанного классификатора правообладатель участка земли вправе самостоятельно выбирать допустимые разрешенные виды деятельности. При этом он обязан соблюдать ограничения и запреты при пользовании участком, определяемые целью его назначения.

Порядок изменения категорий земель и видов допустимого использования

Изменение цели назначения участка может происходить двумя способами:

[1]

  • С оформлением процедуры изменения одной категории на другую;
  • Без изменения категории, но с изменением доступных видов пользования.

При осуществлении процедуры изменения категории участок может получить любой допустимый вид использования в пределах новой категории. При переводе в другую категорию меняется и доступный перечень разрешенных видов пользования.

В случае если изменение цели назначения участка не сопровождается изменением категории, виды допустимого использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствии со схемами территориального планирования публичных образований, генеральных планов и градостроительных регламентов.

Окончательное решение об изменении цели назначения земли принимает глава местного органа власти с учетом мнения граждан, выраженного при проведении публичных слушаний.

Как происходит изменение целевого назначения земельного участка и какие виды использования бывают?

Все участки земли классифицируются на категории, которые подразделяются на несколько видов. Каждую территорию разрешено использовать только по функциональному предназначению. Самостоятельное изменение категории земли является административным правонарушением.

Особенности смены статуса УЗ

Виды и требования к целевому назначению земли

С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:

  • Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
  • Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
  • Лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Запаса.
  • Рекреационные.
  • Особо охраняемые.

Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:

  • Категория земли, на которой расположен надел.
  • Статус владельца земли.
  • Права на УЗ.
  • Цель использования территории.

Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.

Можно ли поменять целевое использование земельного участка и зачем это нужно?

Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:

  • Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
  • Смена категории.

СПРАВКА. Процедура изменения целевого назначения земли длительная и достаточно сложная. Когда при этом есть выгода, труды обязательно окупятся.

Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.

Как изменить целевое назначение?

Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:

  • Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
  • Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
  • Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.

Этапы изменения целевого назначения:

  • Подача заявления в уполномоченный орган.
  • Рассмотрение запроса специальной комиссией.
  • Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
  • Вынесение решения.

ВАЖНО! В ходатайстве обязательно указывают весомые основания, причины для смены назначения надела.

Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.

Сроки и стоимость

Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.

Тонкости процедуры перевода земли

Случаи, когда могут отказать

Отказ в изменении целевого предназначения компетентные органы обосновывают вескими причинами:

  • Не собран перечень требуемой документации.
  • Отсутствует ряд согласований.
  • Запрос не достаточно аргументирован.
  • Земли разрешается использовать только в определённой цели, поскольку они уникальные.
  • Неверно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы о несоответствии стандартов.
  • Выявлены расхождения в сведениях относительно ЗУ.
  • Запрет на перевод в другой статус региональным или местным законом.
  • Земля переведена в лесной фонд.

СПРАВКА. Отказ категоричен не во всех случаях. Если запрос отклонён по причине отсутствия нужных бумаг, их достаточно оформить и обратиться с ходатайством повторно.

Какие документы нужно собрать?

Для обращения в компетентные органы необходимо иметь перечень документов:

  • Паспорт владельца земельного надела.
  • Правоподтверждающие бумаги на УЗ.
  • Выписку из Единого Росреестра.
  • Кадастровый паспорт.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины.

СПРАВКА. Наличие выписки не всегда обязательно, но лучше позаботиться о ней заранее, чтобы избежать возможных недоразумений.

Заполнение заявления

Документ составляют на имя главы администрации района или населённого пункта. С запросом обращаются в личном порядке. Закон допускает возможность направить бумагу ценным или заказным письмом по почте.

В заявлении в верхнем правом углу указывают:
  • Фамилию и инициалы лица, подающего запрос.
  • ФИО без сокращений (предлог «от» не пишется).
  • Адрес проживания.
  • Данные паспорта.
  • Номер телефона.

В содержании документа указывают имеющееся целевое назначение надела и обоснованные причины его изменения. Аргументацию излагают в деловом стиле: не должно быть лишних фраз. Обязательно использовать юридическую терминологию. Можно обратиться к юристу, если есть затруднения.

В конце документа ставят дату и подпись, перечисляют перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! Если заявление с пакетом обязательных бумаг направляется повторно, необходимо это отметить. Обозначить причину отказа и указать, как был устранён недочёт.

Таким образом, чтобы изменить целевое предназначение участка, следует обратиться в районную администрацию с ходатайством и перечнем документов. Ответ может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому необходимо приводить чёткие аргументы и обоснования причин смены статуса земельного надела.

Категории земель и виды разрешённого использования: что это такое?

С юридической точки зрения земля является не только основным ресурсом для достижения должного уровня экономического благополучия, но и особым производственным объектом, эксплуатация которого может происходить только в рамках разрешённого законом использования.

Категории и виды использования

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.

В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:

  • Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
  • Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
  • Территории лесного фонда;
  • Территории водных объектов (водного фонда);
  • Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
  • Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
  • Земли, переведенные в фонды государственного запаса.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.

Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.

Вид установленного разрешённого использования – понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.

[3]

Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Целевое назначение земель

Целевое назначение земельных территорий относится к одному из основных понятий в земельном праве, равно как и категория земель.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Несмотря на то, что в действующем земельном законодательстве понятия режима целевого использования или назначения земель не содержится, оно используется для определений категорий тех или иных участков.

В соответствии с этим правилом под целевым назначением земель следует рассматривать их особый режим правовой и фактической охраны и организации эксплуатации в зависимости от имеющихся особенностей тех или иных участков, характерных для группы таких участков.

Их установление также может быть осуществлено только в тесной взаимосвязи между ними.

[2]

Кто присваивает?

Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.

Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).

В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.

В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:

• Для территорий, находящихся в федеральном владении – Правительством РФ;

• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения – уполномоченными органами соответствующих субъектов;

• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию – специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;

• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Процедура определения вида и назначения участка

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О переводе земель…» процедура присвоения категории и, соответственно, определения целевого назначения и вида использования будет осуществляться следующим образом.

Лицо, заинтересованное в переводе земель в другую категорию или присвоении ему категории (если такая по каким-то причинам не была установлена), определении вида и назначения участка, подает заявление с указанием всех конкретных данных на участок в уполномоченные органы.

Заявление предоставляется в форме ходатайства, в котором необходимо отразить не только сведения о конкретном участке (его адрес расположения, действующее в отношении него право собственности или пользования с указанием даты возникновения, кадастровый номер, установленная категория или ее отсутствие с объяснением причины отсутствия данных, обоснование причины перевода участка из одной категории в другую).

К ходатайству прикладываются документы, которые смогут подтвердить подлинность личности заявителя (если речь идет о людях, имеющих статус физического лица) либо подтвердить законность осуществления действий индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), выписка из ЕГРН на конкретный участок, в отношении которого должна быть осуществлена процедура.

В том случае, если действующее законодательство предусматривает необходимость проведения специализированной экологической экспертизы в отношении того или иного участка, потребуется также и заключение экспертной комиссии по результатам выполненных работ.

В случае выявления несоответствия документов или лица, подавшего их, указанным требованиям, все бумаги возвращаются заявителю в срок не более тридцати дней с момента их получения, сопровождаемые мотивированным отказом в принятии с подробным указанием причины отказа.

В течение трех месяцев документы рассматривает Правительство РФ в отношении земель, переданных в его ведение. Два месяца отводятся исполнительным органам в субъектах и муниципалитетах.

По результатам рассмотрения ходатайства выносится соответствующий акт, в котором указывается присвоенная категория или установленный вид разрешенного режима пользования или целевого назначения, дата принятия решения о таком установлении.

Срока окончания действия у такого акта нет, так как следующий может быть принят в любой момент в результате наступления соответствующих оснований.

В течение четырнадцати дней с момента фиксации вынесенного решения путем составления акта последний должен быть направлен заявителю.

В 2017 году с России будут увеличены пенсии у военных! Подробнее об этом событии узнайте в статье.

В 2017 году произошли некоторые изменения в выплате пособия по безработице. В нашем материале есть вся нужная вам информация.

Заключение

Категория земель, установленные вид разрешенного режима пользования и целевого назначения – ключевые понятия, используемые в земельном праве относительно земельных территорий.

Что же касается процедуры определения принадлежности участка к той или иной категории земель или определения ее вида или целевого назначения, то она проводится в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Изменение назначения земельного участка

Земельные юристы нашей компании проведут изменение назначения вашего земельного участка на другой вид разрешенного использования. Мы оперативно сменим целевое назначение вашего участка на основной, условно разрешённый или вспомогательный ВРИ.

Несоответствие назначения земли и объектов, размещенных на ней либо способов ее использования, грозит штрафными или иными мерами, вплоть до сноса зданий. Подобные моменты стоит учитывать заранее, при выборе нового назначения. Мы подскажем, как сделать это выгоднее всего.

Какие существуют рекомендации по изменению назначения земли?

  • Определенный вид разрешенного использования территории устанавливается генеральным планом, принятым на основании правил застройки и использования земли. Однако в московском регионе подобные документы отсутствуют, поэтому нужно руководствоваться градостроительными регламентами.
  • ВРИ обязательно должен соответствовать функциональному назначению объекта, размещенного на земельном участке или планируемого к постройке.
  • При выборе вида использования не забывайте о возможностях будущего развития. Стоит заранее учесть те сферы деятельности, которые могут применяться на данной земле.
  • Берутся во внимание и объекты исторического или культурного наследия, а также природоохранные и водоохранные зоны, имеющиеся на территории. Они, как и различные линии электропередач либо газопроводы, могут вызвать сложности при изменении назначения.
  • Перед возведением любых построек, ознакомьтесь с генеральным планом и градостроительным регламентом. В них должно быть предусмотрено строительство таких объектов.
  • В некоторых случаях процедура требует проведения публичных слушаний или подачи заявления в Департамент городского имущества, с просьбой внести изменения в градостроительный регламент.
  • Смена назначения земли возможна, если участок находится на территории особо охраняемых природных зон. Однако для этого придется пройти множество согласований и собрать целый пакет документации.
  • На территории Новой Москвы изменить ВРИ будет несколько проще, нежели в самой столице, и сложнее, чем в ближайшем Подмосковье. Разница в перечне подаваемых в муниципалитет бумаг.

Как изменить назначение земельного участка?

Прежде всего, необходимо написать заявление на имя главы районной администрации. На его рассмотрение дается не более тридцати дней. Вместе с заявлением подаются правоустанавливающие документы, выписки из реестров и кадастров, копии паспорта и иные бумаги. В Подмосковье потребуется проведение топографической съемки, ситуационный план и выписка из кадастра по специальной форме.

Пакет документации уходит на публичные слушания, по результатам которых глава администрации выносит решение. Затем изменения отображаются в кадастровом паспорте и проходят регистрацию в Росреестре. Риск отказа существует на любом этапе, даже при малейшем несоблюдении процедуры. Избежать этого помогут эксперты нашей компании. Взявшись за изменение назначения земли, мы гарантируем положительный результат.

Земельные юристы нашей компании осуществят изменение вида разрешенного использования в Московской области, Владимирской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области, Тверской области и Ярославской области.

Изменим назначение вашего земельного участка

Дополнительно смотрите материалы по включению земельных участков в границы населённых пунктов, а так-же изменению категорий земельных участков, которые готовы выполнить наши специалисты под нужды заказчика.

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Видео (кликните для воспроизведения).

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Источники


  1. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.

  3. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.
Целевое назначение земельного участка
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Кредиты пенсионерам в москве – какие банки дают работающим и неработающим пенсионерам кредиты в моск

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here