Законодательство по проведению выборов в рф

Важные аспекты на тему: "Законодательство по проведению выборов в рф" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

Порядок организации и проведения выборов.

Порядок организации и проведения выборов включает в себя целый ряд значимых стадий, каждая из которых имеет свое самостоятельное содержание и предназначение. Такими стадиями являются: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) формирование избирательных округов и избирательных участков; 4) образование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов в депутаты и их регистрация; 6) предвыборная агитация, финансирование выборов; 7) голосование и подведение итогов выборов.
Первой из таких стадий избирательного процесса является назначение выборов. — Особая значимость этой стадии состоит в том, что с ее помощью обеспечивается периодичность выборов соответствующего уровня. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти. Порядок назначения выборов в субъектах Российской Федерации и муниципальных выборов закрепляется федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований

Порядок выдвижения и регистрация кандидатов — следующая, пятая, стадия избирательного процесса.
Кто может быть выдвинут кандидатом в депутаты? В статье 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. установлено, что это граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Выдвижение может быть осуществлено двояким образом: во-первых, это непосредственное выдвижение, которое может быть реализовано путем самовыдвижения либо путем выдвижения общественным объединением; во-вторых, это выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов, которое может быть осуществлено политической партией или избирательным объединением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10484 —

| 7929 — или читать все.

Тема 5. Законодательство РФ о выборах

Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства.

Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник.

Президент РФ вступает в должность по истечении 6 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, избрание половины депутатов проводится в соответствии с принципами мажоритарной системы относительного большинства (в один тур). Однако выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее 5% голосов избирателей (по новой редакции закона — менее 7% с 2007 г.), из распределения мандатов по федеральному округу исключаются.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе
Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления: o Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; o Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; o Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»; o Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации»; o другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Закон о выборах в РФ

​​В России республиканская форма правления, следовательно, высшие органы власти избираются. РФ относится к смешанной республике, где большую роль играет и парламент, представленный Федеральным Собранием, и Президент. Основные положения, связанные с процедурой выборов, прописаны в Конституции, но более подробно раскрыты в ряде Федеральных Законов.

Нормативное регулирование выборов

Для нормативного подхода в законотворческом процессе характерно принятие акта уполномоченными лицами, а затем внесение в него корректировок. В связи с этим в России почти все законы стоит изучать с изменениями и дополнениями.

Читайте так же:  Требования, на которые исковая давность не распространяется

Когда происходит серьезное изменение в порядке или каком-либо процессе — принимается новый ФЗ, в котором используются положения предыдущего. На текущий момент в Российской Федерации выборы регулируются перечнем законодательных актов. Рассмотрим подробнее положения каждого из них.

19-ФЗ о выборах Президента РФ

Согласно данному нормативному акту, в России проходят демократические выборы, на которых избирается глава государства. У Президента перечень полномочий, прописанный в Конституции. Отметим, что основная задача человека, находящегося на должности — определение внутренней и внешней политики государства. Наряду с этим, он является верховным главнокомандующим и представителем страны на международной арене.

19-ФЗ был принят в 2003 году, рассмотрим основные положения документа по главам:

  1. Глава 1. Общие аспекты, связанные с проведением демократических выборов в России, а также принципы финансирования предвыборных кампаний;
  2. Глава 2. Формирование и деятельность избирательных комиссий, в том числе ЦИК. А также описывается роль и задачи иностранных наблюдателей;
  3. Глава 3. Организация избирательных участков, правила создания списков лиц, имеющих право голоса. Там же описана процедура организации голосования для россиян, находящихся за пределами страны;
  4. Глава 4. Принципы и возможности участия политических партий в выборах Президента;
  5. Глава 5. Процедура выдвижения кандидатов — самостоятельная или от политической партии. Отметим, что выдвиженцам от парламентских партий не требуется сбор голосов;
  6. Глава 6. Описание того, кого можно считать кандидатом, а также условия снятия человека с заявки;
  7. Глава 7. Порядок проведения агитационных мероприятий;
  8. Глава 8. Финансирование выборов, принципы отчетности;
  9. Глава 9. Описывает мероприятия, проводимые в день голосования, а также процедуру подсчета и определения итоговых результатов;
  10. Глава 10. Посвящена правилам и традициям вступления в должность нового Президента.

Две последние главы связаны с процедурой обжалования итогов голосования и подведением резюме по всем положениям ФЗ.

67-ФЗ об избирательных правах

В нормативном акте указаны категории граждан, которые вправе избираться и быть избранными в высшие органы власти РФ. Право участия в голосовании есть у людей, соответствующих следующим критериями:
  • дееспособны;
  • старше восемнадцати лет;
  • гражданство РФ.

Что касается права быть избранным, например, Президентом, то оно есть у граждан России старше тридцати пяти лет. К выдвижению не допускаются:

  1. Лица с двойным гражданством;
  2. Граждане, осужденные в прошлом за тяжкие преступления;
  3. Люди с непогашенной судимостью или занимающиеся общественными работами в связи с наложением административной санкции.

В 67-ФЗ уточнены принципы демократических выборов и сделан акцент на том, что никто и ничто не вправе оказывать влияние на волю человека.

20-ФЗ о выборах депутатов в Государственную Думу

В России помимо выборов Президента проходят и голосование за депутатов нижней палаты парламента. Принцип избрания базируется на партийных списках, то есть граждане голосуют за партию, а далее в соответствии с процентом набранных голосов распределяются места в Государственной Думе.

Структурно Федеральный закон № 20 выглядит так:

  • глава 1 — общие положения;
  • глава 2 — избирательные округа;
  • глава 3 — избирательные комиссии;
  • глава 4 — наблюдатели из других стран;
  • глава 5 — политические партии;
  • глава 6 — выдвижение кандидатов;
  • глава 7 — статус кандидатов;
  • глава 8 — информирование население и агитационная программа;
  • глава 9 — финансирование;
  • глава 10 — голосование;
  • глава 11 — подведение итогов.

Как видно, по структуре и содержанию 20-ФЗ схож с 19-ФЗ, связанным с выборами Президента. Наибольшая разница — принцип и порядок выдвижения кандидатов.

131-ФЗ о местном самоуправлении

В 131-ФЗ описаны принципы самоуправления в Российской Федерации, а также правила формирования местных органов власти. В первой главе описаны понятия, термины и полномочия муниципалитетов.

Вторая и третья главы посвящены спектру вопросов, которыми занимается местное самоуправление и в соответствии с какими принципами осуществляется управление.

Особого внимания заслуживает одиннадцатая глава, в которой описаны особенности формирования местных органов в разных субъектах России, а также в особых местах и зонах, например, в наукоградах, в «Сколково» или в свободном порту г. Владивостока.

5-ФКЗ о референдуме

Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 2004 году, он описывает основные принципы и правила проведения всеобщего голосования в РФ. К ключевым принципам референдума относятся:
  • равенство голосующих;
  • свободное участие;
  • прямое изъявление воли.

Все граждане России вправе принять участие в референдуме. Голос каждого равен одному, независимо от расы, полы, религии или социального статуса.

Муниципальные выборы

23 статья 131-ФЗ посвящена понятию муниципальных выборов. В законе уточнено, что федеральный орган власти устанавливает не только гарантию проведения выборов, но и ряд других важных аспектов:
  1. Порядок проведения голосования и назначения кандидатов;
  2. Выбор и определение избирательной системы;
  3. Условия попадания в списки избираемых и избирателей.

Сроки проведения выборов назначаются органом, уполномоченным на это в соответствии с муниципальным уставом.

В муниципальных выборах вправе принимать участие граждане РФ, достигшие совершеннолетия. Они могут не только избирать, но и быть избранными. Отметим, что стать главой органа местного самоуправления вправе россиянин достигший двадцати одного года.

Изменения в федеральных законах о выборах

Серьезные корректировки коснулись 67-ФЗ в 2017 году. Статья 33 нормативного акта была дополнена правилами привлечения и использования иностранных финансовых ресурсов при проведении агитации.

В этот же закон была внесена корректировка, связанная с избирательными участками — решение о месторасположении должно быть принято не позднее, чем за семьдесят дней до выборов.

В 2017 году было принято два Федеральных Закона (103 и 104), отражающие изменения в избирательном процессе. К базовым корректировкам относятся:

  1. Механизм голосования по месту пребывания. Если гражданин в день выборов не находится по месту прописки, то он вправе зарегистрироваться на иной участок. Нововведение упразднило открепительные талоны и досрочное голосование;
  2. Избирательные участки, сформированные сроком на пять лет, будут считаться безвременными, то есть существовать бессрочно;
  3. Корректировка подписных листов, в которых сократилась графа, связанная с адресом прописки.

Ужесточились и меры наказания за нарушение процедуры выборов, например, за повторное голосование, предумышленную подачу фальшивых бланков и так далее.

В России, как в демократической стране с республиканской формой правления, на регулярной основе проходят выборы в высшие органы власти. Базовые принципы назначения и проведения выборов прописаны в Конституции, а подробно разъяснены в Федеральных Законах. Базовым документом, регулирующим проведение выборов Президента, является 19-ФЗ.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ
«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

С изменениями и дополнениями от:

22 июня 1998 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 12 июля 2006 г., 9 ноября 2009 г., 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

О вопросах местного самоуправления см. обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав.

[3]

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации см. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ

Читайте так же:  Военкомат передает дело в следственный комитет — юридический статус

Президент Российской Федерации

26 ноября 1996 г.

Устанавливаются правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях их нарушения. Гражданам предоставляются правовые основания для защиты своих прав в случае отсутствия в субъекте федерации закона о выборах, устава муниципального образования или выборного представительного органа местного самоуправления, если в субъекте федерации не установлен порядок формирования муниципальных образований, а также, если истекли сроки полномочий выборных органов местного самоуправления. Перечисляются нормы, в соответствии с которым муниципальные образования должны своевременно проводить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц, в том числе повторные или досрочные выборы.

Утверждается временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц в субъектах Российской Федерации. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 декабря 1996 г. N 232, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49 ст. 5497

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Последние новости

Законодательство о выборах на территории Российской Федерации включает в себя федеральные и региональные законы о выборах и референдумах, а также ряд иных федеральных законов и кодексов, определяющих компетенции Центральной избирательной комиссии и так или иначе затрагивающих тему выборов.

Источники избирательного права

Порядок проведения выборов определяется нормативными актами, содержащими нормативно-конституционные нормы. К числу таких источников избирательного права в РФ относятся:

  • Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе РФ, а также уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
  • Федеральный конституционный закон № 2 «О референдуме Российской Федерации»
  • Федеральные законы, законы субъектов Российской федерации, указы и распоряжения президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов власти субъектов РФ, регламентирующие организацию и проведение выборов

Основные федеральные законы о выборах в РФ

  • Федеральный закон № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 95 «О политических партиях»
  • Федеральный закон № 19 «О выборах президента Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 51«О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 20 «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»
  • Федеральный закон № 138 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
  • Федеральный закон № 95 «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами»
  • Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Федеральный закон № 263 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов»
  • Федеральный закон № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Региональные законы о выборах в РФ

Региональное законодательство о выборах в Российской Федерации основывается на федеральных законах о выборах, но также включает в себя местные законы о выборах, постановления органов власти, решения избирательных комиссий, распоряжения администраций муниципалитетов и др.

Законодательное регулирование выборов президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о правилах проведения выборов президента РФ.

Правила выборов главы российского государства регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами » в=»» выборах=»» гарантиях=»» года=»» граждан=»» др.

Подготовку и проведение президентских выборов в России осуществляют Центральная избирательная комиссия (ЦИК), избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные (районные, городские и др.) и участковые избиркомы.

Общие принципы избирательного права

Выборы проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оно гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. По данным на 1 июля 2017 г. Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателей (на выборах 2012 г. были зарегистрированы 109 млн 860 тыс. 331).

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет.

Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Читайте так же:  Объяснения по делу об административном правонарушении — образец

Ограничения касаются лиц с неснятой или непогашенной на день голосования судимостью за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности, а также подвергнутых административному наказанию за демонстрацию или распространение экстремистской символики. Не могут быть избраны бывшие осужденные за тяжкие (в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания или его погашения) или особо тяжкие преступления (в течение 15 лет).

Закон запрещает баллотироваться лицам, которые на момент проведения выборов были лишены судом права занимать государственные должности, а также тем, чьи выступления или агитация за шесть последних лет были признаны экстремистскими.

Кандидаты не имеют права хранить деньги и другие ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России.

Условия выдвижения кандидатов

Кандидаты в президенты РФ могут участвовать в выборах в порядке самовыдвижения или от одной из официально зарегистрированных политических партий (в списке Минюста по состоянию на 14 декабря 2017 г. числится 67 партий, допущенных к участию в выборах).

Для регистрации кандидату-самовыдвиженцу необходимо в течение 20 дней предоставить в ЦИК ходатайство о регистрации инициативной группы в свою поддержку численностью не менее 500 человек. Решение о ее регистрации ЦИК принимает в течение пяти дней.

Выдвижение кандидатов в президенты от политических партий оформляется на их съездах. Каждая партия имеет право выдвинуть только одного кандидата, при этом он не может состоять в другой политической партии или идти на выборы в качестве самовыдвиженца. Протокол съезда должен быть передан в ЦИК в течение 25 дней с момента назначения выборов.

Все претенденты должны сдать в Центризбирком заявление о согласии баллотироваться, информацию о наличии или отсутствии в прошлом судимости, копии паспорта, документов об образовании и месте работы. Кроме того, в ЦИК передаются сведения о доходах, имуществе, вкладах в банках кандидата и его супруги (супруга), сведения о наличии у претендента и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, зарубежной недвижимости и источниках ее приобретения. Если в течение последних трех лет кандидат приобретал недвижимость, ценные бумаги или транспортные средства на сумму, превышающую общий доход его семьи за три года, он также отчитывается о каждой из подобных покупок.

Сбор подписей и регистрация

Кандидаты на высший государственный пост должны представить в ЦИК не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования документы, необходимые для регистрации, в т. ч. подписи избирателей в свою поддержку. От их сбора, согласно закону, освобождены претенденты, выдвинутые парламентскими партиями («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»).

Самовыдвиженцы обязаны собрать не менее 300 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7,5 тыс. подписей. Кандидаты от непарламентских партий должны предоставить не менее 100 тыс. подписей (не более 2,5 тыс. в каждом субъекте РФ). На президентских выборах 2012 г. кандидаты, шедшие не от парламентских партий, должны были собрать 2 млн подписей.

Центризбирком принимает решение о регистрации кандидатов в течение 10 дней с момента подачи ими документов. В этот период проводится проверка достоверности представленных кандидатами личных сведений (для этого ЦИК обращается в соответствующие органы исполнительной власти) и подписей избирателей.

Центризбирком проверяет не менее 20% представленных подписей, процент брака не должен превышать 5%. (до 2005 г. — 25%). Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, проживающих за пределами соответствующего субъекта РФ, указавших недостоверные сведения о себе, и др. В регистрации также отказывают кандидатам, число подписей в поддержку которых, после вычета недействительных, будет меньше необходимого по закону.

Среди других оснований для отказа в регистрации — подкуп избирателей, использование служебного положения при агитации, использование помимо собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от 400 млн руб. (максимально разрешенной суммы расходов кандидата). В 2012 г. были зарегистрированы пять кандидатов в президенты РФ.

Решение Центризбиркома может быть обжаловано в Верховном суде РФ. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пяти дней.

Досрочное голосование, отмена открепительных удостоверений

Избирательное законодательство предусматривает проведение досрочного голосования. За 20 дней до выборов могут проголосовать сотрудники полярных станций, экипажей судов, которые в день выборов будут в плавании, и жители труднодоступных и удаленных районов. За 15 дней возможно проведение досрочного голосования на избирательных участках, образованных за рубежом (4 марта 2012 г., по данным ЦИК, досрочно проголосовали 259 тыс. 17 человек).

Новшеством кампании стала отмена открепительных удостоверений. На выборах президента 2018 г. граждане впервые смогут голосовать не только по месту регистрации, но и там, где будут находиться в день выборов. Для этого не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за пять дней до выборов нужно подать заявление и прикрепиться к удобному участку. Это можно сделать в территориальных избиркомах, многофункциональных центрах, через интернет-портал госуслуг и непосредственно в участковых избирательных комиссиях (в последнем случае не ранее чем за 20 дней до голосования).

Ранее для участия в выборах не по месту регистрации гражданин должен был получить открепительное удостоверение. Его не позднее чем за 60 дней до дня голосования выдавали участковые или территориальные избирательные комиссии. Гражданина исключали из списка избирателей по месту регистрации, а при голосовании на участке по месту фактического пребывания вносили в дополнительный список (удостоверение при этом изымалось).

Голосование

В день выборов граждане могут проголосовать на избирательных участках по месту жительства с 8:00 до 20:00 часов по местному времени. На территории участков, где расположены предприятия с непрерывным циклом работы (например, вахтовым методом), разрешено начинать голосование на два часа раньше.

Граждане, включенные в список избирателей, получают избирательные бюллетени по предъявлении паспорта или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение, выдаваемое на период оформления паспорта). Для того, чтобы проголосовать, необходимо проставить в квадрат бюллетеня любой знак, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Граждане опускают заполненные бюллетени в опечатанный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (стационарный Комплекс обработки избирательных бюллетеней, КОИБ, или переносной Комплекс для электронного голосования, КЭГ).

[2]

Установление итогов выборов

После закрытия участков для голосования участковые избирательные комиссии (УИК) вскрывают в присутствии наблюдателей урны и подсчитывают голоса. Итоги голосования вносят в протокол участковой комиссии, который председатель УИК привозит в территориальный избирком. В его помещении данные вносятся в государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы».

Законодательство по проведению выборов в рф

Раздел ЕГЭ: 5.5. Законодательство Российской Федерации о выборах

Поскольку в Российской Федерации установлена демократическая республиканская форма правления, государство выполняет волю народа, который высказывает её через голосование на выборах или референдумах. Процедура выборов крайне важна для жизнедеятельности государства, поэтому она подробно расписана в федеральном законе.

Читайте так же:  Наем работника по гражданско правовому договору

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЫБОРОВ В РФ

◊ По территории проведения. В зависимости от субъекта избрания в федеративном государстве существует три вида выборов:

  • местные (органы местного самоуправления);
  • региональные (законодательные собрания субъектов РФ);
  • федеральные (президентские, парламентские).

◊ По способу избрания:

  • прямые (избиратели самостоятельно выбирают кандидата в органы государства);
  • непрямые или многоступенчатые (волю избирателя представляют выборщики или специальный орган).

◊ По количеству голосований:

◊ По процентному отношению от полного состава представительного органа власти:

  • полные (единовременное избрание всего состава);
  • частичные (через некоторые промежутки времени избираются равные части представителей).

◊ По срокам проведения. Все виды выборов РФ могут совершаться в различное время в зависимости от сроков их проведения:

  • очередные (своевременные, в соответствии с законодательством);
  • досрочные (смерть должностного лица, отстранение его от власти).

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В РФ

Ст. 32, ч. 2 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин РФ может участвовать в референдумах, а также имеет право избирать органы государственной власти и быть в них избранным. В связи с этим избирательное право делится на активное и пассивное.

Активное. Гражданин избирает представителей в органы власти. Действует с 18 лет.

Пассивное. Гражданина избирают в органы государственной власти. Действует при следующих условиях: достижение 21 года (для президента — 35 лет), необходимые сроки постоянного проживания в стране и занятия должности.

В Конституции также прописаны основные принципы голосования на выборах:

  • добровольность;
  • свобода участия;
  • равенство прав кандидатов во время избирательной кампании;
  • свобода предвыборной агитации;
  • многопартийность, альтернатива выбора;
  • гласность;
  • открытость.

Регламент избирательного права на выборах прописан в следующих нормативно-правовых документах РФ (источники избирательного права):

  • Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ;
  • Федеральный конституционный закон от 10.10.1995 «О референдуме РФ»;
  • федеральные законы и законы субъектов РФ о порядке проведения выборов;
  • указы и распоряжения Президента РФ, акты представителей исполнительных органов РФ;
  • постановления Госдумы и Центризбиркома.

ПРЕЗИДЕНТ РФ

Президент РФ — глава государства, который выступает в качестве гаранта соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека, территориальной и административной целостности страны. Также президент определяет курс внутренней и внешней политики и представляет страну за её пределами. Поскольку РФ является полупрезидентской республикой, президент играет одну из ключевых ролей в управлении государства. 18 марта 2018 года Президентом РФ избран Владимир Владимирович Путин. Официальный сайт Президента РФ — www.kremlin.ru/

Президент согласно нормам, соответствующим этой должности:

  • избирается народом путём всеобщих, прямых, равных и тайных выборов;
  • избирается на срок шесть лет;
  • может назначаться на пост не более двух сроков подряд;
  • находится в резиденции — Кремль;
  • ограничивает и регулирует ветви власти согласно системе сдержек и противовесов.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

  • Определение даты проведения выборов Советом Федерации на первое воскресенье месяца голосования на предыдущих выборах.
  • Выдвижение кандидатов может происходить двумя способами:
  • политическими партиями;
  • в порядке самовыдвижения.
  • Минимальный сбор в 1 млн подписей в поддержку кандидата. На один субъект РФ не должно быть более 70 тыс. подписей.
  • Получение кандидатом более 50 % голосов избирателей на выборах.
  • При повторном голосовании побеждает кандидат, набравший большинство голосов.
  • Принятие поста президента по истечении шести лет нахождения на должности предыдущего. В случае досрочных выборов — на тридцатый день после официального оглашения и публикации результатов выборов.
  • Принятие присяги.

Вы смотрели конспект «Законодательство о выборах в РФ».

Избирательное законодательство

Понятие, классификация и состав избирательного законодательства

Современное российское законодательство о выборах состоит из блока нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Избирательное законодательство можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующими законами. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и региональное, т.е. законодательство субъектов Российской Федерации.

По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления.

Деление избирательного законодательства на федеральное и региональное, т.е. субъектов Федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих в стране порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и в органы местного самоуправления.

В избирательное законодательство входят не только специальные нормативные акты, посвященные выборам в конкретные органы государственной власти, но и акты, регулирующие избирательные права граждан, принципы избирательного права, а также отдельные вопросы и стадии избирательного процесса.

К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ; указы Президента РФ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ.

Конституция Российской Федерации — главный источник избирательного права

Конституция Российской Федерации является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции. Конституция РФ является базовым законом для развития избирательного законодательства. В Конституции, прежде всего, закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство; регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, Государственной Думы Федерального собрания РФ.

В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно определены избирательные права российских граждан (ст. 3 и 32). В Конституции произведено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного права и законодательства.

Международные правовые акты как источники избирательного права

Конституция РФ закрепляет в ст. 15 положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовым актам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека. В них устанавливаются международные избирательные стандарты. Основными источниками международных избирательных стандартов являются: 1) Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Статья 21 Декларации устанавливает: Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и несфальцифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., гарантирующий право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Читайте так же:  Можно ли приостановить уголовное дело по невыплате алиментов

Наиболее прогрессивное положение в отношении избирательных прав граждан подробно изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на Конференции по человеческому измерению, проходившей в три этапа в 1989, 1990, 1991 гг.

В рамках Содружества Независимых Государств принята и действует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод 2002 г., ратифицированная Российской Федерацией 2 июля 2003 г. На основе Конвенции Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 7 декабря 2002 г. одобрены Рекомендации для международных наблюдателей по наблюдению за выборами. Имеются и другие международно-правовые акты, регулирующие реализацию избирательных прав.

Федеральные законы о выборах и референдумах

К федеральному избирательному законодательству в настоящее время следует отнести, прежде всего, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон не только устанавливает и регулирует гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, в законе фактически сформулирована четкая и логически выстроенная схема избирательного процесса, всех его стадий, а также система правовых средств, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан.

К федеральным избирательным законам следует также отнести Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 г.

№ 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», которыми регулируется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, в частности, порядок регистрации избирателей; процедура выдвижения кандидатов и основные требования, предъявляемые к кандидату; виды и условия образования избирательных округов и избирательных участков; статус, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий; использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении избирательных мероприятий и действий и т.д.

К федеральным избирательным законам можно отнести и те законы, которые в целом посвящены регулированию других общественных отношений, но имеют нормы, касающиеся отдельных институтов избирательного права, например, Федеральные законы: «О политических партиях» (от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ), закон РФ «О средствах массовой информации» 1991 г. и др.

Избирательное законодательство Российской Федерации включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: информационного, финансового, уголовного, административного законодательства и т.д. Так, например, нормы Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливают ответственность за избирательные правонарушения.

Подзаконные нормативные правовые акты

Характер указов, принимаемых Президентом России по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые Президентом РФ в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Г осударственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный Указ. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав. Так в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации» (от 30.05.1997 г. № 535) и «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» (от 28.02.1995 г. № 228).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своими актами (постановлениями, положениями и др.) регулирует отдельные вопросы избирательного процесса и разъясняет правовые нормы федерального избирательного законодательства. К ним, в частности, можно отнести: постановление «О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках»; О типовых должностных инструкциях руководителя информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и работников информационного центра, исполняющих функциональные обязанности системных администраторов комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы «Выборы»; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и др.

Региональное избирательное законодательство

Законодательство субъектов Российской Федерации о выборах — важная составная часть российского избирательного законодательства. Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий принимают и разрабатывают собственные региональные избирательные законы, регламентирующие порядок выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти, а также органов местного самоуправления. Отдельные вопросы муниципальных выборов регулируются Уставами муниципальных образований. Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гарантии избирательных прав граждан, так и единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, прежде всего, отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Видео (кликните для воспроизведения).

Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти. Регулирование выборов глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референдумах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

Источники


  1. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  2. Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.

  3. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
  4. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
  5. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
Законодательство по проведению выборов в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here