Вузы не прошедшие аккредитацию

Важные аспекты на тему: "Вузы не прошедшие аккредитацию" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323
«Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения»

С изменениями и дополнениями от:

1 февраля 2005 г.

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 настоящее постановление признано утратившим силу

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения.

2. Установить, что Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения вступает в силу с 1 января 2000 г.

Положение определяет порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций высшего профессионального образования независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы. Распространяется на вузы, созданные и действующие в соответствии с законодательством РФ в области образования, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, выданную федеральным органом управления высшим профессиональным образованием, и заключение об аттестации вуза, выданное соответствующим государственным органом, проводившим аттестацию. Аккредитация проводится федеральным органом управления высшим профессиональным образованием. Срок аккредитации не более 5 лет. Положение в силу с 1 января 2000 г.

Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 декабря 1999 г. N 49 ст. 6006, в «Российской газете» от 31 декабря 1999 г. N 255

Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения вступает в силу с 1 января 2000 г.

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49

Приложение. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения

Положение
о государственной аккредитации высшего учебного заведения
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323)

С изменениями и дополнениями от:

1 февраля 2005 г.

См. также Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих общеобразовательные программы и программы начального профессионального образования, независимо от их ведомственной принадлежности, утвержденное приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327

1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет порядок проведения государственной аккредитации (далее именуется — аккредитация) образовательных учреждений и организаций высшего профессионального образования независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы (далее именуются — вуз).

2. Целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его государственного аккредитационного статуса (далее именуется — статус) по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца (далее именуются — аккредитованные программы).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. Настоящее Положение распространяется на вузы, созданные и действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и заключение об аттестации вуза, выданное соответствующим государственным органом, проводившим аттестацию.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения

4. Аккредитацию вуза проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее именуется — аккредитационный орган) на основании заключения об аттестации, результатов экспертизы показателей вуза и критериев аккредитации для вузов различных видов, утверждаемых аккредитационным органом.

О показателях деятельности и критериях государственной аккредитации высших учебных заведений см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. N 1938

См. Положение об Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 июня 2004 г. N 16

См. Положение об Аккредитационной коллегии Министерства образования Российской Федерации, утвержденное, приказом Минобразования РФ от 22 октября 2003 г. N 4000

С целью информационно-методического сопровождения аккредитации, обеспечения объективности принимаемых решений формируется центральный банк данных по вузам России, включающий показатели деятельности вузов, учитываемые при принятии решения об аккредитации. Затраты на информационно-методическое сопровождение аккредитации оплачиваются вузом по договору, который заключается им с организацией, осуществляющей информационно-методическое сопровождение. Форма примерного договора утверждается аккредитационным органом.

Об изменении порядка заключения договоров на информационно-методическое сопровождение процедур аттестации и государственной аккредитации см. письмо Минобразования РФ от 25 февраля 2004 г. N 17-55-55ин/11

См. форму примерного договора на осуществление информационно-методического сопровождения процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденную приказом Минобразования РФ от 8 февраля 2000 г. N 380

5. Вопросы аккредитации рассматриваются коллегиальным органом аккредитационного органа, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении вузы, общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего профессионального образования, руководители вузов.

Вузы аккредитуются на срок не более 5 лет.

6. Решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации (далее именуется — свидетельство).

Читайте так же:  Временное убежище в рф – как получить статус, какие права дает

7. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

8. Аккредитационный орган утверждает форму бланка свидетельства и форму приложения к нему, обеспечивает изготовление, учет и хранение бланков. Бланк свидетельства является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Приложение к свидетельству оформляется на специальной бумаге, сшивается и заверяется печатью.

9. В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное — консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма.

Если при аккредитации устанавливается, что статус вуза отличается от указанного в его наименовании, вузу выдается на срок не более 6 месяцев временное свидетельство с указанием его наименования. Такое свидетельство дает вузу на соответствующий срок все права высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию. Постоянное свидетельство выдается вузу на основании заявления и учредительных документов с наименованием вуза, приведенным в соответствие с установленным при аккредитации статусом.

В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые вузом, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечень аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале.

Свидетельство без приложения недействительно.

10. Свидетельство действительно в течение срока аккредитации, по истечении которого оно утрачивает силу.

Возобновление действия свидетельства осуществляется в том же порядке, что и его получение.

Внесение в свидетельство дополнений, касающихся аккредитованных программ вуза и филиалов, оформляется соответствующим приложением к свидетельству.

11. Для проведения аккредитации руководитель вуза направляет в аккредитационный орган заявление, заверенное подписью и печатью учредителя (учредителей) или органа, осуществляющего полномочия учредителя, с приложением к нему показателей вуза по формам, утверждаемым аккредитационным органом, копию заключения об аттестации вуза.

Все документы, представленные для аккредитации, регистрируются аккредитационным органом и хранятся в течение срока действия свидетельства. Порядок рассмотрения документов при проведении аккредитации устанавливается аккредитационным органом. Период рассмотрения документов, проведения аккредитации и принятия соответствующего решения не должен превышать четырех месяцев.

Наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации является основанием для отказа вузу в приеме документов.

12. Филиалы вуза, прошедшие аттестацию, проходят аккредитацию в составе высшего учебного заведения, структурным подразделением которого они являются.

13. Вуз имеет право на отзыв заявления об аккредитации до принятия решения аккредитационным органом.

14. Отрицательное заключение по результатам аттестации является основанием для отказа вузу в аккредитации.

15. Аккредитационный орган своим распорядительным документом может приостановить действие либо аннулировать выданное им свидетельство (лишить вуз аккредитации) полностью или по отдельным указанным в приложении к свидетельству образовательным программам в случае:

а) представления учредителем (учредителями) или органом, осуществляющим полномочия учредителя, соответствующего заявления;

б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для аккредитации;

в) нарушения вузом требований законодательства Российской Федерации в области образования;

г) приостановления действия лицензии либо аннулирования ee;

д) получения отрицательного заключения по результатам аттестации, проведенной в период действия свидетельства;

е) предъявления рекламации государственного органа, проводившего аттестацию вуза.

В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, его действие по решению аккредитационного органа может быть возобновлено.

Соответствующие распорядительные документы аккредитационного органа доводятся до сведения вуза, учредителя (учредителей) или органа, осуществляющего полномочия учредителя, и органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится вуз.

16. Распорядительный документ аккредитационного органа об аннулировании свидетельства является основанием для исключения вуза из реестра аккредитованных вузов.

17. Повторная в течение двух лет рекламация государственного органа, осуществляющего аттестацию вузов, на качество образования и (или) несоответствие его требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта влечет за собой лишение вуза аккредитации, оформляемое распорядительным документом аккредитационного органа. Возобновление действия свидетельства в этом случае осуществляется в порядке, установленном для его получения.

18. В случае ликвидации или реорганизации вуза (слияния, присоединения, разделения, выделения), изменения его организационно-правовой формы, статуса аккредитация вуза утрачивает силу и выданное ранее свидетельство признается недействительным, о чем делается соответствующая запись в реестре аккредитованных вузов.

При проведении в период действия свидетельства реорганизации, ликвидации вуза он обязан представить в аккредитационный орган соответствующую информацию и вернуть свидетельство.

19. При утрате свидетельства, изменении наименования, юридического адреса, частичном изменении состава учредителей вуза допускается переоформление свидетельства, которое осуществляется аккредитационным органом на основе заявления вуза и документов, подтверждающих эти изменения.

См. письмо Минобразования РФ от 4 ноября 2003 г. N 24-55-313ин/10 «О порядке переоформления лицензий и свидетельств о государственной аккредитации»

20. Решение об аккредитации вуза или об отказе в его аккредитации может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

21. Сведения о вузах, прошедших аккредитацию и получивших свидетельства, с перечнем аккредитованных программ, а также сведения о вузах, действие свидетельства которых приостановлено или аннулировано, вносятся аккредитационным органом в реестр аккредитованных вузов и публикуются в периодических изданиях этого органа.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы .

Список 17 вузов России, лишенных аккредитации в декабре 2015 года.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, в целях информирования обучающихся, сообщает, что в период с 17 по 24 декабря 2015 года ведомством подписаны приказы и распоряжения о приостановлении и лишении государственной аккредитации образовательных программ и запрете приема обучающихся.

По результатам проведенных проверок юридических лиц Рособрнэдзором было полностью приостановлено действие государственной аккредитации:

1. Филиал НОУ 8ПО «Международный институт экономики и права» в городе Астрахани

Читайте так же:  Новые законы для стареющих богачей. участники рынка наследственного консалтинга обсудили новеллы се

2. Филиал НОУ 8ПО «Международный институт экономики и права» в городе Белорецке
3. Филиал НОУ 8ПО «Международный институт экономики и права» в городе Омске
4. Филиал НОУ ВПО «Международный институт экономики и права» в городе Челябинске
5. Самарский филиал НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»
6. Новомосковский филиал НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»
7. Красноярский филиал НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»
8. Буденовский филиал ЧОУ ВО «Институт дружбы народов Кавказа»
9. Заводоукольский филиал НОЧУ ВО «Уральский институт коммерции и права»
10. Борисоглебский филиал АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
11. ННОУ ВПО «Гуманитарный институт»
12. Салехардский филиал НОЧУ ВО «Уральский институт коммерции и права»
13. АНОО ВО «Индустриальный институт»
14. АНОО ВО «Региональный финансово-экономический институт»
15. НОЧУ ВПО «Липецкий Институт Управления»
16. НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий»
17. НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права»

Частично приостановлено действие государственной аккредитации в отношении укрупненных групп направлений и специальностей:

18. Красноярский институт железнодорожного транспорта (филиал) ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»:
080000 Экономика и управление (специалитет, бакалавриат)

19. ГАОУ ВО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт»:

080000 Экономика и управление (специалитет, бакалавриат)

100000 Сфера обслуживания (бакалавриат)030000 Гуманитарные науки (специалитет)

20. НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления»:
020000 Естественные науки (специалитет, бакалавриат)

030000 Гуманитарные науки (специалитет, бакалавриат)

070000 Культура и искусство(бакалавриат)

[3]

080000 Экономика и управление (специалитет, бакалавриат)

090000 Информационная безопасность (специалитет, бакалавриат)

За неустранение несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся частично лишены государственной аккредитации:

1. ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»:
080000 — Экономика и управление (специалитет, бакалавриат, магистратура)
2. Филиал ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачева» в г. Белово: 080000 — Экономика и управление (специалитет)

За неисполнение предписания в установленные сроки Рособрнадзором запрещен прием в:

1. ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова»

2. Н(Ч)ОУ ВПО «Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики»

3. Филиал ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» в в г. Туапсе

4. НОЧУ ВПО «Институт рыночной экономики, социальной политики и права»

5. ЧОУ ВПО «Балтийский институт иностранных языков и межкультурного сотрудничества»

6. ОАНО ВО «Международный славянский институт»

7. Волгоградский филиал ОАНО ВО «Международный славянский институт»

8. НОЧУ ВО «Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы»

9. НОЧУ ВПО «Институт русского театра»

10. Филиал НАЧАО ВО «Уральский институт экономики, управления и права» в г. Каменск-Уральский

11. Кушвинский филиал НОЧУ ВО «Уральский институт коммерции и права»

12. АНОО ВО «Калининградский институт управления»

13. Филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» в г. Дербенте

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается вузу Рособрнадзором и подтверждает его право на оказание услуг по реализации образовательных программ. В случае ее аннулирования, вуз обязан прекратить образовательную деятельность.

Наличие у вуза свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие деятельности высшего учебного заведения федеральным государственным образовательным стандартам.

В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

При этом вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

При приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации, учредитель вуза обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие высшие учебные заведения на имеющие госаккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (формы и курса, а также стоимости обучения).

Прием в образовательную организацию запрещается в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора. Запрет на прием обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза.

Пять вузов лишились аккредитации

Пять российских вузов и их филиалов лишились государственной аккредитации. В списке: Современная гуманитарная академия (СГА), Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента, Новосибирский институт экономики и менеджмента, Дагестанский теологический институт имени Саида Афанди, Московский институт мировой экономики и международных отношений, сообщает в понедельник ТАСС. Пресс-служба Рособрнадзора отмечает, что «Без государственной аккредитации вуз продолжает образовательную деятельность, однако не может проводить государственную итоговую аттестацию, выдавать документы об образовании и квалификации, образцы которых установлены Минобрнауки РФ, предоставлять право на отсрочку от армии».

На официальном сайте Современной гуманитарной академии сказано, что администрация академии рассчитывает получить свидетельство об аккредитации на новый срок летом текущего года.В интересах выпускников СГА текущего года, для которых получение дипломов является приоритетным фактором (поступление на государственную службу, вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности и т.п.), администрация академии достигла необходимых договоренностей о возможности их перевода в другие вузы с сохранением всех текущих условий обучения, в том числе, финансовых.

Инспекторы Рособрнадзора в ходе проверок обнаружили отсутствие специализированных компьютерных классов, необходимых для изучения ряда дисциплин, несоответствие лабораторий техническим условиям, нехватку преподавателей, а в договорах, заключаемых со студентами, содержались пункты, позволяющие изменять стоимость образовательных услуг помимо увеличения стоимости с учетом уровня инфляции.

Современная гуманитарная академия — негосударственное образовательное учреждение, основанное в 1992 году. Одной из лабораторий в вузе заведует путешественник Федор Конюхов.

Рособрнадзор опубликовал список вузов, лишенных лицензий в 2015 году

С начала 2015 года 151 российский вуз и филиал были лишены лицензии на образовательную деятельность. В преддверии приемной кампании ведомство опубликовало полный список учебных заведений, исключенных из реестра лицензий.

У части вузов лицензия была отозвана по их собственному решению — в результате прекращения работы и реогранизации, но многие учебные заведения не прошли проверок Рособрналзора. 34 вуза и филиала были лишены государственной аккредитации в результате укрупнения.

Читайте так же:  Как подать в суд на банк

Напомним, что с 2014 года Рособрнадзор, согласно принятому закону, уполномочен приостанавливать или отзывать лицензии у вузов, если в рамках контрольно-надзорной деятельности в них были выявлены те или иные нарушения, несоответствия государственным стандартам. По данным Рособра, в настоящее время в России функционируют около 400 негосударственных вузов и 300 их филиалов, обучение ведется, в основном, по заочной форме по юридическим и экономическим специальностям. По итогам инспекционных проверок в 2014 году из реестра лицензий исключено 357 вузов, в 73 запрещен прием обучающихся, также было приостановлено действие 25 лицензий.

Что делать студенту, если вуз лишили аккредитации

Чем грозит лишение аккредитации

В 2017 году Рособрнадзор лишил аккредитации и лицензии десятки университетов по всей стране. В последние месяцы сотни студентов МИТРО, Первого московского юридического института, Московской академии экономики и права и других вузов остались за бортом высшего образования, причем многие – перед защитой дипломов. Учащиеся беспокоятся о будущем своего образования, и не зря. Университет без аккредитации не имеет права выдавать дипломы государственного образца, ведь наличие аккредитации как раз означает, что качество образования соответствует федеральным стандартам. Теряются и другие привилегии: учащимся больше не гарантируют отсрочку от армии, учреждение не может использовать налоговые льготы или маткапитал при оплате обучения.

В случае потери аккредитации вуз должен в течение пяти рабочих дней сообщить об этом учащимся, а также разместить объявление в Интернете. Однако, как правило, руководство до последнего утаивает информацию, и для многих студентов новость становится неожиданностью.

Отсутствие аккредитации не лишает вуз возможности обучать студентов. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» вуз закроется, только если потеряет лицензию. Лишенный аккредитации университет может выдать собственный диплом – негосударственного образца, но такая «корочка» не имеет ценности.

Как перевестись в другой вуз

Если студент не желает остаться недоучкой, единственный выход – завершить обучение в другом месте. Порядок перевода из вуза, лишенного аккредитации, регулирует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем прописана специальная процедура, которая гарантирует соблюдение прав учащихся. По закону, вуз обязан обеспечить перевод студентов в другие университеты с сохранением условий обучения. Студент вправе рассчитывать на ту же специальность, форму и стоимость обучения, курс.

По словам генерального директора юридического бюро «Амелин и Копыстыринский» Александра Амелина, срок перевода не зависит от времени учебного года.


Он добавляет, что при этом специальность можно и поменять. Тогда в заявлении нужно написать о желании перевестись на другую образовательную программу.

Если студент не согласен с переводом, он может получить справку и самостоятельно переводиться в другие вузы. Однако, как считает Григорий Шабанов, в этом случае ни один серьезный вуз его не возьмет. Поэтому студенту нужно постараться выбрать лучший вариант из тех организаций, которые ему предлагает на выбор ректорат. Как только студент выбрал новый вуз, стоит обратиться в эту организацию и уточнить, действительно ли она осуществляет перевод, а также еще раз проговорить условия, которые будут сохранены.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы .

Что такое аккредитация вуза, зачем она нужна, как проверить ее наличие?

Аккредитация вуза — это признание надзорными органами качества предлагаемых им программ на соответствие государственным стандартам и правилам обучения. Аккредитованный вуз — первое условие (после лицензирования) получения качественного образования.

Частые вопросы по аккредитации вузов

  • Что такое аккредитация вуза?
  • Обязательна ли аккредитация вуза для его законного функционирования?
  • Какие преимущества дает аккредитация вуза для студентов?

Отвечаем на вопросы и разъясняем основные понятия аккредитации

Как проходит процедура аккредитации

Чтобы получить соответствующую аттестацию, университет проходит проверку Национального аккредитационного агентства. Хороший уровень знаний должны подтвердить и учащиеся, и преподаватели.

К тому же, университет должен вести преподавание по ряду специальностей, вести научную деятельность.

Что даёт аккредитация университету?

Сертификат о государственной аккредитации подтверждает статус образования, получаемого в данном учебном заведении.

Только аккредитованный ВУЗ имеет право выдавать дипломы государственного образца.

Все другие могут выдавать лишь дипломы «установленного» образца, которые не всегда принимаются работодателями.

[1]

В целом аккредитованный ВУЗ считается более престижным, надёжным. Такой университет получает государственную поддержку, его студентам гарантируются все льготы, предусмотренные законодательством.

Какая разница между дипломами государственного и установленного образца

Согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании», занимать должности, к которым установлены определенные квалификационные и образовательные требования, могут любые специалисты, имеющие дипломы о высшем профессиональном образовании вне зависимости от того, государственного или негосударственного они образца.

Примечание:

Если студент после прохождения обучения получил диплом «установленного» образца, то согласно федеральному законодательству это не является ограничениями при приеме на работу в государственные структуры (в этом вопросе часто возникают разночтения)

Однако, на практике диплом установленного образца не котируется высоко, поскольку процесс обучения в таком вузе не гарантирует качество полученного выпускником образования и не служит подтверждением, что вами получен тот минимум специальных знаний, которые установлены российскими образовательными ГОСТами.

При прочих равных условиях, работодатель всегда предпочтет специалиста, уровень образования которого подтверждается дипломом государственного образца.

[2]

Почему лучше учиться в аккредитованном учебном заведении

Помимо того, что учащиеся аккредитованного ВУЗа получают диплом государственного образца, они также, имеют право продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре, имеют ещё ряд преимуществ и льгот перед частными не аккредитованными учебными заведениями.

Также, только университет с государственной аккредитацией имеет право выдавать отсрочку от армии, и только по перечисленным в Приложении к свидетельству специальностям.

Если ваш университет аккредитован, но конкретная специальность там не указана, то с отсрочкой могут возникнуть проблемы.

Важным аспектом в аккредитованных вузах является возможность учиться на бюджете и получать другие льготы, предназначенные для студентов.

Читайте так же:  Как получить бесплатно квартиру от государства

Не аккредитованные ВУЗы не имеют права предоставлять своим студентам какие-либо льготы, гарантированные государством, а лишь те, которые организует сам университет.

Ну и наконец, поступая в аккредитованное государством учебное заведение, вы будете хоть в какой-то мере застрахованы от внезапного закрытия университета, его расформирования.

Итоги. Основные преимущества аккредитации ВУЗа

  • Соответствие программы федеральному государственному образовательному стандарту
  • Диплом государственного образца, установленного Минобрнауки России
  • Возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре по аккредитованной программе.
    Отсрочка от служ6ы в Вооруженных силах Российской Федерации по призыву
  • Возможность использовать средства материнского капитала на оплату обучения

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка.

Рособрнадзор приостановил аккредитацию нескольких вузов

Рособрнадзор со 2 по 8 октября приостановил госаккредитацию образовательных программ в десяти вузах и филиалах в части направлений, приводит ТАСС выдержку из пресс-службы ведомства.

По результатам проведенных проверок, Рособрнадзор приостановил действие госаккредитации следующим организациям: Московская академия экономики и права, Институт русского театра, Самарский государственный университет путей сообщения, филиал Самарского государственного университета путей сообщения в Рузаевке, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Университет Российской академии образования, Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, филиал Московского института предпринимательства и права в Оренбурге, Институт экономики и предпринимательства, Дзержинский политехнический институт — филиал Нижегородского государственного технического университета им. Алексеева.

Кроме того, Рособрнадзор запретил прием абитуриентов в Московский институт кинотелевизионных искусств, приостановил действие лицензии Института коммуникативных технологий и исключил из реестра лицензий Светский институт народов Кавказа и Институт индустрии моды.

Напомним, летом руководство Рособрнадзора сообщило, что в ходе приемной кампании в российские вузы 24 учебных заведения были лишены лицензий на образовательную деятельность, а с начала года из реестра исключили 168 вузов. Треть «лишенцев» составляют московские институты и их филиалы — например, в списке фигурируют отделения РГГУ и РУДН.

Подробнее о том, как в ходе приемной кампании лишали лицензий на образовательную деятельность, читайте в материале «Ъ» «С начала года лишены лицензий 168 российских вузов».

Неэффективные вузы будут лишать аккредитации, а не закрывать

Министерство образования и науки постаралось учесть замечания к прошлогоднему мониторингу. Однако критерии проверки во многом остались прежними.

Первые накладки случились еще на этапе сбора информации. Оказалось, что многие негосударственные вузы не сочли нужным участвовать в проверке. Несмотря на то что по новому закону об образовании это обязаны делать все учебные заведения, которые выдают дипломы государственного образца.

— Прошлый мониторинг велся по арифметике, а не по содержанию, — считает первый замруководителя фракции «Единая Россия » Николай Булаев. — Мы были против того, что в мониторинге не участвовали негосударственные вузы, около 400. И в этот раз около 100 негосударственных учебных заведений не подали свои отчеты. Значит, им просто нечего показывать. Они должны понимать, что нарушили закон, и прокуратура будет выяснять, какие у них были на то основания. Думаю, по итогам этой проверки неэффективных вузов среди негосударственных окажется в разы больше.

Точные списки неэффективных вузов, как и их дальнейшая судьба, пока неизвестны. Ясно пока одно: несмотря на все слухи, закрывать их не будут.

— Мы категорически против закрытия учебных заведений, и по итогам прошлого мониторинга ни один вуз не был закрыт. А реорганизация должна носить осознанный, открытый характер, — считает Николай Булаев. — Те вузы, к которым есть претензии, должны пройти внеплановую проверку. Если они ее провалят, мы должны изымать их аккредитацию. Надо разбираться с халтурящими учебными заведениями, чтобы люди понимали: государственная аккредитация — это гарантия образования.

Диплом государственного образца — это, конечно, важно для абитуриента. Но гораздо сильнее на выбор учебного заведения влияет фактор трудоустройства его выпускников. И вот этот критерий в мониторинге эффективности пока слабо учитывается.

— Сейчас этот критерий показывает, сколько выпускников пришло на биржу труда, — объясняет чиновник. — Это не показатель эффективности работы вуза. Надо смотреть, сколько выпускников получили работу по специальности. Но у нас нет механизма, который позволял бы это делать, только примерная стратегия. Можно рассматривать количество студентов целевого приема, количество учащихся, получивших дополнительный соцпакет от работодателя во время учебы. С введением нового закона об образовании договор целевого приема перестал быть фикцией. И такая форма гораздо лучше поголовного распределения выпускников.

Но самый главный недостаток мониторинга эффективности — это то, что он чешет под одну гребенку все вузы, без учета их специфики. Вспомнить хотя бы результаты прошлого года, когда в список неэффективных попал Московский архитектурный институт. Конечно, есть и сдвиги. Например, критерии оценки филиалов почти приблизились к критериям головных учреждений. Еще правильнее было бы сделать их полностью идентичными, раз и те и другие выдают одинаковые государственные дипломы.

— Нужно проводить мониторинг не в целом по вузу, а по укрупненным группам специальностей, — приводит примеры Николай Булаев. — Например, в прошлом году из 100 вузов, нуждавшихся в реорганизации, большинство было аграрными и педагогическими. Мы обсудили эту ситуацию, и сейчас аграрные вузы выделены в особую категорию. А вот педагогические — нет. Кроме того, необходимы отдельные критерии для 15 учебных заведений, которые получают деньги от государства для роста в мировом рейтинге. Я имею в виду национальные, федеральные университеты. Мы даем им повышенные финансирование и имеем право выдвигать повышенные требования. И надо делать ректоров этих вузов ответственными за реализацию поставленных перед ними задач.

Как изменится система аккредитации российских вузов

Рособрнадзор подписал постановление о государственной аккредитации вузов. Согласно изменениям, эксперты, выдающие аккредитацию, должны будут учитывать сведения о результатах оценки качества знаний выпускников, учитывать результаты университетов в международных рейтингах и исследованиях. Они также не смогут запрашивать у вузов документы, не включенные в перечень, установленный Рособрнадзором, и просить продублировать электронные документы в бумажном виде. Представители вузов отмечают некоторые недочеты, но в целом новшества оценивают положительно.

Читайте так же:  Образец договора безвозмездного пользования нежилым помещением

Согласно поправкам, теперь при проведении аккредитационной экспертизы экспертная группа должна будет учитывать сведения о результатах оценки качества знаний выпускников вузов, а срок действия аккредитации экспертов составит пять лет вместо нынешних трех. Для оценки отдельных образовательных программ Рособрнадзор будет привлекать экспертов, квалификация которых соответствует специальностям и направлениям подготовки на них. Экспертная группа также должна будет учитывать результаты вуза в международных исследованиях и рейтингах в сфере образования. Кроме того, теперь экспертная группа не сможет запрашивать у вуза документы и материалы, не включенные в перечень, установленный Рособрнадзором, а также документы в бумажном виде, если они уже размещены на официальном сайте или внутренних электронных системах вуза. При этом университет получит право в течение пяти дней после получения информации о выявленных нарушениях принять меры по их устранению.

В Рособрнадзоре пояснили “Ъ”, что постановление устанавливает порядок «учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся» и использования открытых данных об образовательных программах, а также сокращает документооборот при проведении аккредитационных экспертиз.

Представители вузов, опрошенные “Ъ”, оценивают изменения в системе аккредитации скорее положительно. По словам врио ректора Сибирского федерального университета Максима Румянцева, нововведения позволят университетам «быть более гибкими и мобильными при разработке и реализации образовательных программ». «Кроме того, отказ от бумажных носителей, даже частичный, должен привести к снижению бюрократии»,— говорит господин Румянцев.

Как Рособрнадзор предложил ректорам выбрать направление реформы аккредитации

В пресс-службе Дагестанского государственного университета заявили “Ъ”, что также скорее положительно относятся к изменениям, однако отметили, что «пять дней на исправление выявленных недочетов — это очень маленький срок». Ректор Башкирского государственного педагогического университета Салават Сагитов, напротив, отмечает, что пять дней — уже прогресс по сравнению с прежними правилами: «Ранее экспертная комиссия уезжала для принятия решения по вузу, и руководство не имело возможности даже узнать о собственных недоработках. Зачастую они были легко устранимы и в целом не снижали качества подготовки выпускников». Ректор Новосибирского гостехуниверситета НЭТИ Анатолий Батаев считает, что было бы лучше дать вузам «хотя бы десять дней», но и «за пять можно успеть исправить формальные недочеты»: «Раньше из-за них можно было просто не пройти аккредитацию, и из-за каких-то опечаток сотни студентов могли остаться без диплома».

Начальник управления организационно-административной политики Крымского федерального университета имени Вернадского, эксперт Национального аккредитационного агентства в сфере образования Наталья Кармазина одобряет пятилетний срок действия аккредитации экспертов, но отмечает, что «в условиях быстроизменяющейся нормативной базы переаккредитация раз в три года заставляла эксперта всегда быть в тонусе, совершенствовать свои знания и владение нормативно-правовой документацией и возможными нюансами». «Если эксперт часто не выезжает на экспертизу, он может упустить какие-то важные моменты»,— добавляет госпожа Кармазина. Проректор по учебной работе РУДН Александр Ефремов, напротив, считает, что увеличение срока действия полномочий экспертов позволит им более эффективно работать, «не беспокоясь о необходимости повторной аттестации».

Бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов о новой системе аккредитации вузов

Начальник управления образовательных стандартов и программ МГТУ им. Н. Э. Баумана Татьяна Гузева отмечает, что пока «непонятен механизм учета при аккредитации вуза различных исследований — мониторингов, конкурсов, рейтингов»: «Мы знаем особенности составления рейтингов, особенно иностранных. Главный вопрос — как именно будут учитываться данные и как именно они будут влиять на аккредитацию российских вузов. Пока здесь больше вопросов, чем ответов». Ректор готовящегося к прохождению аккредитации Тамбовского госуниверситета Владимир Стромов заявил “Ъ”, что существующая система оценки эффективности вузов «слишком забюрократизирована», и выразил надежду на то, что нововведения Рособрнадзора позволят «существенно уменьшить объем предоставляемых документов». Проректор по учебно-методической работе РЭУ имени Плеханова Петр Карасев также отмечает некоторые недоработки в поправках: «В положении сделан акцент на результаты независимой оценки качества подготовки обучающихся, которые будут учитываться при проведении аккредитации. Однако сама процедура независимой оценки качества в настоящее время еще находится в стадии формирования и внедрения. Вопрос обеспечения готовности вузов к подобной работе пока остается открытым».

Напомним, дискуссия о пересмотре подходов к контролю за деятельностью вузов впервые развернулась после того, как в 2017 году Европейский университет в Санкт-Петербурге был лишен лицензии на ведение образовательной деятельности (восстановил лицензию в августе 2018 года). В мае прошлого года Рособрнадзор лишил госаккредитации Московскую высшую школу социальных и экономических наук (Шанинка). После этого Ассоциация ведущих университетов России и ассоциация «Глобальные университеты», в которые входят 50 крупнейших вузов РФ, обратились к президенту Владимиру Путину с предложением скорректировать систему аккредитации.

Источники


  1. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.

  2. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
  4. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
  5. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
Вузы не прошедшие аккредитацию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here