Жалоба в федеральную антимонопольную службу (фас)

Важные аспекты на тему: "Жалоба в федеральную антимонопольную службу (фас)" с профессиональной точки зрения и понятными словами. Все вопросы просьба задавать дежурному юристу.

На сайте ФАС России опубликованы шаблоны жалоб на действия (бездействие) уполномоченных органов и юридических лиц в сфере строительства

Приведены шаблоны жалобы на акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа в сфере градостроительных отношений и жалобы на действия (бездействие) юридического лица, осуществляющего эксплуатацию инженерных сетей, — http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html? >

С 10 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» жалобы на действия госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, отвечающих за сферу строительства, рассматривает ФАС России.

С жалобой могут обратиться юридические лица не позднее 3 месяцев с момента совершения обжалуемого действия. Обращение рассматривается в семидневный срок.

За нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, грозит административная ответственность. Для чиновников сумма штрафа составит от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 2-х лет.

Для организаций, осуществляющих подключение к сетям, штраф может быть назначен в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, для их должностных лиц — от 10 тысяч до 40 тысяч рублей. За повторное нарушение предусмотрена дисквалификация до 3 лет или увеличенная сумма штрафа (для должностных лиц — до 50 тысяч и для организаций — до 1 миллиона рублей).

Порядок обращения в Московское УФАС России

Московское УФАС России рассматривает индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию антимонопольного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» обращение может быть направлено в виде:

1) предложения — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности ФАС России и ее территориальных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявления — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц, либо критика деятельности ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц;

3) жалобы — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

4) иного обращения.

Письменное обращение, поступившее в Московское УФАС России, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Срок рассмотрения обращения может быть продлен на 30 дней, о чем гражданин или организация, направившие обращение, уведомляется дополнительно.

Способы подачи обращения:

— доставка заявителем лично;

— доставка курьером под расписку;

— направление заказным письмом с уведомлением о вручении;

— направление письмом на электронный почтовый адрес [email protected];

— с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Обращаем внимание на то, что жалобы на действия государственных заказчиков, направленные по факсу не принимаются, также не принимаются жалобы в электронной форме без квалифицированной электронной подписи.

Какую информацию необходимо указать в жалобе:

[1]

— сведения о заявителе, в том числе:

для физического лица — фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства;

для юридического лица — наименование юридического лица, адрес места нахождения;

— имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

— описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты, а также документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства;

— существо требований, с которыми заявитель обращается;

[3]

— перечень прилагаемых документов.

Отсутствие в жалобе одного из указанных выше пунктов может стать основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению.

Сроки рассмотрения жалобы и принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела:

— По признакам нарушения законодательства о размещении заказов – в течение 5 рабочих дней со дня регистрации;

— По признакам нарушения законодательства о рекламе – в течение 30 рабочих дней со дня регистрации;

— По признакам нарушения законодательства о закупках – в течение 7 рабочих дней со дня регистрации;

— По признакам нарушения антимонопольного законодательства (Закон о защите конкуренции) – в течение 30 дней со дня регистрации с возможностью продления на 60 дней.

Причины отказа в возбуждении дела:

— рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа;

— отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации;

— по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;

— по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, исключающее возможность возбуждения дела.

Порядок обжалования действий (бездействий) антимонопольного управления

Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве в сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в сфере размещения государственного заказа, принимаемые в форме ненормативных правовых актов, могут быть обжалованы

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – в арбитражный суд;

физическими лицами – в районный суд

в течение 3 месяцев со дня вынесения такого решения на основании положений ст. 52 Закона о защите конкуренции, ст. 37 Закона о рекламе, ст. 60 Закона о размещении заказов соответственно.

Действия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и его должностных лиц могут быть оспорены в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ст. 198 АПК РФ).

Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве о привлечении к административной ответственности/прекращении производства по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – в арбитражный суд;

физическими лицами – в районный суд

в течение 10 суток со дня получения или вручения копии такого постановления в порядке ст.ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ.

Публикации

Ведомственная апелляция ФАС России

Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы

Подгузова_БАНКнадзор_Ведомственная апелляция ФАС_№2.2017

Скачать файл

Читайте так же:  Как правильно покупать на автомобиль подержанный
Файл добавлен 07.11.2017
Презентация .pdf (126 Кб)

Уже более года в ФАС России работает так называемая ведомственная апелляция, позволяющая хозяйствующим субъектам оспаривать решения территориальных управлений антимонопольного органа во внесудебном порядке. В определенных случаях такая процедура может стать эффективной альтернативой судебному обжалованию.

Кто осуществляет пересмотр решений?

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в структуре ФАС России создаются коллегиальные органы, одним из специальных полномочий которых является пересмотр решений и (или) предписаний территориальных управлений ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

Структура коллегиальных органов ФАС России в Законе о защите конкуренции не раскрывается. Законодательство лишь указывает, что состав таких органов должен утверждаться руководителем ФАС России. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ведомства, в ФАС России образовано 14 составов Апелляционной коллегии, которые сформированы по сферам деятельности. Кроме того, пересмотром решений территориальных органов может заниматься Президиум ФАС России[1].

Строгое разграничение компетенций Апелляционной коллегии и Президиума ФАС России законодательно не установлено. Как правило, вопросы по пересмотру решений территориальных органов выносятся на Апелляционную коллегию. Президиум ФАС России, в свою очередь, рассматривает только наиболее важные для дальнейшей практики дела[2].

Когда следует подавать жалобу?

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции в компетенцию коллегиальных органов входит пересмотр только тех решений и (или) предписаний территориальных органов, которые нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Таким образом, подавать жалобу во внесудебном порядке имеет смысл тогда, когда у заявителя имеются доказательства нарушения оспариваемым решением единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Других оснований для пересмотра во внесудебном порядке Закон о защите конкуренции не устанавливает.

В тех случаях, когда в качестве основания для отмены/изменения решения территориального органа заявитель указывает какие-либо иные нарушения (например, нарушение процедуры рассмотрения дела), коллегиальный орган ФАС России отказывает в удовлетворении жалобы. Так, при рассмотрении жалобы ИП Галимова А.Ш. на решение и предписания № 1 и № 2 УФАС по Республике Татарстан от 13.05.2016 по делу № 05-435/2015 ФАС России указала, что часть доводов заявителя не подлежит рассмотрению в порядке пересмотра по статье 23 Закона о защите конкуренции, поскольку такие доводы связаны с нарушением процедуры возбуждения и рассмотрения дела, обоснованностью размера взимаемой платы за дачу разрешения на технологическое присоединение к сетям газоснабжения, что не входит в пределы рассмотрения Апелляционной коллегии.

Коллегиальный орган также отказывает в удовлетворении жалобы, когда она и прилагаемые к ней документы не содержат обоснования нарушения территориальным органом единообразия применения антимонопольного законодательства[3].

Как доказать нарушение единообразия?

Наиболее распространенным видом доказательств являются решения территориальных органов ФАС России. Заявители стремятся привести как можно больше примеров того, что сложившаяся практика по аналогичным делам противоречит оспариваемому решению. Коллегиальные органы ФАС России анализируют представленные примеры и, если такие примеры действительно подтверждают нарушение единообразия, отменяют оспариваемое решение[4].

Преимуществом при доказывании будет также факт признания решений территориальных органов, на которые ссылается заявитель, законными и обоснованными в судебном порядке. Ссылки на решения территориальных управлений, подтвержденные решениями судов различных инстанций, широко используются коллегиальными органами[5].

В случае если по спорному вопросу имеются разъяснения ФАС России, ссылка на такие разъяснения может существенно усилить позицию заявителя. Так, в мотивировочной части решения по жалобе Щербакова Н.А. на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26.08.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 88/2016 коллегиальный орган ссылается на несколько писем и разъяснений ФАС России, обосновывая вывод об изменении решения территориального органа.

Обжалуемые решения территориальных органов могут быть оценены на предмет соответствия единообразию практики применения антимонопольного законодательства и иными способами.

Например, в Решении по жалобе ПАО «Волгоградэнергосбыт» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12.08.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 16-01-10-04-04/185 Апелляционная коллегия указала, что оспариваемое решение противоречит позиции, направленной ФАС России в территориальные органы в рамках оказания методической помощи. Это послужило основанием для отмены решения территориального управления.

На заседании коллегиального органа также может исследоваться мнение независимых экспертов – членов Ассоциации антимонопольных экспертов[6]. Такое мнение имеет существенное значение для формирования итогового решения коллегиальных органов и может как подтвердить позицию заявителя, так и опровергнуть ее[7].

Процедура обжалования актов территориальных управлений ФАС России закреплена в частях 6–16 статьи 23 Закона о защите конкуренции, а также в Приказе ФАС России от 07.04.2016 № 422/16 «О порядке работы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы» (далее – Порядок работы коллегиальных органов).

Срок обжалования решения или предписания территориального органа составляет один месяц со дня принятия соответствующего акта (часть 6 статьи 23 Закона о защите конкуренции). При этом действующее законодательство не предусматривает возможности продлить или восстановить пропущенный срок даже по уважительной причине, что также подтверждается судебной практикой[8]. В случае пропуска срока обжалования ФАС России вернет жалобу без рассмотрения по существу, а у заявителя останется возможность оспорить решение территориального органа в судебном порядке[9].

Возможность подавать жалобу предусмотрена для лиц, участвовавших в деле о нарушении антимонопольного законодательства. Однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что, даже если территориальный орган изначально не привлек к рассмотрению дела лицо, которое должен был привлечь в силу закона, это не лишает такое лицо права на подачу жалобы в коллегиальный орган.

Такая позиция была высказана в решении по жалобе ООО Центр по разработке и внедрению информационных технологий «ГРАНД» на решение УФАС по Магаданской области от 17.02.2016 по делу № 02-9/10-2015, а также подтверждена судами[10]. В данном деле первоначальный заявитель жалобы на действия другого лица впоследствии успешно оспорил в ведомственной апелляции решение территориального органа о прекращении антимонопольного дела. Ответчик по первоначальному делу пытался обжаловать решение коллегиального органа в судебном порядке, ссылаясь на то, что у Апелляционной коллегии отсутствовали основания по рассмотрению жалобы, так как первоначальный заявитель не был привлечен территориальным органом к рассмотрению дела и не являлся лицом, участвующим в деле.

Однако суды всех инстанций отклонили данный довод как несостоятельный, указав, что в силу статьей 42, 44 Закона о защите конкуренции территориальный орган должен был привлечь подателя жалобы к участию в деле в качестве заявителя. Незаконное непривлечение заявителя к участию в деле не может являться препятствием к обжалованию вынесенного территориальным органом акта.

Читайте так же:  Могут ли приставы забрать технику если ты живешь не по месту прописки

Срок рассмотрения жалобы в коллегиальном органе составляет два месяца с момента получения жалобы. В случае выявления необходимости дополнительного исследования документов (информации), требуемых для рассмотрения жалобы, указанный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (часть 8 статьи 23 Закона о защите конкуренции). Таким образом, общий срок рассмотрения жалобы не должен превышать трех месяцев с момента поступления жалобы в ФАС России.

Важно отметить, что действующее законодательство не содержит положений, которые бы четко регламентировали процедуру подачи жалобы в коллегиальный орган, а также содержание и форму такой жалобы. ФАС России еще в конце 2015 года был подготовлен проект приказа «Об утверждении Регламента пересмотра коллегиальными органами Федеральной антимонопольной службы решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства»[11]. Однако указанный проект не был подписан и не вступил в силу.

Таким образом, в отсутствие установленных требований к жалобе рекомендуется подавать ее с соблюдением требований, которые обычно предусмотрены для жалоб в ФАС России по иным вопросам: в письменной форме, с указанием информации о заявителе, за подписью заявителя или его представителя, а также с подробным описанием и обоснованием нарушения, допущенного территориальным органом, с акцентом на нарушение единообразия правоприменительной практики.

Рассмотрение жалобы на акты территориальных органов осуществляется путем проведения заседаний коллегиального органа. Часть 9 статьи 23 Закона о защите конкуренции, а также пункт 10 Порядка работы коллегиальных органов предоставляют лицам, участвующим в деле, право участвовать в заседании по рассмотрению жалобы. При этом такие лица имеют возможность заявить ходатайство об участии в заседании коллегиального органа путем использования систем видео-конференц-связи, что может существенно сэкономить время и затраты на представление своих интересов.

По результатам заседания коллегиальный орган принимает решение, которое должно быть мотивированным и содержать результаты обсуждений. Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган может оставить жалобу без удовлетворения либо отменить или изменить решение/предписание территориального органа.

Решение коллегиального органа подлежит изготовлению в полном объеме в течение пяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения (часть 14 статьи 23 Закона о защите конкуренции). В течение пяти рабочих дней с момента изготовления такого решения оно должно быть размещено на официальном сайте ФАС России. С момента размещения полного текста решения коллегиального органа оно вступает в силу (часть 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Важно отметить, что обжалование решения территориального управления в коллегиальный орган ФАС России не лишает лицо права на одновременную подачу заявления в арбитражный суд. Кроме того, решение коллегиального органа также может быть оспорено в судебном порядке в течение месяца с момента вступления такого решения в силу (часть 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции).

Статистика свидетельствует, что механизм внесудебного обжалования решений территориальных антимонопольных органов функционирует довольно успешно: более трети жалоб привели к положительным результатам для заявителей[12]. Однако, с другой стороны, количество фактов обращения с подобными жалобами остается сравнительно небольшим.

Причины этого могут быть связаны с наличием определенных пробелов в регулировании процедуры составления, подачи и рассмотрения жалоб, а также с существенным ограничением пределов рассмотрения жалоб коллегиальными органами ФАС России.

Однако, несмотря на указанные факторы, ведомственная апелляция имеет большой потенциал. Установленная процедура значительно оперативнее судебного оспаривания. Более того, активное использование введенного механизма поможет сделать практику территориальных органов единообразной, а также приведет к разгрузке судов.

[3] См., например, Решение по жалобе ООО «Газстройсервис» на решение УФАС по Краснодарскому краю от 19.05.2016 по делу № 412/2015.

[4] См., например, Решение Президиума ФАС России по жалобе ГУП МО «Мособлгаз» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 08.06.2016 по делу № 1-10-1918/77-15.

[5] См., например, Решение по жалобе АО «Оборонэнергосбыт» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16.02.2016 по делу № 79-186-15/5; Решение по жалобе Деева А.Ю. на решение Тульского УФАС России от 11.11.2016 № 03-03/06-2016.

[6] Примечание. Ассоциация антимонопольных экспертов (ранее НП «Содействие развитию конкуренции»).

[7] См., например, Решение Президиума ФАС России № 16-5-1/1 от 13.04.2016 по жалобе ООО «Башкирская лифтовая компания» на решение УФАС по Республике Башкортостан от 31.12.2015 по делу № А-136/16-15; Решение Президиума ФАС России по жалобе АО «Мединторг» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22.02.2017 по делу № 05-15/32-16.

Видео (кликните для воспроизведения).

[8] См. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 № 09АП-6108/2017 по делу № А40-216779/16.

[9] Примечание. Возможность оспаривания решения территориального органа в судебном порядке сохраняется до истечения срока на подачу заявления в суд, установленного АПК РФ (3 месяца).

[2]

[10] См. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2017 № Ф05-4976/2017 по делу № А40-145056/2016.

[11] Текст проекта доступен в Системе Консультант+ либо по ссылке: http://regulation.gov.ru/projects#npa=42694.

[12] Примечание. Вывод сделан на основании анализа решений коллегиальных органов ФАС России с момента начала деятельности по июль 2017 года.

Жалоба в ФАС — образец заявления в антимонопольную службу

На что можно пожаловаться в ФАС?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области конкуренции на товарных и финансовых рынках, в области рекламы, деятельности естественных монополий. Также сферами контроля ФАС являются закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (Закон 44-ФЗ), выполнение государственного оборонного заказа, регулирование тарифов. Сообщать в ведомство о нарушении закона могут как организации, так и обычные граждане.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Направлять в антимонопольную службу можно такие виды обращений, как предложение, заявление и жалоба:

  • в предложении могут содержаться пожелания по совершенствованию деятельности учреждения и антимонопольного законодательства;
  • в заявлении гражданин имеет возможность сообщить о нарушении законодательства, недостатках в работе службы;
  • в жалобе излагается просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и интересов.

Пожаловаться на нарушение своих прав гражданин может в таких сферах, как антимонопольное законодательство, рекламная, градостроительная деятельность. Организации вправе подать жалобы на нарушение закона о закупках товаров и услуг, закона о контрактной системе, на ограничение конкуренции.

Читайте так же:  Выделение доли квартиры в натуре — исковое заявление

Одним из видов нарушения антимонопольного законодательства является отказ страховой компании оформить полис ОСАГО без заключения дополнительных договоров страхования, например, страхования жизни.

Нарушением законодательства в сфере рекламы является распространение рекламы по каналам связи, в том числе и телефонной, без согласия абонента на ее получение. Это означает, что гражданин вправе жаловаться в антимонопольную службу на незаконные рекламные SMS-рассылки.

Как написать жалобу в ФАС?

Алгоритм составления обращения определяет Закон о порядке рассмотрения обращений 59-ФЗ. В соответствии с этим документом в жалобе указывают название органа, куда адресуют обращение, либо ФИО интересующего должностного лица. Обязательно следует указать свои ФИО и адрес, по которому можно отправить ответ на жалобу, без этих данных обращение рассматривать не будут. Далее подробно описывают суть жалобы, каким образом были нарушены права или интересы гражданина. Факты желательно подтвердить соответствующими документами и материалами, их копии прилагают к обращению. Завершают документ личной подписью и датой составления.

Жалобы на нарушение законодательства в сфере закупок составляют на фирменном бланке организации, подпись в этом случае должна быть электронной.

Образец жалобы в ФАС

Куда направлять обращение?

Отправляют жалобу в территориальное отделение ведомства. В центральное обращаются, когда не удовлетворяет результат обращения в местное отделение. Отправить документ можно несколькими способами:

  1. Письменное обращение. Адрес для почтовых отправлений можно узнать на официальном сайте ведомства, для этого следует зайти в раздел «Территориальные органы». Если к письму нужно приложить материалы, которые подтверждают факты нарушений законодательства, то в конверт помещают еще опись вложений. Обращение отправляют в виде заказного письма с уведомлением о вручении.
  2. Электронное обращение. В этом случае жалобу отправляют по электронной почте [email protected] в виде файла объемом не больше 8 Мб.
  3. Заполнение формы заявления на сайте. Для этого нужно выбрать соответствующий регион, можно при необходимости прикрепить вложенный файл объемом не более 2 Мб. На электронную почту заявителя приходит уведомление о получении. По номеру, который обозначен в уведомлении, можно обращение отслеживать.
  4. Обращение через Госуслуги с использованием электронной формы. Способ доступен только для зарегистрированных на портале пользователей.

Как написать заявление в электронном виде?

При подаче жалобы через сайт ведомства необходимо заполнить специальную форму. Сначала нужно выбрать из списка тематику жалобы, указать свои ФИО, вариант получения ответа: на почтовый или электронный адрес. Далее следует найти адресата обращения, изложить суть заявления, все факты и обстоятельства, которые имеют значение для рассмотрения жалобы. При отправке нужно подтвердить согласие на обработку персональных данных.

Совет: поскольку сообщение может содержать не более 1000 символов, удобнее будет оформить жалобу заранее в виде текстового документа и приложить его к обращению в виде файла вместе со скан-копиями подтверждающих нарушения документов.

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

Обращения граждан, которые направлены через официальный сайт или по электронной почте, регистрируют и передают в соответствующее подразделение службы для подготовки ответа. Узнать входящий номер жалобы можно в «Личном кабинете» на сайте или по телефону в Общественной приемной. Обращение в письменном виде регистрируют в течение трех дней с момента получения.

Если решение вопросов, которые содержатся в жалобе, не входят в компетенцию ФАС, то обращение перенаправят в соответствующее ведомство в срок до семи дней. Заявителя уведомят о факте и причинах переадресации.

Важно: поступившее любым способом обращение рассматривают в срок не более 30 дней со дня его регистрации. Если для подробного изучения обстоятельств дела требуется запросить материалы или документы в других государственных органах, время допустимо продлить еще на 30 дней (с обязательным уведомлением об этом заявителя).

Есть основания, по которым заявителю могут отказать в рассмотрении жалобы, а именно:

  1. В отправлении не указаны фамилия обратившегося лица и адрес для отправления ответа.
  2. Наличие в жалобе оскорблений и угроз в адрес должностного лица ФАС.
  3. Ответ невозможно подготовить без разглашения сведений, являющихся государственной тайной.
  4. На обращение уже давались письменные ответы.
  5. Текст набран заглавными буквами, или не разделен на предложения, или нечитаем.

При рассмотрении жалобы ведомство обязано:

  • своевременно и объективно изучить все обстоятельства нарушения прав гражданина;
  • запросить необходимые для рассмотрения материалы в других государственных органах;
  • принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя;
  • направить гражданину письменный ответ.

Обжаловать решение или бездействие ФАС можно в судебном или досудебном порядке. В арбитражный суд заявление подают в течение трех месяцев с момента получения ответа от ведомства. В досудебном порядке можно подать жалобу в ФАС на действия или бездействие территориального подразделения.

Можно ли отозвать жалобу?

Возможность отзыва жалобы предусмотрена для обращений по нарушению законодательства в сфере закупок, а именно пунктом 15 ст. 105 Закона 44-ФЗ. Для отзыва обращения в ФАС направляется заявление, причины отзыва указывать необязательно. При этом повторно обратиться с жалобой на те же самые нарушения уже нельзя.

Уважаемый читатель! Статья описывает наиболее частые юридические проблемы и способы их решения. Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь за бесплатной помощью к консультанту:

Москва, Московская область: +7 (499) 288-72-46

СПб, Ленинградская область: +7 (812) 317-60-18

Регионы, Федеральный номер: +8 (800) 500-27-29 доб. 859

КРУГЛОСУТОЧНО, БЕСПЛАТНО, БЫСТРО

Жалоба в Федеральную антимонопольную службу (ФАС)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2018 г. № ИА/3655/18 “О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг”

Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России), в связи с вступившими в силу 31.12.2017 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), а также поступающими запросами о разъяснении применения норм Закона о закупках и на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе информационное письмо о применении положений части 10 статьи 3 Закона о закупках в части порядка рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Читайте так же:  Кто может брать кадастровую справку нна продажу дом

1. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом частью 13 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в жалобе доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, при этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона защите конкуренции.

2. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом, ФАС России обращает внимание, что нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона о закупках срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

На основании изложенного, ФАС России обращает внимание на необходимость учета позиции, изложенной в настоящем письме, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

И.Ю. Артемьев

Обзор документа

Даны некоторые разъяснения по вопросу обжалования действий (бездействия) заказчиков в рамках Закона о контрактной системе.

Так, указано, что жалоба, поступившая в антимонопольный орган, подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов. На основании последних комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной. При этом антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.

Жалоба на положения документации о закупке, поступившая от лица, не подававшего заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок оставляется без рассмотрения.

Читайте так же:  Штраф за спецсигнал

Жалоба в ФАС

Федеральный закон № 59 от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан», а также Конституция РФ гарантируют право россиян на личное или коллективное обращение в государственные и местные органы власти. В зависимости от региона проживания заявителя и сути вопроса подавать жалобу можно как в главное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), так и в территориальные органы. Поводом обратиться могут послужить любые факты нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Порядок обращения

Направить жалобу в ФАС и сообщить о нарушении прав и свобод гражданина можно следующим образом:

  1. Почтовая отправка.
  2. Электронное письмо на e-mail.
  3. Личная встреча с представителем службы.
  4. Онлайн на сайте антимонопольного управления.
  5. Через портал Госуслуги.

Почтовый адрес

Письма с уведомлением в центральное управление ФАС РФ направляются по адресу:

125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3

Руководителю ФАС России Игорю Юрьевичу Артемьеву.

Если заявление подкреплено документами, то к письму следует добавить опись вложений.

Почтовые адреса и контактные данные управлений в субъектах РФ можно найти на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в разделе «Территориальные органы».

Электронная почта

Направить жалобу в ФАС можно на официальный электронный ящик [email protected] В теме письма необходимо указать суть вопроса. Допускается наличие вложений общим объемом до 8 Мб.

Если проблема, описанная в претензии, является типовой, то ответ готовит сотрудник Общественной приемной.

Личный прием

В здании Общественной приемной центрального управления ФАС можно получить пояснения по вопросам составления обращений. Здесь также можно узнать статус рассмотрения уже поданной претензии.

Адрес: Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.

Граждан консультируют с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00 и в пятницу с 9:00 до 16:45. Вход в помещение свободный.

При необходимости, сотрудники приемной могут записать на встречу с руководителем или другим уполномоченным лицом. Телефон: (499) 755-23-23.

Официальный сайт

Для оперативной отправки обращений и быстрого реагирования на ситуацию на сайте Антимонопольной службы была запущена электронная приемная. Чтобы отправить онлайн-жалобу необходимо перейти по ссылке http://fas.gov.ru/contacts/requests/napisat-v-fas-rossii/, выбрать тематику из предложенного списка и заполнить открывшуюся форму. Максимальный размер текста – 1000 символов. Есть возможность прикрепить вложения.

Отправлять письма через сайт могут только зарегистрированные пользователи, поскольку электронное письмо должно быть подписано ЕЦП. Согласно части 1 ст. 6 ФЗ № 63 от 06.04.2011г. онлайн-обращения с ЭЦП приравниваются к бумажным и рассматриваются в том же порядке.
Важно внимательно заполнять анкету и корректно указывать все данные. После отправки жалобы последует автоматическое уведомление с номером, присвоенным письму. По этому коду можно отследить статус рассмотрения претензии.

Портал Госуслуги

На сайте Государственных услуг https://www.gosuslugi.ru тоже можно написать в Федеральную Антимонопольную службу. Это сокращает время на обработку данных и отправку жалобы.

После перехода на страничку ФАС https://www.gosuslugi.ru/structure/10000014611, необходимо выбрать нужный раздел и заполнить электронную форму, следуя требованиям системы.

Образец жалобы

Нюансы составления обращения зависят от сути вопроса, который хочет обжаловать адресант (незаконная реклама, незаконные действия страховой и т.д.). Образцы документов с подробной инструкцией по их составлению можно найти на официальном сайте ФАС.

Общие рекомендации закреплены ФЗ № 59. Согласно ст. 7 официальное обращение должно содержать:

  1. Наименование госоргана-адресата или ФИО (должность) чиновника-получателя.
  2. Почтовый адрес, куда будет направлен ответ.
  3. Суть жалобы.
  4. Личная подпись и дата составления.

В подтверждение своих слов рекомендуется прикрепить к письму документы по делу или их копии. Все ксерокопии должны быть хорошего качества и поддаваться прочтению.

Порядок и сроки рассмотрения

Письменной жалобе должен быть присвоен входящий номер в течение трех дней после ее получения (ст. 8 ФЗ № 59). Если разрешение проблемы лежит вне компетенции Антимонопольной службы, то жалобу перенаправят в другое ведомство в течение 7 дней. Адресанта уведомят об этом в отдельном письме с указанием причин перенаправления заявления.

Также жалоба может быть переслана в региональное управление ФАС (УФАС).

В случае отсутствия претензий к оформлению обращения для подготовки ответа отводится 30 дней с момента регистрации, однако есть и частные случаи:

  • нарушение антимонопольного законодательства – 30 дней с момента регистрации с возможностью продлить срок предоставления ответа на 60 дней;
  • по рекламному законодательству – 30 дней со дня регистрации с возможностью продлить срок предоставления ответа на 30 дней;
  • нарушение закона о контрактных закупках – 5 дней с момента регистрации;
  • нарушения законодательства о закупках товаров (работ, услуг) юридическими лицами – 7 рабочих дней;
  • нарушения закона в сфере градостроительства – 7 рабочих дней с возможностью пролонгирования срока еще на неделю.

Обжалование решений ФАС

Статья 52 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» дает гражданам право обжаловать решение антимонопольного органа в досудебном порядке или через подачу иска в суд. При этом, в случае начала судебного производства, действие решения, выданного ФАС будет приостановлено до получения решения суда.

Законодательная база

  1. ФЗ № 135 от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
  2. ФЗ № 59 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан».
  3. ФЗ № 44 от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. ФЗ № 63 от 06.04.2011 «Об электронной подписи».

Скандальное видео: страховщики жалуются в ФАС

Дежурные юристы

Столкнувшись с фактами нарушения интересов и прав со стороны государственных организаций, юридических лиц,…

Совершая покупки в продуктовых магазинах, аптеках и других учреждениях торговли клиенты часто сталкиваются…

Видео (кликните для воспроизведения).

Конституция РФ и Гражданский Кодекс гарантируют право каждого россиянина обращаться в МВД России…

Источники


  1. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.

  2. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.

  3. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  4. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  5. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
Жалоба в федеральную антимонопольную службу (фас)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here